Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:51, контрольная работа
Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейших своих задач видит формирование культуры личности ребенка.
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только его включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. Понятие подростковой субкультуры……………………………………….....5
2. Специфика формирования подростковой субкультуры……………..………6
3. Влияние подростковой субкультуры на социализацию личности…….…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………
Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и, начиная с 5-6 классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п.
Подростковая субкультура по сравнению с субкультурой взрослых, которая уже имеет некоторую культурную форму и реализует именно ее, является более активной и креативной, так как она обладает более высоким «поисковым» потенциалом, у нее нет еще независимости, цельности и законченности. Она весьма неоднородна, включает в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Так же, она текуча и изменчива. Но вместе с тем она социально реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, ритуалы общения [8].
В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств у других людей.
Поскольку в качестве образцов
для подражания подростков выступают
как взрослые, так и сверстники,
создаваемый ими идеал
Подростковый возраст
Современный подросток проходит свое
становление в очень сложных
условиях ломки многих старых ценностей
и формирования новых социальных
отношений. Поскольку трудности
возраста совпадают с системным
кризисом общества, то растерянность,
пессимизм, неверие в настоящее
и будущее у современных
Если рассматривать
В течение всего подросткового
возраста постепенно формируется новая
субъективная реальность, преобразующая
представления индивида о себе и
другом. Становление психосоциальной
идентичности, лежащее в основе феномена
подросткового самосознания, включает
в себя три основные задачи развития:
осознание временной
Социальная защита подростков, разработка
программ и проектов по созданию оптимальной
модели молодежной политики, обеспечивающей
организацию подростковых объединений
— клубов, студий, обществ, отрядов,
должны строится на принципах подлинной
самостоятельности и
Таким образом, подростковый
период — это самый трудный
и сложный из всех детских возрастов,
представляющий собой период становления
личности. Вместе с тем это самый
ответственный период, поскольку
здесь складываются основы нравственности,
формируются социальные установки,
отношения к себе, к людям, к
обществу. Кроме того, в данном возрасте
стабилизируются черты
Значительную роль в процессе социализации личности подростка играют: общество, в котором живет и развивается подросток, семья, которая определяет ценностные ориентации ребенка и школа, которая развивает его способности. В современной культуре одной из форм стихийной социализации является средства массовой информации.
Таким образом, сущность подростковой
субкультуры проявляет себя как
источник культурных инноваций, обеспечивает
социокультурную
- в структуре современной
культуры подростковая
- она более активна
и креативна (т.е. обладает
- подростковая субкультура амбивалентна, т.е. она не является чем-то независимым, цельным и законченным. Она неоднородна, включает в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, она текуча и изменчива;
- она, в отличие от
культуры раннего детства,
- подростковая субкультура
детерминирована влиянием
Таким образом, одним из самых распространенных принципов образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить о подростковой культуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни.
3. Особенности
влияния подростковой
В современном обществе существует большое многообразие субкультур, однако само понятие находит наиболее частое применение в исследованиях подростковых субкультур, которые часто рассматриваются как девиантные, развивающиеся на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя и связаны с ними [10, с. 77].
В отличие от всех других возрастных
групп, подростки более
В условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в обществе подростковую субкультуру можно рассматривать в нескольких плоскостях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая понимается как содержательная сторона культурной жизнедеятельности подростка. Современное состояние подростковой субкультуры обусловливается следующими факторами:
1. Подростковый возраст отличают
черты порывистости, неустойчивости
желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые
переживаниями амбивалентности
социального статуса (уже не
ребенок, а взрослый). Именно эта
специфика приводит подростков
в однородные по возрасту и
социальной принадлежности
2. Наличие существенных
3. Кризис, затронувший социальную
структуру общества с
4. Современная российская
5. Попытки реализации целостной
программы гуманитарной
Формирование субкультур определяется
разнообразием человеческой деятельности.
«Каждый индивид в своих
Подросток не является исключением. Он
включается в культуру, взаимодействуя
с формами субкультур: семейной,
детской, подростковой, молодежной, профессиональной
и другими. Мозаика субкультур и
этнических культур образует ту реальную
многоукладность культуры, которая
позволяет индивиду обрести индивидуальность
и, самоопределяясь, стать автономным
носителем ее разнообразных ценностей.
Многообразие культурных полей способствует
более богатой
Нехитрый маскарад, который реализуется
в структуре группировок
Информация о работе Подростковая субкультура как фактор социализации личности