Понятие грамматической стороны речи, особенности усвоения задач и содержания грамматической стороны речи у детей в дошкольных учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:26, реферат

Краткое описание

Некоторые особенности становления грамматического строя речи детей пред дошкольного и дошкольного возраста изучены в психологии; в физиологии установлена условно рефлекторная основа грамматической стороны их речи. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка». Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит.

Содержание

Глава 1. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи.

Глава 2. Развитие словаря и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Введение:
Интерес к изучению особенностей детской речи определился достаточно давно. Педагоги, психологи разрабатывают различные методики для исследования и в случае необходимости коррекционной работы с детьми.

Как одним из самых основных периодов в жизни ребенка, связанных со становлением речи является дошкольный возраст. Поэтому данная работа направлена на изучение формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста, на способы его формирования в становлении речи ребенка.

Задача:

1. Рассмотреть задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи.

2. Рассмотреть предпосылки становления речи ребенка в данном возрасте;

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Свертывание явления словотворчества к концу дошкольного возраста говорит о том, что ребенок овладевает механизмом словообразования как автоматизированным действием. Желательны специальные упражнения в словообразовании, которые формируют чувство языка и способствуют запоминанию нормативов.

Состояние грамматической стороны речи детей в одной и той же группе может быть различным, оно зависит от нескольких причин:

1) общих психофизиологических  закономерностей развития ребенка (состояние нервных процессов, развитие  внимания, мышления и т. д.);

2) запаса знаний и словаря, состояния фонематического слуха и речедвигательного аппарата;

3) степени сложности грамматической  системы данного языка;

4) состояния грамматической  стороны речи окружающих взрослых (воспитатели, технический персонал  детского сада, родственники детей), степени педагогического контроля за правильностью речи ребенка.

Чем же нужно руководствоваться, определяя содержание работы по грамматике для конкретной возрастной группы? Указанные выше особенности являются типовыми для русских детей дошкольного возраста. Наиболее значимые расхождения в уровнях грамматической стороны речи детей одной группы наблюдаются в области морфологии. Поэтому воспитателю целесообразно намечать для занятий лишь те из названных выше форм, употребление которых затрудняет воспитанников данной группы. Нет смысла учить детей тому, чем они уже овладели. В начале учебного года педагог должен выяснить, в каких грамматических формах дети допускают ошибки. Для этой цели он может использовать повседневные наблюдения за речью детей, вопросы-задания отдельным детям с использованием картинок, предметов, в словесной форме. Кроме того, иногда можно проводить фронтальные проверочные занятия со всей группой.

Проверочные занятия и индивидуальные задания не ставят целей прямого обучения, поэтому воспитатель не применяет основные приемы обучения, а использует лишь вопросы и, по мере надобности, исправление, подсказ. На одном таком занятии можно проверить правильность употребления детьми нескольких грамматических форм.

Во время проверочных занятий в старшей и подготовительной к школе группах можно предлагать следующие виды работы:

1) рассматривание картинок  из альбома «Говори правильно»  О. И. Соловьевой и ответы на  вопросы: кто это? Сколько их? (утенок, утята, поросята, лисята, львята);

2) игра с картинками  «Чего не стало?» (чулок, носков, блюдец, апельсинов);

3) упражнение с картинками  «Докончи предложение»: Стоит много ... (кресел). На вешалке много ... (полотенец). Висят детские ... (пальто);

4) словесное упражнение  «Докончи предложение»: Лента длинная, а скакалка еще ... (длиннее). Печенье сладкое, а мед ... (слаще). Мой букет красивый, а мамин ... (красивее). Одна девочка хочет петь, и все девочки ... (хотят);

5) рассматривание картинок: на чем играет девочка? (На пианино.) У мамы в кофейнике много ... (Кофе.) Что делают эти спортсмены? (Бегут.) А этот? (Бежит.);

6) игра с игрушечным  мишкой «в поручения»: Попросите  мишку положить простыню. Мишка, ... (положи простыню). Что делает  мишка? (Кладет.) Что сделал мишка? (Положил.) Узнаем, умеет ли мишка лечь? Мишка, ... (ляг!). Сможет ли мишка поехать? Мишка, ... (поезжай!).

Продолжительность проверочного занятия — 10—15 мин. Подобные занятия можно проводить и в течение года, включая в них проверку правильности употребления других грамматических форм.

Если выявленная ошибка носит индивидуальный характер, воспитатель старается выяснить ее причину, привлекает к исправлению ошибки родителей ребенка, следит за его повседневной речью, обращает его внимание на правильную форму. Если же ошибки типичные (при этом не обязательно, чтобы их делало большинство детей), то целесообразно прибегать к специальным занятиям для исправления этих ошибок в течение года.

Таким образом, конкретное содержание работы по формированию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении определяется нормами русской грамматики, типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте с учетом реального состояния грамматической стороны речи в данном детском коллективе.

 

Глава 2. Развитие словаря и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 
1. Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка и формирует на основе восприятия окружающего предметного мира. Рост словаря напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом-образом и словом. 
 
Понимание речи также связано с формированием предметных образов, которые являются чувственной основой речи. 
 
         Изучение детской речи издавна привлекает внимание специалистов: педагогов, психологов, логопедов, врачей.  
 
Так, А.Н. Гвоздев в своей  работе «Вопросы изучения детской речи»  выделил периоды в формировании грамматического строя русского языка, в процессе его усвоения ребенком, характеризующийся специфическими особенностями: 
 
1.     Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в оном неизменном виде во всех случаях, где они используются; 
 
2.     Период освоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категория и их внешнего выражения; 
 
3.     Период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения. 
 
Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории и методики развития речи детей. 
         2. Темпы освоения ребенком как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком. 
 
         В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в развитии речи, что обусловлено разными причинами. Это прежде всего выход ребенка за пределы узкосемейного круга.  Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становятся доступны не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - все больше места в его жизни занимают: предметы,  люди, отношения с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по читаемым ему книгам и по рассматриваемым картинкам. 
 
         Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых вводов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи – сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и о увиденном, о замысле игры, о проделанной работе, о просмотренном детском фильме, о прослушанном рассказе, о взаимоотношениях с товарищами – о всем том, что происходило в жизни и деятельности ребенка. На основе развивающейся жизни в коллективе возникает необходимость сговариваться об общем замысле деятельности, о распределении функций и контроле за выполнение правил т.п. В зависимости от характера коллективной деятельности возникают задачи инструктирования, оценки и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые формы: указания, оценки, согласования, действия и т.п. 
 
         В связи с развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка возникают потребности в формулировании собственного замысла,   в констатации  затруднений,  в рассуждении по поводу способов выполнения действий.  На этой основе возникают интеллектуальные  функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой. Следует отметить, что функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста  становятся чрезвычайно разнообразными. Дети дифференцированно используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения и высказываний сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснять, убедить его, доказать.  
 
         Рост словаря, как и освоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. Однако словарный запас представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности. И в развитии речи ребенка таким образом становиться наиболее существенным вопрос об усвоении им грамматического строя родного языка. 
 
         На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от 3 до 7 лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.  В этот период происходит разграничение ранее смешивавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время усваиваются как единичные, стоящие особняком формы.  
 
         После трех лет происходит интенсивное овладение сложными предложениями, соединенными союзами. Из общего числа усваиваемых до семи лет союзов 61% усваивается в период трех лет. В это период усваиваются следующие союзы и союзные слова: что, коли, куда, сколько, который, как, чтобы, в чем, хотя, ведь, все-таки, оттого что, зачем, почему, отчего. Усвоение этих союзов, обозначающих самые разнообразные зависимости, показывает интенсивное развитие связных форм речи. Усвоение падежных форм происходит в основном в раннем детстве, но некоторые из них могут усваиваются и в более старшем возрасте. В 3 года (3 года 3 мес.) усваиваются винительный падеж с предлогом на, имеющий не местное значение; родительный падеж с предлогом до, обозначающий предел; родительный падеж с предлогом с, показывающий положение; дательный падеж с предлогом по, для обозначения распространения движения по поверхности; в 3 года 6 мес.  – винительный падеж в значении про с предлогом «для»; родительный падеж с предлогом от для обозначении причины; родительный падеж с предлогом вместе; дательный падеж с предлогом по для обозначения причины.   
 
Так же отмечается, что до трех лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трех лет и растягивается на весь дошкольный возраст. Так, после трех лет усваиваются: суффикс для обозначения женского пола, суффиксы действующего лица, суффиксы отвлеченного действия, суффиксы для обозначения детенышей, суффикс для обозначения собирательности. Около четырех с половиной лет отмечены случаи образования сложного слова с соединительной гласной.  
 
         Усвоение форм склонения происходит у детей дошкольного возраста при ведущем значении ориентировки ребенка на форму слова (его окончание) в именительном падеже. Формирование систем связей, появляющихся с ориентировкой на форму, происходит в определенной последовательности на протяжении всего дошкольного возраста.  
 
Прежде всего возникает ориентировка в существительных женского рода на -а  и мужского рода на твердую основу. Количество ошибок при конструировании падежных форм от слова этого типа уже у младших школьников является небольшим.  Несколько позднее усваивается склонение существительных мужского и женского рода на мягкую основу, а затем уже происходит усвоение имен существительных среднего рода, однако  с большим трудом. В отношении усвоения эти существительные очень четко разбиваются на две группы: быстрей устанавливается правильное изменение по падежам у существительных среднего рода с ударными окончаниями и в более продолжительное время – с безударными. Младшие дошкольники при склонении существительных среднего рода еще не всегда ориентируются на их окончания в именительном падеже, смешивая при склонении слов окончания I и II склонения.  У старших дошкольников падежные формы образуются целиком по одному из типов склонения. Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже в зависимости от того, как они его произносят, производят формы – по первому или по второму типу.  
 
         Возрастающая, от 3-х к 5-ти годам активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг другом, умения понять выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому уже на пятом году, как никогда в последующем,  высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180-210 слов в течение 30 минут игры. 
 
         Об интересе детей дошкольного возраста к жизни, к миру людей свидетельствует наличие в их высказываниях большого числа существительных, обозначающих военные и гражданские профессии, имена собственные. 
 
Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик  («чистюля», «смельчак»). 
 
         Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнения правил и оценивают поведение (правильно – неправильно, плохо – хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности,  общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения детей. 
 
Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей, и также постепенно усваиваются.  
 
Следует отметить, что у старших дошкольников ориентировка на звуковую форму существительных выражена уже совершенно отчетливо. У младших – ориентировка появляется  не столь отчетливо – она только формируется, но и те и другие ориентируются на звуковую форму слова. Психологи отмечают, что усвоение морфологической системы русского языка, столь  интенсивно происходящее именно в дошкольном возрасте, происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой (материальной) форме слов. При усвоении грамматического строя родного языка ребенок-дошкольник проходит путь от ориентировки нам звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест. Усвоение ребенком грамматического строя языка выражается не только в овладении грамматическими формами, но также и словесным составом речи.  Умение выделять слова из целого предложения формируется у ребенка медленно -  на  протяжении всего дошкольного возраста, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть формирование этого умения. Это умение чрезвычайно важно, так как оно создает предпосылки для усвоения ребенком ребенка не только форм отдельных слов, но и связей между ними внутри смыслового целого. Все это служит началом нового этапа в усвоении языка, который может быть назван собственно грамматическим отличием от дограмматического, охватывающего весь период усвоения до начала школьного обучения. В целом как такового усвоения грамматического строя языка, ребенок достигает к восьми годам. 

Список литературы:

 

1. А. М. Бородич, "Методика развития речи детей", М., 1981 г.

2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981

3. Успенской Л.В., Успенского  М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками М., 1973.  
 Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по  исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста М., 1989. 

4 Выготский Л.С.  Мышление и речь. М., 1982..

5. сайт OCR Detskiysad.Ru

 


Информация о работе Понятие грамматической стороны речи, особенности усвоения задач и содержания грамматической стороны речи у детей в дошкольных учреждения