Понятие и виды психолого-педагогической коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:49, контрольная работа

Краткое описание

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Вложенные файлы: 1 файл

Психолого-педагогическая коррекция.docx

— 28.00 Кб (Скачать файл)
  1. Приемы методы снятия агрессии

Агрессию определяют как  мотивированное деструктивное поведение, противоречащее действующим нормам морали. Агрессивные состояния, гнев  в современной  жизни  встречаются очень часто. Они разрушительны  не только  для самого человека,  но и для его  окружения.  Как известно, с любыми возникающими эмоциями можно поступить двумя способами – подавить их или выразить. В первом случае накапливающиеся внутри эмоции превращаются в большой ком, который однажды прорвется наружу, да так, что мало не покажется. Поэтому для сохранения душевного здоровья агрессию, как и любые другие негативные переживания, следует выражать, то есть, давать ей выход. Не всегда это можно сделать прямо в момент возникновения агрессии, когда она захлестывает вас, но лучше стараться отпускать  ее сразу, иначе есть риск потерять немало нервных клеток. Переключение на другой вид деятельности -- связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин. Так, если находитесь на работе, займитесь любым видом деятельности: переберите бумаги; полейте цветы; заварите чай; переставьте стол; пройдите несколько раз в быстром темпе по коридору; зайдите в туалетную комнату и подержите 4-- 5 минут руки под холодной водой; подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья. Если же находитесь дома, то постарайтесь выйти на улицу и побегать или походить в быстром темпе 10--15 минут; примите контрастный душ; перемойте скопившуюся посуду. Постарайтесь практиковать данный метод как можно чаще в те моменты, когда чувствуете, что теряете самоконтроль. Тогда данный способ войдет у вас в привычку. Кроме того, постарайтесь хотя бы раз в неделю заниматься делом, которое вас радует, успокаивает и приносит удовлетворение.

 

 

Пример

Одно из самых эффективных  упражнений для снятия агрессии позаимствовано из йоги и называется «Улыбка Будды». Его можно использовать каждый раз, когда вы чувствуете прилив агрессии и хотите быстро с ним справиться.

Расслабьтесь. Пусть поток  мысли постепенно замедляется, а  затем прекратится совсем. Полностью  расслабьте лицевые мышцы (в этом может помочь техника аутотренинга), почувствуйте, как они наливаются теплом и тяжестью. Мышцы лица как  будто теряют упругость и стекают  вниз подобно густой патоке.

Теперь сосредоточьтесь  на уголках губ: представьте, как  ваши губы слегка раздвигаются в стороны  и образуют легкую улыбку. Не нужно  напрягать мышцы лица, улыбка появится сама собой, а вместе с ней и  зарождающееся внутри вас чувство  безграничной радости. Наслаждайтесь  им некоторое время, прежде чем закончить  упражнение.

  1. Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы игротерапия

Коррекционно-развивающая  игротерапия – это цикл комплексных занятий по развитию и коррекции предметной и игровой деятельности, психических процессов, коммуникативной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной сфер детей с проблемами интеллектуального развития с использованием устного народного творчества.

Спектр применения Игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с объюзной тематикой, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом. Цель такой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игровой терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния. Основными задачами цикла коррекционно-развивающих занятий по игротерапии являются:

Развитие и коррекция  предметной и игровой деятельности

Развитие и коррекция  речи и психических процессов.

Развитие и коррекция  коммуникативной, эмоционально-волевой  и опорно-двигательной сфер.

Содержание занятий по игротерапии строится с учетом закономерностей развития нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. Вместе с тем при разработке коррекционно-развивающих занятий учитываются следующие принципы построения занятий:

Частая смена видов  деятельности

Структурная простота содержания.

Доступность и постепенность  усложнения игрового задания.

Наглядность и выразительность  игрового материала.

Учет индивидуальных психических  показателей с тенденцией к некоторому опережению, т.е. с перспективой зоны их развития.

В зависимости от уровня предметной деятельности обучающие  игры направлены:

– на демонстрацию отдельных  предметно-игровых действий;

– на обучение выполнения цепочки  предметно-игровых действий;

– на демонстрацию новых, более  обобщенных способов решения

игровых задач с помощью  предметов-заместителей, нарисованных или воображаемых предметов.

Положительный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка во время занятий обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой со стороны педагога, с воздействием на все органы чувств.

Начинать игровые занятия  с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.

Значительный вклад в  разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей и подростков внес А.И. Захаров. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией.

А.И. Захаров предлагает определенную последовательность коррекционных  методик:

1) беседа;

2) спонтанная игра;

3) направленная игра;

4) внушение;

5) продолжительность игрового  сеанса не более 30 мин. 

6) частота занятий при  остром периоде невроза - 2-3 раза, при хроническом течении - 1 раз  в неделю.

7) продолжительность программы  - от нескольких дней до нескольких  месяцев

3. Арттерапия как метод психологической коррекции

Арттерапия - исцеляющее творчество

Арттерапия - это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем.

Арттерапия - естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арттерапии (арт психология) соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограничено.

Выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… и это еще не предел. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте.

Арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние  мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых  людей - это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о  себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность  всем нуждающимся - задача арттерапии.

Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное  общение между людьми. С помощью  образов чувств наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие особым языком о глубине душевной жизни.

Поэтический язык образов  сновидений и фантазий, чувств и  переживаний непривычен для разума логически мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Но насколько он труден, настолько  он и важен, потому что знание этого  языка может отрыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности и т.п.

Арттерапия - путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

Арттерапия - процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арттерапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.

Арттерапия - творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: "Кто я и что я? Что такое мир, в котором я живу?" Творчество - это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Арттерапия - как способ социальной адаптации. Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.

 

4.Понятие и виды психолого-педагогической коррекции

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Основные виды психологической коррекции.

По коррекционным  задачам:

семейная коррекция;

игровая коррекция;

нейропсихологическая коррекция;

коррекция личностного роста.

По характеру направленности:

симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;

каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.

По способу коррекционных  воздействий:

директивные виды;

недирективные виды.

По форме организации:

общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);

частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);

специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Информация о работе Понятие и виды психолого-педагогической коррекции