Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.). Исследователи подчеркивают, что компоненты системы тесно связаны между собой, изменение одних из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом

Вложенные файлы: 1 файл

Сивашинская часть2.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Система специального образования. Законодательно-нормативная база ее функционирования и развития

Права лиц с ограниченными возможностями  здоровья зафиксированы рядом документов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН. В Республике Беларусь приняты законы «Об образовании» (2002), «О правах ребенка» (1990) и другие, определяющие права детей и лиц с особенностями психофизического развития в области образования, коррекционных услуг, медицинского обслуживания, социальной адаптации и интеграции в общество. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004) определяет и регламентирует правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию в общество, обеспечивает доступность образования лицам с особенностями психофизического развития. Закон определяет основные цели специального образования: реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи путем обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий; социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни.

Структура системы специального образования включает: участников образовательного процесса, образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; республиканские органы государственного управления и местные исполнительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере специального образования. Уровни специального образования: дошкольное, общее базовое и общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Законом определены дифференцированные возможности в выборе форм получения образования, в том числе обучение по индивидуальным учебным планам. Сформулированы также основные принципы построения системы специального образования: государственный характер; общедоступность образования; приоритет общечеловеческих ценностей; опора на наследие национальной культуры; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся; коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса; преемственность в работе всех звеньев образования и др.

Организация специального образования  осуществляется: 1) в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования (специальные дошкольные учреждения, специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты), вспомогательные школы (школы-интернаты), центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; в учреждениях образования общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития (спецклассы, классы интегрированного обучения и воспитания; пункты коррекционной помощи и т. д.); 2) на дому, в том числе в форме комбинированного обучения; 3) в условиях организаций здравоохранения, в условиях учреждений социального обслуживании К учреждениям, обеспечивающим специальное образование, относятся учреждения: для лиц с интеллектуальной недостаточностью; для лиц с нарушениями речи; для лиц с нарушениями слуха; для лиц с нарушениями зрения; для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для лиц с тяжелыми множественными (комбинированными нарушениями, а также учреждения образования общего типа, создавшие условия для обучения таких лиц. Содержание образования во всех типах специальных учебных заведений разрабатывается в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования, соответствующих учебных планов и программ с использованием различных форм организации специального образования, средств и методов обучения с учетом специфики физических и психических нарушений.

Специальная школа является основным типом учебного заведения, в котором  обучаются дети, имеющие различные  особенности психофизического развития. Образовательный процесс в специальной  школе носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. Школа состоит из двух ступеней: начальной (4 года) и базовой (5 лет). Наполняемость классов — от 8 до 12 человек, при комбинированных дефектах — 6 человек. В школе осуществляется лечебно-восстановительный процесс (медицинский осмотр, консультации у специалистов, выполнение лечебных рекомендаций и др.).

Наиболее острой является проблема профессионального образования лиц с нарушениями психофизического развития. В соответствии с Положением о специальной общеобразовательной школе для детей с особенностями психофизического развития (2002) в структуре специальной школы может открываться отделение социальной адаптации и реабилитации. Оно наряду с консультационными реабилитационными задачами оказывает помощь в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.

Выявлением детей с особенностями  психофизического развития, проведением дифференциальной диагностики отклонений в развитии, определением условий, формы и программы специального образования занимаются специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). На начало 2003 года по данным Министерства образования в Беларуси действовало 146 таких центров. Кроме того, в структуре дошкольных и школьных учреждений могут открываться пункты коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).

 

Коррекционно-педагогическая помощь детям в учебных заведениях разного типа

Основные направления коррекционно-педагогической деятельности, указанные выше, реализуются в учебных заведениях разного типа специального и основного образования, а также в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и пунктах коррекционно-педагогической помощи.

Огромное значение в формировании личности ребенка с дизонтогенезом развития имеет ранняя коррекция. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое, интеллектуальное развитие. По данным исследователей, в результате ранней коррекции до 30 % детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90 % детей наблюдается стойкий положительный эффект. Удается «сгладить» недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их.

Ведущим принципом работы в специальных учреждениях является коррек-ционно-реабилитационная направленность учебно-воспитательного процесса, которая предполагает слияние учебного процесса с коррекционно-педагогической работой. Учебный план специальной школы всех типов включает наряду с базовым и школьным компонентами коррекционные блоки предметов. Например, развитие слухового восприятия, пространственная или социально-бытовая ориентировка, логопедические занятия и т. д. Проводя коррекционную работу, выбирая средства коррекции важно опираться на социально значимое содержание изучаемого ребенком материала.

Средства коррекции

Традиционные

Игра, учение, труд, внеклассная работа, общественно полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия (сбалансированное питание, диета, закаливание, витаминизация, физиотерапевтическое или медикаментозное лечение) и др.

Нетрадиционные

Сенсорный и психомоторный тренинг, игротерапия, леготека (игры конструктивного содержания), психодрама, речевая терапия, сенсорно-двигательная терапия, ароматерапия, музыкотерапия, арттерапия, иппотерапия, дельфинотерапия и др.


В целом коррекционная работа в  специальном образовательном учреждении предполагает адаптацию содержания обучения к особенностям познавательной деятельности учащихся, учет актуального уровня и зоны ближайшего развития воспитанника, использование наглядных средств обучения, замедление темпа обучения, упрощение материала в структурном отношении, увеличение количества задания на повторение и тренировочных упражнений.

Коррекционно-педагогическая деятельность — составная часть педагогического процесса и в общеобразовательных учреждениях. Это обусловлено тем, что именно в них в большинстве случаев обучаются дети с эмоциональными нарушениями, нарушениями личностного развития, девиантным поведением, с проблемами в обучении (неуспевающие, отстающие и т. п.).

В настоящее время в Республике Беларусь получило развитие интегрированное обучение — совместное обучение детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких особенностей, при участии педагогов-специалистов. Являясь вариантом специального образования, интегрированное обучение осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

Основная идея интегрированного образования  — от интеграции в школе к интеграции в обществе. Совместное обучение гарантирует право ребенка с дизонтогенезом не быть изолированным от общества, сверстников и обеспечивает ему возможность посещать школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.

Выявлены основные условия успешной реализации интегрированного обучения: ненасильственный характер протекания интеграционных процессов; создание адекватного ассортимента образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой общеобразовательной школы; возможность выбора, альтернативы при наличии рантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования; финансовая обеспеченность; готовность общества в целом составляющих его социальных групп к интеграционным процессам.

Мировая образовательная практика предлагает четыре варианта интеграции в обучении: комбинированная, частичная, временная, полная. При комбинированной интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную помощь учителя-дефектолога В случае частичной интеграции дети с проблемами развития, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками oвладевать образованием, вливаются в массовые группы (классы) на часть дня. Временная интеграция означает, что все воспитанники специальных групп, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Что понимают под «полной интеграцией», следует из названия.

На практике интеграция реализуется в интернальной или экстернальной формах. Материальная форма имеет место в системе специального образования: совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих и т. п. Экетернальная форма интеграции предполагает взаимодействие специального и массового образования.

Интегрированное обучение в Республике Беларусь реализуется в следующих  формах:

а) классы интегрированного обучения с наполняемостью до 20 человек (от 3 до 6 учащихся с той или иной патологией); в классе работают основной учитель и учитель-дефектолог;

б) специальные классы в общеобразовательной школе с организацией внеклассной работы на интегрированной основе;

в) коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения, охватывающая детей с особенностями психофизического развития, которые обучаются в разных общеобразовательных школах сельской местности, и учащихся, неуспевающих и нуждающихся во временной помощи вследствие перенесенной продолжительной болезни.

Решение об интегрированном обучении принимается на добровольных началах при гарантированном соблюдении прав ребенка, активном участии родителей на всех этапах принятия решения, реализации индивидуального подхода в процессе определения образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

 

Особенности организации  компьютерного обучения

Специальные исследования в области  применения информационных технологий в образовании ведутся уже более полувека. Первые попытки использования компьютеров в обучении были предприняты в конце 50-х — начале 60-х годов XX века в США. В это время большую популярность приобрела теория программированное обучения Б. Скиннера и Н. Краудера, в соответствии с которой на базе ЭВМ первого поколения стали разрабатываться обучающие и контролирующие программы. Исследования российских ученых А.И. Берга, Б.С. Гершунского, В.Я. Ляудис, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной и других позволили в свое время сделать вывод о качественно новых возможностях организации педагогического процесса на основе применения информационных технологий.

Информационные технологии обучения — педагогические технологии, использующие специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых возможностей эффективного достижения дидактических целей (по И.Г. Захаровой). К ним относятся все технологии обучения, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, кино, видео и др. Современный компьютер интегрирует возможности большинства существующих информационных средств, поэтому компьютерные технологии являются наиболее распространенными среди других видов информационных технологий, применяемых в обучении. Различие между информационными и компьютерными технологиями носит технический характер, поэтому в педагогике допустимо употребление этих понятий как синонимов.

Компьютерные технологии обучения — технологии обучения, в которых главным средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер (по Г.К. Селевко). Когда речь идет о конкретной компьютерной технологии обучения, обычно уточняется, какие из возможностей компьютера в ней используются.

Информационные технологии в педагогическом процессе могут применяться на трех уровнях (Г.К. Селевко):

I — «проникающие» технологии (применение информационных технологий обучения на отдельных этапах урока для решения определенных дидактических задач);

П — «определяющие» технологии (информационные технологии являются доминирующими в процессе обучения);

III —монотехнологии (все обучение и организация учебного процесса опирается на применение информационных технологий).

Практика применения компьютерных технологий в педагогическом процессе позволила обнаружить два принципиально различных подхода: один подход связан с изменением организационной формы педагогического процесса (монотехнологии); другой предполагает модификацию структуры учебного занятия при сохранении традиционной формы организации педагогического процесса («проникающие» и «определяющие» технологии).

Включение компьютера в учебное  занятие предполагает работу со специальными дидактическими компьютерными средствами, по поводу общего названия которых ученые не пришли к единому мнению. Остановимся на наиболее общем понятии — педагогические программные средства. Педагогические программные средства (ППС) — компьютерные продукты и системы, специально разработанные или адаптированные для применения в обучении, отражающие содержание некоторой предметной области (по Г.К. Селевко). ППС в большей или меньшей степени реализуют технологию изучения предметной области, обеспечивают условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем