Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:16, реферат

Краткое описание

В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое - в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций: человек - цель или средство, общество для него или он для общества?

Вложенные файлы: 1 файл

ГОУ ВПО.docx

— 22.23 Кб (Скачать файл)

- в основах наук необходимо  раскрыть основные области практического  приложения теоретического знания;

- сознательность усвоения  и развития научного мышления  требует включения в содержание  образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории  познания, движения идей;

- в содержание образования  для ознакомления включаются  как основные, так и нерешенные  социальные и научные проблемы, важные для общественного и  личностного развития в целом;

- необходимо реализовать  межпредметные связи.

Несколько в иных формулировках, но мало отличающимися по содержанию, постулируются принципы отбора содержания школьного образования Б.Т. Лихачевым. Он выделяет две группы принципов: общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки; из области искусства; из области труда; из области физического развития.

К общеметодологическим принципам  формирования содержания общего среднего образования Б.Т. Лихачев относит:

- общеобразовательный характер  учебного материала;

- гражданская и гуманистическая  направленность содержания;

-связь учебного материала  с практикой перемен в нашем  обществе;

- основообразующий и системообразующий  характер учебного материала;

- интегративность изучаемых  курсов;

- развивающий характер  учебного материала;

- гуманитарно-этическая направленность  содержания образования;

- взаимосвязанность и  взаимообусловленность смежных  предметов;

- эстетические аспекты  содержания образования.

Среди специальных принципов  формирования содержания школьного  образования выделяются принципы формирования содержания предметов науки, в числе  которых значатся:

- принцип соотнесения  учебного материала с уровнем  развития современной науки;

- принцип политехнизма;

- принцип единства и  противоположности логики науки  и учебного предмета.

Принципы формирования содержания из области искусства, куда отнесены:

- принцип единства идейного  содержания и художественной  формы;

- принцип гармоничного  культурного развития личности;

- принцип идейной общности  и взаимосвязи искусств;

- принцип учета возрастных  особенностей.

Принципы формирования содержания из областей труда и физического  развития, в состав которых включены:

- принцип общественно-экономической  целесообразности и необходимости  детского труда, его включенности  в производственную деятельность;

- принцип связи труда  с наукой;

- принцип соответствия  детского труда требованиям современных  профессий.

Легко заметить, что вся  представленная выше номенклатура принципов  полностью отражается в следующих  трех основных принципов, а именно:

- принцип соответствия  содержания образования во всех  его элементах и на всех  уровнях его конструирования  уровню современной науки, производства  и основным требованиям развивающегося  гуманистического демократического  общества;

- принцип учета содержательной  и процессуальной сторон обучения  при формировании и конструировании  содержания учебного материала.  Реализация этого принципа предполагает  представленность всех видов  человеческой деятельности в  их взаимосвязи во всех учебных  предметах учебного плана;

- принцип структурного  единства содержания образования  на разных уровнях его формирования  с учетом личностного развития  и становления школьника, предполагающий  взаимную уравновешенность, пропорциональность  и гармонию компонентов содержания  образования.

Указанные принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в  состав содержания образования. В соответствии с перечисленными факторами и  принципами формирования и конструирования  содержания школьного образования  в педагогической науке разработана  следующая общедидактическая система  критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Критерий целостного отражения  в содержании школьного образования  задач формирования творческого  самостоятельного мыслящего человека демократического общества, предусматривающий  выделение типичных аспектных проблем  тех областей знаний, которые изучаются  в школе и методов наук, важных с общеобразовательной точки  зрения и доступных учащимся.

Критерий высокой научной  и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого  в каждый отдельно взятый учебный  предмет и систему учебных  дисциплин, изучаемых в школе. В  учебные предметы следует включать важные в общеобразовательном отношении  знания о знаниях - что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и другой.

Критерий соответствия сложности  содержания образовательного материала  реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.

Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования.

Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и  материальной базе современной школы.

Таковы принципы, факторы  и общедидактические критерии формирования содержания общего школьного образования. Наряду с изложенными существуют еще детерминанты структуры, отражающие иерархические уровни учебных курсов, учебных дисциплин, а также уровень  учебных занятий. Они относятся  к компетенции частных методик. Кроме них существуют еще и  факторы, определяющие структуру специального и политехнического образования, которые  также не рассматриваются здесь. Но необходимо отметить, что на сегодняшний  день четкого представления объекта  и предмета политехнического образования  в педагогической науке нет.

Литература.

Педагогика (под ред. П.И. Пидкасистого). М., Российское педагогическое агентство, 1996.

Дидактика средней школы (под ред. М.Н. Скаткина). М., 1982.

Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.

Теоретические основы содержания общего среднего образования (под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера). М., 1983.

Куписевич. Основы общей дидактики. М., 1986.

Скаткин М.Н. Проблемы современной  дидактики. Изд. 2-е, М.,1984.


Информация о работе Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования