Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.). Исследователи подчеркивают, что компоненты системы тесно связаны между собой, изменение одних из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом

Вложенные файлы: 1 файл

Сивашинская часть2.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим позиции исследователей по проблеме предмета коррекционной педагогики

Процесс дифференциации обучения, воспитания и развитии детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление у них отклонений в развитии и поведении (А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева и др.)

Виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии. (Т.В. Варенова)

Разработка и реализация в образовательной  практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, их трудностей в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей (Г.Ф. Кумарина)


Коррекционная педагогика решает комплекс задач:

Разработка концепций о сущности нарушений психофизического развития, путей их компенсации и коррекции.

Изучение истории становления  и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими недостатки в психофизическом развитии или девиации в поведении.

Разработка методов педагогического  изучения детей и определение оптимальных условий их развития.

Определение целей, задач, основных направлений  деятельности специальным коррекционно-развивающих  учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.

Научно-методическая поддержка действующей системы учреждений специального образования (обновление содержания образования, создание коррекционно - развивающих программ и т. п.).

Разработка методов, приемов, средств, технологий коррекционно-педагогического воздействия на личность.

Создание учебно-методической базы для подготовки учителя к коррекционно - педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизического развитии и девиациями в поведении.

Изучение, обобщение и внедрение  в практику передового педагогического  опыта.

По определению Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), дефект — постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее. Это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

В психологической науке решается проблема нормы и ее вариантов, а также определения понятий «нормального» и «аномального» развития. «Аномальное» развитие — это развитие, отклоняющееся от нормы, от общей закономерности. Строго научного понятия «норма личности» не существует. Кроме того, оно рассматривается в разных аспектах: предметная норма (знания, умения и действия, необходимыми ученику для овладения данным предметным содержанием учебной программы); социально-возрастная норма ( показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сформироваться к концу определенного возрастного этапа); индивидуальная норма (проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка)

Между нормальным типом поведения  и патологическим (болезненным) находится множество переходных форм. У практически здорового ребедка могут наблюдаться проявления, состояния, формы поведения, отклоняющиеся от нормы. Это так называемые факторы риска, существующие в каждом возрастном периоде. Их коррекция — обязанность педагога.

В целом о недостатке, отклонении в развитии говорят тогда, когда возникает несоответствие возможностей человека общепринятым социальным ожиданиям образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, то есть когда налицо ограничение социальных возможностей.

 

Сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности

Для того чтобы раскрыть сущность коррекционно-педагогической деятельности необходимо обратиться к таким понятиям коррекционной педагогики, как «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация»

Коррекция

Система специальных (психологических, медицинских и т. д.) и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление

недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у  детей и подростков. Коррекцией называют как специфические педагогические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так и составную часть учебно-воспитательного процесса, направленную на изменение формирующейся личности ребенка

Компенсация

Процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных

функций. Компенсаторный процесс опирается  на резервные или недоста-

точно задействованные возможности  организма человека, в частности,

на практически неограниченные возможности образования ассоциатив-

ных нервных связей в коре головного мозга

Реабилитация

Система мер по обеспечению или  восстановлению функций, компенса-

ции их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений.

Социальная реабилитация — система  медико-педагогических мер, направленных на включение ребенка с отклонениями в развитии или поведении в социальную среду, в адекватные взаимоотношения со сверстниками и общественно полезную деятельность. Реабилитацию нередко рассматривают как результат, итог коррекционно-педагогической работы

Адаптация

Процесс приспособления индивида к  изменившимся условиям или

преодоление им возникающих трудностей. Школьная адаптация —

процесс приспособления ребенка к  условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. Дезадаптация — это состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности. Например, результаты школьной дезадаптации —

неуспеваемость, отставание в освоении школьной программы, негативное отношение  к учению, пропуски занятий, педагогическая запущенность, асоциальное поведение и т. п.


Коррекционно-педагогическая деятельность (ее структура, содержание, диагностика и технология коррекционного процесса) является предметом изучения не только специальной педагогики, но и специальной психологии, медицины. В коррекционной педагогике (А. Д. Гонеев и др.) коррекционно-педагогическая деятельность рассматривается как составная часть педагогической деятельности, учебно-воспитательного процесса в целом, направленная на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личностных качеств Необходимость такой деятельности обусловлена тем, что личность ребенка не вседа формируется по восходящей линии, временные психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения встречаются у многих детей.

Особого внимания и помощи со стороны  педагогов, родителей, психологов, врачей требуют дети, у которых возникающие психические и физические особенности развития и нарушения поведения носят затяжной и устойчивый характер и, следовательно искажают процесс нормального развития. Многие исследователи подчеркивают, что коррекционно-педагогическая деятельность как педагогическое воздействие не сводится только к мероприятиям, направленным на ослабление или преодоление недостатком психофизического развития, а подразумевает воздействие на ребенка с целью формирования его личности в целом. Целями коррекционно-педагогической деятельности являются: разностороннее развитие личности индивида; усвоение культуры общества, овладение опытом деятельности и отношений в доступной для него форме; компенсации дефекта; предупреждение развития вторичных дефектов (нарушений развития высших психических функций); социальная реабилитация индивида.

Коррекционно-педагогическая деятельность охватывает весь педагогический процесс, все его компоненты. Соответственно выделяют: коррекционно-диагностическую, коррекционно-развивающую, коррекционно-воспитательную, коррекционно-обучающую, коррекционно-профилактическую деятельности. Коррекционно-педагогическая деятельность осуществляется с учетом общепедагогических принципов и собственно принципов коррекционно-педагогического процесса. Принципы коррекционно-педагогической деятельности:

Принцип единства диагностики и  коррекции отклонений в развитии;

Принцип системности коррекционных, профилактических и развиваюших задач, определения базовых достижений в каждом возрастном периоде;

Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения, включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;

Расширение традиционных видов  деятельности ребенка, обогащение их новым  содержанием;

Принцип комплексного использования методов и приемов коррекции;

Расширение форм взаимодействия взрослых и детей, создание: условий для активизации сотрудничества между ним;

Формирование и коррекция высших психических функций, активизация  эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений, использование их для развития практической деятельности, общения и поведения детей;

Принцип учета индивидуальных и  возрастных особенностей ребенка, результатов анализа социальной ситуации развития ребенка и его семьи.

 

Общая характеристика нарушений  психофизического развития. Причины  врожденных и приобретенных нарушений  психофизического развития

В международной практике постепенно формируется убеждение, что человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом его особенностей, в том числе ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку медицинскую, социальную, психологическую и педагогическую помощь, основной целью которой является создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции и компенсации нарушенных функций, социальной реабилитации и интеграции в общество. В 1996 году в Республике Беларусь был проведен единовременный учет детей и подростков с особенностями психического и физического развития. С этого времени банк данных о детях с такими особенностями ежегодно пополняется и уточняется. В настоящее время обнаруживается тенденция к некоторому увеличению количества детей с нарушениями в развитии.

Все нарушения в развитии в зависимости  от времени возникновения могут  быть разделены на врожденные и приобретенные. Врожденные нарушения связаны с заболеваниями матери во время беременности или с наследственными генетическими поражениями. Приобретенные нарушения связаны с родовыми или послеродовыми поражениями организма ребенка. По характеру расстройств выделяют органические (поражение материальной структуры мозга) и функциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения. Причинами возникновения нарушений могут быть не только биологические, но и социальные факторы. Различные формы нарушений развития индивида (онтогенеза) обозначают термином «дизонтогенез». Дадим общую характеристику нарушений психофизического развития.

Нарушения психофизического развития

Краткая характеристика

1. Нарушения слуха

К данным нарушениям относятся: глухота (полное выпадение слуха или остаточный слух), частичная слуховая недостаточность (тугоухость), потеря слуха после овладения речью. Глухота вызывает более медленное и более своеобразное развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влияют на развитие всех познавательных процессов ребенка, воли, эмоций, чувств, характера и других свойств личности. Между собой неслышащие люди общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи, а средством общения их со слышащими являются естественные жесты


 

 

2. Нарушения зрения

 

 

К данным нарушениям относятся: слепота (полное отсутствие зрительных ощущений, сохранение светоощущения, остаточное зрение), слабое зрение, косоглазие и др. Обучение незрячих детей осуществляется на основе системы Брайля посредством осязания. Чем раньше возник дефект зрения, тем большее негативное влияние он оказывает на формирование психики ребенка, на развитие познавательных процессов (уменьшается количество получаемой информации, изменяется ее качество). Физическое развитие характеризуется нарушением точности движений, их интенсивности, специфической ходьбой. Затрудняется общение, нарушается игровая деятельность. Особое значение для слепых и слабовидящих людей имеет осязание как ведущий фактор компенсаторного развития, именно через осязание происходит познание ими окружающего мира. Большое значение имеют также слуховое восприятие и речь

3. Нарушения (недоразвитие, утрата) функций

опорно-двигательного аппарата

Значительную часть детей с  такими нарушениями составляют дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). Это заболевание

возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Оно проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности. Требуется специальная работа по социальной адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в двух направлениях: приспособление к ребенку окружающей среды (специальные технические средства передвижения, предметы обихода, пандусы и т. п.) и приспособление самого ребенка к обычным условиям окружающей среды

4. Интеллектуальная недоста-

точность

Проявляется как умственная отсталость или задержка психического развития (ЗПР). Умственная отсталость—стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Формы умственной отсталости: олигофрения (проявляется в возрасте до двух лет) и деменция (после трех лет). В соответствии с классификацией ВОЗ выделяют легкую степень умственной отсталости, умеренную умственную отсталость, выраженную умственную отсталость, глубокую умственную отсталость. Исследователи выделяют также три степени интеллекгуального недоразвития. Самая тяжелая степень — идиотия, затем — имбецильность, наиболее легкая степень — дебильность. Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются нарушениями (стойким отставанием) в сфере познавательных процессов, в том числе в словесно-логическом мышлении. Своеобразны и их личностные проявления. Эти дети нуждаются в специально организованном обучении и воспитании, которые направлены на общее развитие детей, формирование у них высших психических процессов, прежде всего мышления. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми предусматривает также совершенствование их эмоционально-волевой сферы.

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития. Это нарушение вызывает трудности в обучении. Общей причиной неуспеваемости детей с ЗПР в массовой школе является незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности. Состояние ЗПР следует разграничивать с педагогической запущенностью или умственной отсталостью

5. Тяжелые нарушения речи

 

В логопедии выделяют нарушения  устной и письменной речи. К нарушениям устной речи относятся расстройства звукового оформления речи: отсутствие или нарушение голоса (афония, дисфония); патологически замедленный темп речи (брадилалия); патологически убыстренный темп речи (тахилалия); заикание; нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной обеспеченности речевого аппарата (дислалия); нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (ринола-ия); нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата (дизартрия). Выделяют также нарушения структурно-семантического оформления высказываний: отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (алалия); полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (афазия).

Нарушения письменной речи могут выражаться в частичном (полном) специфическом  нарушении процессов письма (дисграфия) или в частичном (полном) нарушении процессов чтения (дислексия). Речевые нарушения могут быть как врожденные, так и приобретенные. Вместе с тем факторы риска имеют социально-психологическую природу: недостаточность эмоционального и речевого общения со взрослыми, педагогическая запущенность и др. Если речевые нарушения носят органический характер, то они могут сопровождаться различными двигательными нарушениями, быстрым истощением и пресыщением любым видом деятельности, раздражительностью, возбудимостью, повышенной растор-моженностью, неустойчивостью внимания и памяти, низким уровнем понимания словесных инструкций

6. Комбинированные (сложные, смешанные) дефекты

Сложные нарушения развития возникают  при сочетании двух или более психофизических нарушений развития у одного ребенка (например, слепоглухонемота, сочетание умственной отсталости с глухотой).

При сложных нарушениях резко суживается диапазон возможных

средств компенсации

7. Дисгармоничное развитие

 

Примерами выступают психопатия и  патологическое формирование личности. Психопатия — психическое расстройство, проявляющееся в необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адек-ватной адаптации ребенка в социальной среде. Патологическое формирование личности может проявляться в патологии влечений, отклонениях в нравственном развитии, в закрепленных отрицательных формах поведения вплоть до правонарушений и преступлений

Искаженное развитие

Клинической моделью варианта искаженного  психического развития

является синдром раннего детского аутизма (РДА). В случае РДА отдельные  психические функции развиваются  замедленно, другие, наоборот, патологически ускоренно. В соответствии с критериями ВОЗ при аутизме наблюдаются: качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; качественные нарушения способности к общению; ограниченные повторяющиеся или стереотипные модели поведения, виды деятельности, интересы; особенности речевого развития (отсутствие речи, эхолалия, наличие слов-штампов или фраз-штампов, «попугайность» речи; позднее появление в речи личных местоимений, расширение или сужение толкований значений слов и др.)

 

Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем