Понятие характера и темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать понятия темперамента и характера.
Объект исследования - личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности темперамента и характера старших дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие характера и темперамента................................……....................5
Глава 2. Возрастные особенности темперамента старших дошкольников............8
Заключение………………………………………………………………………….12
Литература………………………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Характер.docx

— 32.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Ишимский государственный  педагогический институт им. П.П.Ершова»

 

Кафедра психологии

 

 

 

Понятие характера  и темперамента

 

Контрольная работа

 

 

 

                  Исполнитель:

 

 

 

 

                                      Научный руководитель:

               

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

Ишим 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие характера и темперамента................................……....................5

Глава 2. Возрастные особенности темперамента старших дошкольников............8

Заключение………………………………………………………………………….12

Литература………………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Актуальность  работы. Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя. Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр.

Проблема индивидуального  подхода в обучении разрабатывается  в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких  исследований особенно велика в связи  с указанными выше обстоятельствами.

Цель работы – проанализировать понятия темперамента и характера.

Объект исследования - личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности темперамента и характера старших дошкольников.

В соответствии с целью  были определены следующие задачи исследования:

  1. Познакомиться с психологической и педагогической литературой по данной теме.
  2. Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте и характере.
  3. Проанализировать возрастные особенности темперамента старших дошкольников.

Методологической  базой исследования явились труды: Дубровиной И.В., Немова Р.С., Петровского А.В., Столяренко Л.Д., Ярошевского М.Г. и др.

 

Методы исследования:

1) изучение и анализ  теоретических исследований в  области педагогики и психологии;

2) анализ, синтез, сопоставление  для обоснования различных концепций  по проблеме исследования;

3) библиографический.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней проанализировали взаимоотношение характера и темперамента.

Практическая  значимость работы заключается в том, что ее результаты можно использовать:

- в практике работы  образовательных учреждений психологами  и педагогами для разработки  методов и приемов личностного  развития и оптимизации взаимоотношений  в группах сверстников;

- в процессе обучения  студентов педагогических вузов  факультетов педагогики и психологии.

Этапы создания контрольной  работы:

  1. Постановочный – 08.06.2011.
  2. Собственно исследовательский – 01.08. – 27.09.2011.
  3. Интерпретационно – оформительский – 01.10. – 01.11.2011.

Структура работы. Работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 9 наименований.

В первой главе «Понятие характера и темперамента» дается определение и общая характеристика характера и темперамента.

Во второй главе «Возрастные особенности темперамента старших дошкольников» даны результаты эксперимента для изучения темперамента.

В заключении обобщаются теоретические  данные, формулируются основные выводы.

Объем контрольной  работы составляет 14 страниц печатного текста в компьютерном исполнении.

Глава 1.

Понятие характера и темперамента

 

Характер нередко сравнивают с  темпераментом, а в некоторых  случаях и подменяют эти понятия  друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и  темперамента можно выделить четыре основных:

1 – отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);

2 – противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус);

3 – признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л. Рубинштейн, С. Городецкий);

4 – признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

Характер – структура  сравнительно постоянных психических  свойств, определяющих особенности  отношений и поведения личности [7, с. 728].

Темперамент (лат. Temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера человека [7, с. 516].

Темперамент — это индивидуально  своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.

Исходя из материалистического  понимания человеческих явлений, следует  отметить, что общим для характера  и темперамента, является зависимость  от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно  зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты  характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера [3, с. 113].

Свойства темперамента могут в  какой-то степени даже приходить  в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной  формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов  и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует  отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся  систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях  влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и характера  органически связаны и взаимодействуют  друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности.

Несмотря на то, что характер относят  к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно  выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального  человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому  характер человека – это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным  сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются  типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается [5, с. 98].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Возрастные особенности темперамента старших дошкольников

 

Темперамент представляет собой  наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения  человека.

Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением  его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся  к поиску и измерению психологических  составляющих темперамента, или его  свойств, на основе которых строится та или иная типология.

Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление  его роли в развитии характера  и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.

Для изучения темперамента применяется и эксперимент. В  своей работе, мы провели экспериментальную  методику, разработанную Ю.А. Самариным "Перенос кубиков" и методику "Наконечник", разработанную В.А. Горбачёвым [8, с. 322].

Эксперимент "Перенос  кубиков" проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что  испытуемые дошкольники получают небольшую  лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т.д. кубиков). Ребёнок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться  на 180° (продолжая держать лопатку  в руке), принести кубики обратно, поставить  лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.

Для ребёнка это испытание  ловкости, увлекательная игра. Для  нас - не имеет значения, сколько  кубиков перенес ребенок, он регистрирует реакции ребенка на удачи и  неудачи. Учитывается сила нервных  процессов, работоспособность (сколько  времени ребенок может добиваться успешного выполнения задания, как без стимуляции экспериментатора, так и при его стимуляции). По поведению ребенка в игровой ситуации можно выявить уравновешенность нервных процессов (в какой мере ребенок может сдерживать недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательных, ни в речевых формах). Изучается и подвижность нервных процессов - как быстро ребенок включается в данную работу, приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении задания.

Приведем описание типичного  поведения детей разных темпераментов  в процессе экспериментальной игры "Перенос кубиков".

Дети-сангвиники очень охотно включаются в игру, рвутся выполнять  задания в числе первых. Первые неудачи не смущают их. Они энергичны  и веселы, охвачены азартом, уверены  в успехе. После 2-3 неудачных попыток  азарт пропадает, а с ним исчезает и желание продолжать борьбу. Ребенок  теряет интерес, дальнейшее участие  в игре кажется ему ненужным и  бессмысленным.

Дети-холерики более настойчивы в достижении цели. Они достаточно долго пытаются добиться успеха, не сдаются, несмотря ни на что. Неудачи  вызывают раздражение, агрессию, но настойчивое  усердие наиболее ловких приводит к  победе, а те, кто не добился успеха, снова и снова просят экспериментатора разрешить им еще одну попытку.

Дети-флегматики не сразу  включаются в игру. Они спокойны, присматриваются, двигаются медленно, не суетятся, не делают резких движений. На неудачи почти не обращают внимания, продолжают делать новые попытки  так же усердно и сосредоточенно.

Дети-меланхолики долго  медлят. Им страшно даже прикоснуться к лопатке. Подбадривание воспитателя  не снимает трепетного волнения. Они  предвидят неудачу, еще не включившись  в игру. А после первых неудач выходят из игры, не поддаваясь никаким  уговорам. У многих вся процедура  заканчивается непреодолимым смущением  и слезами.

Экспериментальная игра "Наконечник" имеет несколько вариантов. В первом - педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке наконечник от авторучки. Дети должны разжать кулак, чтобы найти его. После 30-45 секунд "сопротивления" воспитатель-экспериментатор расслабляет руку, и дети овладевают наконечником. Игра продолжается определенное время, пока дети не утратят интереса к ней. Удовольствие доставляет сам процесс игры. Большинство детей охотно принимает в ней участие.

Информация о работе Понятие характера и темперамента