Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:28, реферат
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей учащихся, реализацию дифференцированного подхода к обучению.
Сегодня в центе внимания – ученик, его личность.
Поэтому основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Введение
Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения.
Особенности нетрадиционных уроков
Заключение.
Список используемой литературы.
Применение на уроке метода дискуссии требует наличия в группе, классе высокой дисциплины. Вряд ли данный метод может быть применим в коллективах, где нет привычки уважать мнение других людей, умения четко следовать логике разговора, выделять из сказанного главную мысль. Скорее данный метод эффективен для использования в старших классах. Дискуссия не только позволяет закреплять знания, вырабатывать умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свою точку зрения, но и формирует толерантность.
Бинарный урок основывается на межпредметных связях,
интеграции предметов, предполагает использование
сплава из различных педагогических технологий.
Является важным этапом в формировании
мировоззрения учащихся, развитии их мышления.
Ведут его два или несколько специалистов-предметников.
Я.А. Каменский сформулировал так называемое
золотое правило успешного освоения материала:
"Пусть предметы сразу схватываются
несколькими чувствами, зарисовываются,
чтобы запечатлеваться через зрение и
действие руки... всеми средствами нужно
воспламенять жажду знаний и пылкое усердие
к учению". Бинарные уроки являются
одной из форм реализации этого "золотого
правила". Также в настоящее время большое
внимание уделяется задачам формирования
коммуникативной компетенции учащихся.
Чтобы ее развить, недостаточно насытить
урок условно-коммуникативными упражнениями,
позволяющими решать коммуникативные
задачи. Важно предоставить учащимся возможность
мыслить, решать проблемы, рассуждать
над путями решения этих проблем, с тем
чтобы они делали акцент на содержании
своего высказывания, чтобы в центре внимания
была мысль. На бинарном уроке создаются
подобные условия развития учащихся.
Порядок подготовки бинарных уроков:
1-й этап. Проводится анализ учебного материала
двух и более дисциплин, с целью определения
общей темы, которая будет основой такого
урока. Так, например, в практике общеобразовательной
школы для бинарных уроков были соединены
следующие предметы и подобраны следующие
темы: мировая художественная культура
и география - тема урока "География
народных промыслов"; география и экология
- тема урока "Климатические пояса Евразии
и адаптации организмов"; физика, экология
- тема урока "Влияние температуры и
ветра на состояние окружающей среды";
математика и информатика -"Вычисление
площади поверхности и объема цилиндра";
русский язык и история - "Призыв к Правде,
Добру и Справедливости в повести А. Приставкина
"Ночевала тучка золотая" и т. д.
2- й этап. Совместное тщательное планирование
педагогами хода урока, в котором четко
будет определена роль каждого из них.
Необходимо знать, что такой урок должен
состоять из дополняющих друг друга, но
не дублирующих частей из разных предметов.
Хорошо, если будут разработаны задания,
которые дадут учащимся возможность, используя
изученный материал на двух и более предметах,
творчески применить знания, навыки и
умения, решить доступные им проблемы
на основе взаимодействия, увидеть результаты
своего труда и в итоге получить от занятия
радость и удовлетворение.
3- й этап. Подведение итогов. Оценивание
и оформление результатов деятельности
учащихся.
Бинарный урок помогает в решении следующих
задач:
Целесообразно проведение бинарных уроков в профориентационной деятельности и в профессиональном образовании, т. к.:
Неправильно отождествлять понятия исследовательская деятельность и урок-исследование. Исследовательская деятельность - понятие широкое, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок-исследование - это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением учащимися (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с заранее известным, но не знакомым ученикам результатом), ограниченная временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
Главная цель урока-исследования - приобретение
учащимися функционального навыка исследования как универсального способа
получения новых прочных знаний (знания
добываются самостоятельно и поэтому
являются личностно значимыми, а значит,
прочными), развитие исследовательского
типа мышления, активизация личностной
позиции учащегося в образовательном
процессе. Таким образом, итогом урока-исследования
должен явиться интеллектуальный, творческий
продукт (знания), устанавливающий истину
в результате процедуры исследования.
Не каждый урок можно сделать уроком-исследованием.
К такому виду деятельности необходима
большая теоретическая подготовка, которую
обучающиеся должны получить на традиционных
учебных занятиях по изучению и первичному
закреплению новых знаний и способов деятельности.
На уроке-исследовании перед обучающимися
ставится проблема, и они при непосредственном
участии педагога или самостоятельно
должны исследовать пути и способы ее
решения, т. е. построить гипотезу, наметить
и обсудить способы проверки ее истинности,
аргументировать, провести эксперименты,
наблюдения, проанализировать их результаты,
порассуждать, доказать. Это, например,
могут быть задачи на самостоятельное
"открытие" правил, законов, формул,
теорем, самостоятельное выведение закона,
формулы, открытие способа доказательства.
Знания, полученные учеником самостоятельно
путем проб и ошибок, перебора различных
инструментов, применения всевозможных
формул и действий, останутся в его памяти
надолго. Педагог при такой форме урока
станет организатором исследовательского
поиска. Поставив проблему, педагог должен
раскрыть направления ее решения, рассуждать
вместе с обучающимися, высказывать предположения,
обсуждать их вместе, опровергать возражения,
доказывать истинность. Таким образом,
он будет демонстрировать подросткам
путь научного мышления, заставит их следить
за движением мысли к истине, сделает их
соучастниками научного поиска. В структуре
урока-исследования можно выделить следующую
последовательность действий:
Предлагаемая учащемуся задача для исследования должна соответствовать его интеллектуальным возможностям. Если педагог почувствует, что учащиеся затрудняются выполнить задание, он должен ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблемности.
Педагог при организации исследования может использовать следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:
Уроки-исследования - прогрессивная форма нетрадиционного
занятия, которая открывает в молодых людях способность
генерировать идеи, вести научный поиск,
использовать межпредметные связи и в
дальнейшем вносить свой вклад в инновационное
развитие науки, техники, культуры нашей
страны.
Заключение.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей,
развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
.
Список используемой литературы
1. Короткова М.В. «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории». М., 2003 г.
2. Трофимова О.В. «Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся» 2003 г.
3.Кульничев С.В., Лакоценина Т.П. «Совсем необычный урок. Вторая часть» 2001 г.
4. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. №2, 1992 г.
Информация о работе Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения