Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:55, контрольная работа
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.
Введение.
Понятие о методах обучения.
Классификация методов обучения.
Критерии выбора методов обучения.
Уровни принятия решения о выборе методов обучения.
Заключение.
План.
Введение.
Заключение.
Введение.
Термин "метод" происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".
Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.
Понятие о методах обучения.
Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных методов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демонстрации, упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д. Но каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. Прием чаще всего определяется как составная часть или конкретная разновидность метода. Скажем, метод рассказа в зависимости от целевого назначения и реализующих его приемов может воплощаться в описании, повествовании, объяснении, доказательстве, рассуждении, элементах драматизации. Беседа может носить характер воспроизведения или эвристического поиска. Но если каждый метод реализуется с помощью даже 2 — 3 характерных приемов или сочетаний, то для выбора оптимального метода или приема обучения реально нужно перебрать более сотни вариантов. Очевидно, что подобная процедура практически неосуществима, так как человек, по данным психологов, может одновременно держать в своем сознании не более 5 — 7 элементов и оперировать ими. Обоснованных алгоритмов, которые позволили бы передать выбор компьютерным системам, пока не создано. Вот почему педагог использует нередко стихийный или случайный выбор, определяемый либо границами собственного опыта, либо «модой» на тот или иной подход, либо принципом «всего понемногу».
Есть, однако, два реальных, действительных пути, приводящих к педагогически обоснованному выбору методов и приемов. Первый путь — укрупнение единиц выбора и ограничение их числа на основе объединения методов в большие группы по заранее выбранным критериям (показателям), иными словами — путь, связанный с классификацией методов и с оперированием результатами классификации. Подобный путь в целом традиционен (в самом положительном смысле этого термина) и свое наиболее законченное представление получил в теории и методике оптимизации (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник).
Второй путь связан с обращением к более крупным, целостным дидактическим структурам — типам или методическим системам современного обучения, прежде всего к обучению сообщающему, программированному, проблемному, релаксопедическому. При таком подходе метод не берется изолированно от других элементов системы, а служит средством воплощения определенных целей на основе заранее известных специфических закономерностей и механизмов.
Классификация методов обучения.
Единой
универсальной классификации
Предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:
по источнику знаний (выделяют словесные, наглядные и практические методы, ибо иных источников, кроме слова, образа и опыта, не существует);
по соответствующему этапу обучения, на каждом из которых решаются специфические задачи (ориентация на методы подготовки обучаемых к изучению материала, предполагающие возбуждение интереса, познавательной потребности, актуализацию базовых знаний, необходимых умений и навыков; на методы изучения нового материала; на методы конкретизации и углубления знаний, приобретения практических умений и навыков, способствующих использованию познанного; на методы контроля и оценки результатов обучения);
по способу
руководства учебной
по логике учебного процесса (опора на индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы);
по дидактическим целям выделяют методы организации деятельности обучаемых, методы стимулирования деятельности, например: конкурсы, состязания, игры, поощрения и другие методы проверки и оценки (Ю. К. Бабанский).
Рассмотрим некоторые группы методов.
1 группа методов
По источнику знаний |
По логике учебного процесса |
По степени самостоятельности мышления |
По способу руководства учебной деятельностью |
Словесные |
Индуктивные |
Репродуктивные |
Под руководством преподавателя |
Наглядные |
Дедуктивные |
Проблемно-поисковые |
Самостоятельная работа обучаемых |
Практические |
2 группа методов
Методы стимулирования интереса к учению |
Методы стимулирования ответственности и долга |
Познавательных игр |
Убеждения в значимости учения |
Учебных дискуссий |
Предъявления требований |
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры |
Поощрения и наказания |
3 группа методов
Методы устного контроля и самоконтроля |
Методы письменного контроля и самоконтроля |
Методы практического контроля и самоконтроля |
Индивидуальный опрос |
Письменные контрольные работы |
Машинный контроль |
Фронтальный опрос |
Письменные зачеты |
Контрольно-лабораторный контроль |
Устные зачеты |
Письменные экзамены |
|
Устные экзамены |
Письменные работы |
Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой, не отбрасывая не одну из них. Но она не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Наконец, предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.
Необходимо отметить, что каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.
Критерии выбора методов обучения.
Большинство из исследователей проблемы методов обучения, приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В дидактике установлена следующая закономерность: чем в большем числе
аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
Соответствие методов принципам обучения. |
Соответствие целям и задачам обучения. |
Соответствие содержанию данной темы. |
Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). |
Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. |
Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. |
Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями. |
Уровни принятия решения о выборе методов обучения
Условно можно выделить несколько уровней принятия решения
преподавателями о выборе методов обучения:
Наименование решения |
Характеристика данного уровня принятия решения |
Стереотипные решения |
Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. |
Решения типа проб и ошибок |
Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. |
Оптимизированные решения |
Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев. |
Вот почему так важно овладеть умением принимать оптимальное решение при выборе методов обучения.
Словесные методы |
Наглядные методы. |
Практические методы | |
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. |
При формировании теоретических и фактических знаний |
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. |
Для развития практических умений и навыков. |
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. |
Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер. |
Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде. |
Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов. |
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. |
Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом. |
Когда правильно оформлен интерфейс. |
Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий. |
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. |
Когда преподаватель хорошо владеет этим видом словесных методов. |
Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому. |
Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений. |
Информация о работе Понятие о методах обучения и их классификация