Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:30, реферат
Как правило, привычное представление о классическом танце для многих из нас связано с внешне традиционным обликом балерины – в белой пачке, розовом трико на ногах и в розовых туфельках с крепким носком, которые позволяют танцевать «на пальцах».
Но такое представление очень поверхностное. Время меняло житейские и театральные моды, эстетические вкусы и, соответственно, театральные костюмы. Облик классической балерины наших дней разнообразен, начиная от коротких пачек, греческого типа хитонов, различных легких стилизованных костюмов и кончая трико, обтягивающим все тело танцовщицы.
Введение…………………………………………………………………………………2
Понятие классический экзерсис…………………………………………….………..3
1) Упражнения у станка (палки)…………………………………………………....…..3
2) Упражнения на середине…………………………………………………………..…7
3) Назначение классического экзерсиса………………………………………..………9
Заключение…………………………………………………………………….………10
Литература……………………………………………………………………….…….11
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие классический
экзерсис…………………………………………….……….
2) Упражнения на середине…………………………………………………………
3) Назначение классического экзерсиса………………………………………..………9
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Как правило, привычное представление о классическом танце для многих из нас связано с внешне традиционным обликом балерины – в белой пачке, розовом трико на ногах и в розовых туфельках с крепким носком, которые позволяют танцевать «на пальцах».
Но такое представление очень поверхностное. Время меняло житейские и театральные моды, эстетические вкусы и, соответственно, театральные костюмы. Облик классической балерины наших дней разнообразен, начиная от коротких пачек, греческого типа хитонов, различных легких стилизованных костюмов и кончая трико, обтягивающим все тело танцовщицы.
Классический танец формировался путем долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Он вбирал в себя достижения различных танцевальных культур, перерабатывал движения разнообразных народных плясок, пантомимных действий – искусства мимов и жонглеров, движения трудовых и бытовых танцев.
Развиваясь в течение длительного времен, классический танец обрел точные и узаконенные формы, сосредоточил в себе огромное количество разнообразных движений человеческого тела.
К образованию системы классического танца привело установление стройности, единства и одновременно строгой классификации в многообразии отобранных человеческих движений.
Определился важный и обязательный принцип классического танца – выворотность. Она является основой исходных движений и поз классического танца.
Утвердились и три позиции рук, строго установленные положения корпуса, головы, плеч.
Система классического танца разработала четко ограниченное число групп движений, включающих понятие о сгибаниях, приседаниях, вытягиваниях, подъемах, скольжениях, прыжках, бросках, вращениях.
Классический танец современного типа видоизменился, совершил в своем развитии огромную эволюцию. По сравнению с его прежними формами он стал неизмеримо богаче и выразительнее. Наряду с различными танцевальными элементами в него вплетаются (конечно, в измененном виде) элементы пластики, акробатики, спорта, преображая и усложняя его технические приемы.
На сцене зрители наблюдают спектакль, полный актерского мастерства и красивых отточенных движений. Но довольно таки мало зрителей понимают, как получился балет-спектакль, на который они пришли. Мы заворожены легкостью балерины, как она высоко прыгает или поднимает ногу и как легко ее партнер практически жонглирует телом своей партнерши. Зритель видит только правильные, идеальные движения, парящие прыжки.
Все комбинации отрабатываются танцором очень долгое время. Движения, из которых строится танец, оттачиваются на уроках. Они составляют основные элементы ежедневного классического экзерсиса не только начинающих, но и заслуженных танцовщиков мира.
Вот с элементами классического экзерсиса мы и познакомимся.
Понятие «классический экзерсис»
Классический экзерсис представляет собой белый неразложенный свет. В результате разложения получаются цвета радуги, во всем их разнообразии, со всеми тонами, оттенками и переходами.
Экзерсис – упражнения у станка и на середине зала, необходимые для усвоения и совершенствования танцевальной техники.
Классический экзерсис состоит из набора четких, строго упорядоченных движений.
Движения экзерсиса исполняются сначала у станка, затем на середине зала. Движения экзерсиса у станка исполняются в четырех положениях: стоя лицом к станку и придерживаясь двумя руками за палку станка; стоя спиной к станку, открыв руки в стороны и положив их на палку; стоя за станком, лицом в зал; стоя боком (левым, правым), придерживаясь за палку станка одной рукой.
Начинается и заканчивается урок всегда поклоном. Вначале он делается по периметру станка, стоя к нему спиной. А в конце – на середине зала.
Упражнения у станка (палки)
PLIE (Плие)
Plie – общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание».
Plie исполняется на пяти позициях; сначала оно делается как demi plie, а затем переходят на grand plie, или большое приседание.
При выполнении plie необходимо соблюдать следующее: распределять тяжесть тела не только равномерно на обе ноги, но и на обе ступни.
Demi plie исполняют, не поднимая пятки от пола. Стопы плотно прижаты к полу. За этим надо внимательно следить, т.к. именно удерживание пятки на полу прекрасно развивает сухожилия и связки голеностопного сустава. Сгибание и разгибание ног происходит в трех суставах: тазобедренном, коленном и голеностопном. При исполнении demi plie усиленно раскрываются бедра и колени, принимая выворотное положение, при этом оба колена должны проецироваться на серединную линию стоп. Приседание делается плавно и равномерно. Голень со стопой при медленном и равномерном приседании образуют острый угол. Плечи и колени находятся в одной вертикальной плоскости, мышцы всей спины, особенно поясничные, напряжены. Корпус является как бы противовесом ног, находящихся в пружинистом состоянии. Возвращение в исходное положение также плавное и равномерное. Колени выпрямляются, а тело вытягивается вверх.
К изучению grand plie приступают после тщательной проработки demi plie.
Как при demi plie, так и при grand plie важно усиленно открывать колени, т.е. соблюдать полную выворотность всей ноги, особенно надо следить за верхней частью – от бедра до колена. Колено сгибается всегда по направлению к носку. При grand plie как можно дольше удерживают пятки, не отрывая от пола. Когда дальше уже невозможно растягивать сухожилия ног, поднимают пятки мягко и постепенно. При этом корпус сохраняет вертикальное положение. Все мышцы спины, особенно поясничные, напряжены. Нельзя высоко поднимать пятки и садиться на них.
При исполнении grand plie во II позиции пятки не отрываются от пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги. Выпрямлять ноги следует равномерно и плавно, сохраняя выворотность бедер.
Battement tendu simple. (Батман тандю семпль)
Сначала движение выполняется по I позиции с соблюдением тех же правил, как и в V позиции. При исполнении battement tendu из I позиции в сторону необходимо следить за выворотностью опорной ноги. Корпус должен держаться прямо и не поворачиваться в сторону работающей ноги. При возвращении работающей ноги в I позицию стопа, медленно расслабляясь, плавно опускается и скользящим движением придвигается к пятке опорной ноги. Колено подтянуто, и вся нога от паха сохраняет выворотное положение – пятка и бедро не должны сворачиваться, т.е. терять выворотность.
При исполнении battement tendu перенос тяжести тела на опорную ногу должен происходить одновременно с движением работающей ноги в сторону, вперед и назад.
Разворот ног в выворотное положение должен происходить одновременно и с одинаковой силой для обеих ног, корпус при этом сохраняет вертикальное положение, плечи опущены, позвоночник выпрямлен, мышцы живота слегка втянуты, ягодичные мышцы собраны и зафиксированы в области копчика.
Ноги в V позиции, правая впереди. Упор всего тела на левой ноге, правая скользит вперед, не отрывая носка от пола. Движение начинают всей вытянутой ногой, сохраняя, насколько это возможно, выворотной пятку. При небрежном исполнении этого движения часто наблюдается, как нога, скользя носком по полу, ранее, чем достигнет предельно вытянутыми пальцами и подъемом конечной точки, отрывается от пола и затем упирается в него. В момент возвращения ноги на место необходимо как можно выворотнее ставить ступню, тщательно достигая V позиции.
То же движение делается в сторону II позиции и назад. Нужно все время строго соблюдать выворотность.
Battement tendu jete.(Батман тандю жете)
Нога выбрасывается вперед и назад против I позиции, а затем против V позиции. Скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 450 вперед, в сторону или назад, при этом не следует поднимать чрезмерно верхнюю часть ноги (бедро). Не останавливаясь на крайней точке, нога проходит через I и V позицию и продолжает движение. При движении вперед каждый раз, нога проходит через V позицию, носок должен тщательно соприкасаться с пяткой другой ноги. При движении в сторону внимание нужно обращать на выворотность действующей ноги. При движении назад нога должна идти так, чтобы ее спереди не было видно и чтобы колено и сгибалось.
Rond de jambe par terre.(Рон де жамб партер)
En dehors. Движение начинается с I позиции. Нога проводится вперед так же, как в battement tendu, отсюда описывается носком дуга через II позицию назад до положения против I позиции, от этой точки нога чертит прямую линию до точки, с которой начала дугу, проходя через I позицию с опущенной до земли пяткой и вытянутыми коленями. При движении необходимо, чтобы нога достигла сзади своей предельной точки.
En dedans. Движение в обратном направлении. Нога выводится назад с I позиции и чертит ту же дугу и прямую линию в обратном направлении с соблюдением тех же правил. Заканчивая движение, ногу ставят в V позицию вперед в отличие от общего правила заканчивать упражнение в V позицию назад. При этом движении необходимо, чтобы нога достигла предельной точки спереди.
Battement fondu.(Батман фондю)
Выполняется из I позиции ног у станка в сторону, вперед и назад.
Прежде чем приступить к изучению battement fondu, необходимо выучить положение ноги в sur le cou-de-pied (условное). В условном sur le cou-de-pied нога, согнутая в колене, с вытянутым подъемом и пальцами прикасается кончиком большого пальца выше лодыжки опорной ноги. Пятка и икроножная мышца выдвигаются вперед, бедро и колено выворотно. Корпус прямой.
Из I позиции сделать preparation, т.е. открыть ногу скользящим движением в сторону II позиции. Приподняв слегка носок от пола, упругим движением сгибая ногу в колене, приблизить стопу с вытянутым подъемом и пальцами к щиколотке опорной ноги впереди над лодыжкой, левая делает одновременно demi plie, соблюдая выворотность бедра и колена. Плавно выпрямляя колено опорной ноги, одновременно вытянуть работающую в сторону в пол. Затем движение повторить, приводя уже на sur le cou-de-pied сзади опорной ноги.
При исполнении движения, необходимо, чтобы приседание на опорной ноге и сгибание работающей происходили одновременно, а также одновременно выпрямлялась бы опорная нога и вытягивалась работающая. Колено опорной ноги проецируется на среднюю линию стопы. Корпус в спокойном состоянии, поясница «схвачена» (напряжена).
Battement frappe.(Батман фрапе)
Исходное положение: I, III и V позиции ног.
Исходное положение правой ноги – на II позиции, с вытянутыми пальцами, правая нога бьет левую sur le cou-de-pied вперед (обхватное – положение ноги на щиколотке другой ноги, причем ступня с вытянутым подъемом и опущенными пальцами носком охватывает эту щиколотку) и затем резко возвращается на II позицию, проскальзывая вытянутым носком по полу. При этом бедро работающей ноги сохраняет выворотное положение и неподвижно.
Когда battement frappe делается назад, нога не ударяет sur le cou-de-pied, а проходит сзади щиколотки. Sur le cou-de-pied назад выполняется так же, как и вперед, но пятка примкнута к щиколотке сзади.
Rond de jambe en l’air. (Ронд де жамб ан л’эр)
En dehors. Из V позиции открыть правую ногу на II позиции на 450, вытянув пальцы. Отсюда носок описывает овал, растянутый в сторону слева направо, начиная с задней его дуги. Когда колено сгибается и носок доводится до икры (но не под колено), он не должен заходить ни спереди, ни сзади за икру левой ноги. Тазобедренный сустав остается в неподвижном состоянии, верхняя часть ноги, от колена кверху, неподвижна.
En dedans. При движении en dedans нога начинает описывать овал с передней его дуги и вразрез с общепринятым правилом, закончив движение, опускается в V позицию вперед.
Rond de jambe en l’air следует выполнять особенно точно, не позволяя ноге «встряхиваться» в коленном суставе. Правильное исполнение rond de jambe en l’air делает верхнюю часть ноги крепкой и сильной, а нижнюю часть (от колена к носку) послушной при всех вращательных движениях. Хорошо развитая нога, послушная и гибкая, придает выразительность каждому движению в танце.
Battement soutenu.(Батман сутеню)
Из V позиции одновременно правая нога вынимается вперед, на II позицию или назад, левая делает plie. Затем левая нога поднимается на полупальцы, а правая одновременно подтягивается к ней, и обе вытянутые ноги соединяются в V позиции на полупальцах, откуда движение повторяется и делается в другую сторону. Обратите внимание, что вынимаемая нога не должна сгибаться и подниматься высоко.
Battement develloppes.(Батман девлёпе)
Из V позиции нога с вытянутым подъемом и пальцами поднимается в положение sur le cou-de-pied, фиксируется, затем медленно проводится по передней части опорной ноги до колена, при этом сильно пятка выдвигается вперед, а бедро и колено отводятся по линии плеча в сторону (до подколенной мышцы). Мышцы талии сокращены. Затем, слегка приподняв колено вверх, открыть во II позицию на 900. При открывании ноги в сторону следить, чтобы колено работающей ноги не опускалось, и нога сохраняла вытянутость и выворотность. Зафиксировать высоту. Опорная нога выворотная, мышцы бедра подтянуты вверх, тазобедренная часть корпуса должна быть ровной и неподвижной. Опускать ногу надо сдержанно, с вытянутым подъемом и пальцами, сначала на носок, затем спокойно придвинуть ногу скользящим движением в исходное положение.
При исполнении battement developpe назад нога, дойдя до колена опорной ноги, отводится назад, при этом бедро отводится как можно выше, нога вытягивается назад и фиксирует высоту. Подтянутый корпус слегка наклоняется вперед. Работающая нога медленно опускается. Корпус выпрямляется одновременно с возвращением ноги в исходное положение.
Grand battement jete. (Гран батман жете)