Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:02, реферат
Понятие “обучение” определяет явление, а понятия “учебный процесс”, “процесс обучения” связаны с развитием обучения во времени и пространств означают последовательность (систему) его актов. Латинское слово “processus” означает “движение вперед”.
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический в процесс, является процесс обучения (учебный процесс)
Понятие и сущность процесса обучения, его задачи
Понятие “обучение” определяет явление, а понятия “учебный процесс”, “процесс обучения” связаны с развитием обучения во времени и пространств означают последовательность (систему) его актов. Латинское слово “processus” означает “движение вперед”.
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический в процесс, является процесс обучения (учебный процесс).
Это очень сложный
процесс объективной
В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями “обучение”, “процесс обучения” понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение -- как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.
Но зачем же необходимо постоянно уточнять определения? Так ли они важны для практической деятельности? Эти вопросы постоянно возникают не только у студентов, но и у учителей. Отвечать на них нужно так -- постоянное совершенствование понятий не самоцель, а жизненная необходимость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний, -- значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты; выразим обучение через совместную деятельность учителей и учащихся, -- значит, учитель должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы ее совершенствования и т. д.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер;
2) совместная
деятельность учителей в
3) руководство со стороны учителя;
4) специальная
планомерная организация и
5) целостность в единство;
6) соответствие
закономерностям возрастного
7) управление
развитием воспитанием
Наглядной моделью процесса обучения, представленного через совокупность образующих его признаков, является многогранник. Кроме уже известных нам признаков процесса (двусторонний характер, организованность, планомерность, руководящая роль учителя и т. д.) в данной модели, созданной для уточнения понятия процесса обучения, фиксируются и другие признаки. Динамичность как признак выражает изменение обучения во времени, его постоянное движение, развитие, продолжительность. Целенаправленность подчеркивает нацеленность на результат, а целесообразность понимается как решение обучением задачи применения приобретенных знаний, умений, навыков, способов деятельности, убеждений и т. д. в жизни, практической деятельности. Исследовательский характер и проблемность процесса, направленного на развитие продуктивного мышления, проявляются в широком использовании учебных задач, при решении которых и преодолении вызываемых ими трудностей формируются знания, умения, способы мышления. Перманентность выражает то, что процесс обучения в современных условиях -- это процесс не прерывный; указывает также на единство всех ступеней обучения, преемственность навыков учебной работы. Контролируемость его, как и в любом другом трудовом процессе, направлена на определение достигнутых результатов, их оценку, диагностику и прогнозирование. Продуктивность раскрывает интенсивность процесса, характеризует количество и качество производимого в нем продукта, его себестоимость, рентабельность. Осуществимость процесса характеризует наличие принципиальных условий для его возникновения и развития:
а) мотивов,
б) информации,
в) времени,
г) возможностей.
Наконец комплексность
как интегративная
Компонентами продукта обучения являются:
1) знания, умения, навыки;
2) мировоззрение личности;
3) кругозор и эрудиция;
4) качества ума,
интеллектуальное развитие
5) умение учиться,
потребность приобретать и
6) навыки самообразования;
7) активность;
8) работоспособность (умственная и физическая) личности;
9) воспитанность (нравственная, эстетическая экологическая, политехническая и др.);
10) профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.
Выделенные компоненты,
в свою очередь, являются достаточно
сложными образованиями, в составе
которых выделяются многие десятки
простых качеств. Таким образом,
в процессе обучения возводится здание
(сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом
которого являются знания, умения, навыки,
другие из выделенных компонентов основываются
на них, а венчает все развитие
и воспитание личности. В процессе
обучения создаются продукты различного
качества, для их определения, анализа
и измерения разработаны
1 уровень - знакомства.
Отличается способностью
2 уровень - репродукции. На этом уровне овладевание основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы.
3 уровень -- полноценные знания. На этом уровне деятельность учащегося характеризуется умениями принять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения объективной информации.
4 уровень - трансформации.
Он характеризуется таким
В соответствии
с названными уровнями выделяются знания-знакомства,
знания-копии, прочные знания (знания-умения)
и знания-трансформации. Развитие процесса
обучения рассматривается как
Закон задачи воспитания
действует так же неотвратимо
и в системе учебного процесса,
являющейся подсистемой более
Российские законы
провозглашают образование
Главные задачи обучения:
· удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;
· обеспечение
усвоения учащимися системы знаний,
определяемой общественными и
· формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;
· выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.
мышление обучение образование
Федеральный компонент
школьного образования
Анализ большого количества отечественных и зарубежных дидактических источников позволяет выделить следующие общие принципы формирования содержания школьного образования:
1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.
2. Научности,
проявляющейся в соответствии
предлагаемых для изучения в
школе знаний последним
3. Последовательности,
заключающейся в планировании
содержания, развивающегося по восходящей
линии, где каждое новое
4. Историзма,
означающего воспроизведение в
школьных курсах истории
5. Систематичности,
предполагающей рассмотрение
6. Связи с
жизнью как способа
7. Соответствия
возрастным возможностям и
8. Доступности,
определяемой структурой
Информация о работе Понятие и сущность процесса обучения, его задачи