Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:18, реферат
Современный уклад нашей жизни, современное производство требуют от человека не просто определенного уровня знаний, они стимулируют приобщение к образовательной деятельности, направленной на беспрерывное обновление, совершенствование, расширение имеющихся знаний. Важнейшее требование жизни к современной общеобразовательной школе состоит в том, чтобы она на основе учета индивидуальных особенностей учащегося, способствуя формированию школьника как творческой личности, способной без посторонней помощи ставить задачи и находить их решения, сделала все возможное для обеспечения готовности выпускника к быстрому восприятию изменений, возникающих в мире новых знаний.
Оргдеятельность делится на: 1) умение максимально реализовывать намеченное, оно затрагивает успешное продвижение обучаемых по дистанции от замысла к воплощению; 2) умение планировать и организовывать познавательную деятельность, это умение предполагает способность независимо от воли других людей выдвижение целей обучения и обеспечения условий для их достижений.
Проанализировав различные точки зрения на структуру познавательной самостоятельности, можно выделить следующие компоненты:
1) когнитивный, включающий набор знаний умений и навыков, которые являются необходимыми на каждом конкретном этапе обучения и определяют дальнейшие возможности обучаемого в ведении познавательной деятельности и развитии самостоятельности;
2) мотивационный, содержащий набор познавательных мотивов, которые направлены на формирование познавательной самостоятельности;
3) эмоционально-волевой, представляющий готовность к приложению волевых усилий в ведении познавательной деятельности. Условно структуру познавательной самостоятельности можно изобразить следующим образом (рис. 1).
Каждый из них выполняет определенную роль в познавательной деятельности обучаемого, влияя тем самым на успешное формирование познавательной самостоятельности. Для формирования познавательной самостоятельности необходимы умения и навыки самостоятельной работы, способности обучаемого преодолевать возникающие затруднений при самостоятельной работе и устойчивое стремление к новому познанию. Когнитивный компонент направлен на создание основы знаний и умений, необходимых для познавательной деятельности, мотивационный побуждает обучаемого к овладению знаниями, эмоционально-волевой стимулирует развитие познавательных мотивов, что в свою очередь повышает готовность к совершению волевых усилий в познавании. Все эти три компоненты взаимосвязаны между собой и их выделение в структуре познавательной самостоятельности отвечает требованиям, предъявляемым к личности современного учащегося.
Рис. 1
Структура познавательной самостоятельности
______________________________
Процесс формирования познавательной самостоятельности школьника будет эффективным, если:
периодом для формирования познавательной самостоятельности (мы считаем, что младший школьный возраст входит в этот промежуток активного формирования);
На основе изучения психолого-педагогической литературы, анализа работы и экспериментального исследования учебного процесса были выделены следующие условия формирования познавательной самостоятельности школьников:
– активность школьников в обучении, так как познавательная самостоятельность формируется и развивается в процессе активной деятельности учащегося;
– дифференцированный подход, осуществление которого позволяет учителю организовать познавательную деятельность с учетом особенностей школьника, предоставляет ученику возможность освоения того содержания образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам;
– личностно-ориентированный подход, при реализации которого учитываются не просто особенности субъекта учения, а используется иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» собственно личностных функций ученика и обращение к его субъективному опыту;
– целостный подход, что
требует осуществления
______________________________
Критерии познавательной
самостоятельности младших
Воронцова О.Р., Катержина С. Ф. [уууО. Р. Воронцова, С. Ф. Катержина] в своей статье выдвигают следующие критерии познавательной самостоятельности:
1) наличие познавательного интереса, о котором можно судить по следующим показателям:
− степень участия в обсуждаемых проблемах на занятиях;
− полнота ответов;
− самостоятельность суждений;
− вопросы учителю, их характер и направленность;
− отношение к дополнительным заданиям;
− характер читательских запросов;
− направленность использования свободного времени и т. д.;
2) сформированность приемов познавательной деятельности;
3) определенный уровень самостоятельности в изучении наук;
4) достижение достаточно высокого уровня познавательного общения между учениками и учителем;
5) высокое качество знаний и их соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.
____________________________
В качестве показателей сформированности познавательной самостоятельности у младших школьников выделяя низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий уровни [43] .
На низком уровне познавательная потребность не осознана; познавательные мотивы проявляются как внешние, неустойчивые; преобладают копирующие действия по заданному образцу, элементы творчества отсутствуют; сила воли не проявляется.
Уровень ниже среднего характеризуется четко выраженной потребностью в помощи педагога при выполнении заданий; неуверенными самостоятельными действиями; присутствуют элементы творчества; крайне редко проявляются самоконтроль и сила воли.
Средний уровень отличается проявлением (чаще всего) одного устойчивого мотива (проявляют желание узнать новое, руководствуясь чувством долга перед взрослыми – учителями, родителями); действия носят осознанный характер; в стандартной ситуации знания применяются свободно; присутствуют элементы творчества; частично осуществляется самоконтроль или взаимоконтроль; чаще возникает желание самостоятельно преодолевать сложности.
На уровне выше среднего четко выражена познавательная потребность; усложнены мотивация (чаще обращаются к учителю за дополнительными сведениями, построение алгоритма самостоятельных действий; наличие оригинальности мышления, элементов творчества; реализация различных средств поиска информации; готовность к самоконтролю и взаимоконтролю, отсутствует адекватное оценивание своих ошибок, часто проявляются устойчивые волевые действия.
Высокий уровень характерен наличием устойчивой мотивации; вариативностью действий, готовностью сотрудничать с другими; высокой ответственностью за результаты индивидуального и коллективного труда; способностью к самостоятельному алгоритмизированию действий, адекватному корректированию ошибок и недочетов, к творческому подходу к процессу выполнения работы, свободному преодолению трудностей.
_____________________________
Основным условием достижения и закрепления уровня является профессиональная компетентность педагога, обеспечивающая самостоятельную активность учащихся, использование дискуссий и столкновений различных точек зрения, а также включение познавательной активности в число основных личностных ценностей.
Барьерами развития познавательной самостоятельности являются личностные особенности школьников – низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п.
Каждый уровень познавательной самостоятельности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной самостоятельности. Условия, необходимые для развития познавательной самостоятельности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение [АннаПрихожан(Статья)].
______________________________
Интересным и соответствующим основным принципам обучения является система воспитания познавательной самостоятельности, предложенная Н.А. Половниковой [Н.А.Половникова 54] Эта система состоит из этапов учебной работы, направленных на формирование трёх уровней познавательной самостоятельности обучаемых.
Первоначальный этап – доведение образцов основных форм познавательной деятельности до учащихся. Усвоение образцов основных форм познавательной деятельности означает выход на первый уровень развития рассматриваемого качества – приобретение копирующей самостоятельности.
Основной этап – формирование основных методов познавательной деятельности. Овладев основными методами, обучаемый приобретает общий подход к решению познавательных задач соответствующего типа и выходит на второй уровень познавательной самостоятельности – приобретает воспроизводяще - выборочную самостоятельность.
Высший этап - системы учебной работы по развитию познавательной самостоятельности обучаемых предполагает главной задачей преподавателя упражнения для обучающихся в творческом применении усвоенных способов, приёмов и умений познавательной деятельности и их дальнейшее совершенствование. Овладев этой способностью, обучающийся приобретает творческую самостоятельность. Умения, приёмы и способы познавательной деятельности, характерные для одного предмета, являются частными методами. Но, при дальнейшем их общении, они слагаются в общие методы учебной деятельности. Это в основном и характеризует самостоятельность обучаемого в познании, его умственное развитие.
______________________________
Рассматривая пути формирования познавательной самостоятельности, ученые предлагают разные варианты: Е.А. Голант, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин делают акцент на организации самостоятельной работы, решении учебных задач; В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин – на формировании приемов познавательной деятельности; П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина – на использовании обобщенных знаний, составляющих ориентировочную основу деятельности; И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый – на введении в содержание обучения методологических знаний; Л.И. Рувинский – на осуществлении самоконтроля учебной деятельности
Разные исследователи
1) организация самостоятельной работы, решение учебных задач;
2) формирование умений применять
основные формы и методы
3) использование обобщённых
4) введение в содержание
5) осуществление самоконтроля учебной деятельности и др.
В качестве важного и эффективного средства развития познавательной самостоятельности обучающихся всегда рассматривалась самостоятельная работа. В дидактической литературе встречается много видов самостоятельной работы. Многие авторы (Буряк В.К., Жарова Л.В., Есипов Б.П., Пидкасистый П.И., Стрекозин В.П. и др.) пытались классифицировать самостоятельную работу по разным основаниям. ВИДЫ САМ РАБОТ