Правовые условия функционирования государственных высших учебных заведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:32, реферат

Краткое описание

Последнее десятилетие явилось переломным для отечественной систе-мы высшего образования. Прежде всего, это выразилось в резком сокращении госбюджетного финансирования. Естественным следствием стало повышение управленческой самостоятельности вузов и растущая конкуренция между ними, направленная на преимущественное получение финансовых средств, не только от государства, но и от потребителей образовательных услуг. В результате, важнейшим условием успешного функционирования и развития вузов стало наличие адекватного механизма управления, позволяющего, с одной стороны, обеспечить достаточное и постоянное финансирование, с другой, гарантировать эффективное использование ресурсов, в первую очередь, финансовых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 28.28 Кб (Скачать файл)
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

ПРАВОВЫЕ  УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Последнее десятилетие явилось переломным для отечественной систе-мы высшего  образования. Прежде всего, это выразилось в резком сокращении госбюджетного  финансирования. Естественным следствием стало повышение управленческой самостоятельности вузов и растущая конкуренция между ними, направленная на преимущественное получение финансовых средств, не только от государства, но и от потребителей образовательных  услуг. В результате, важнейшим условием успешного функционирования и развития вузов стало наличие адекватного  механизма управления, позволяющего, с одной стороны, обеспечить достаточное  и постоянное финансирование, с другой, гарантировать эффективное использование  ресурсов, в первую очередь, финансовых.

     Рост  числа государственных и негосударственных  учреждений, а также демографический  спад, пришедшийся на 1992-2001 г., привел  к уменьшению числа абитуриентов, усилению конкуренции на отечественном  рынке образовательных. Кроме того высшее образование столкнулось  с проблемами и трудностями в  таких областях, как неэффективность  механизма финансирования, необходимость  повышения качества учебного процесса и т.д. Создание  эффективного механизма  управления является одним из важнейших  условий успешного развития как  самих вузов, так и системы  российского высшего образования.

     Деятельность  вузов все меньше управляется  шаблонами, стандартами, продиктованными  Министерством образования и  науки. Система управления на государственном  уровне строится на условиях делегирования  полномочий и ответственности за обеспечение требуемого качества образования  на уровень вузов. А такой подход заставляет каждый вуз самостоятельно определять систему ценностей для  потребителей своих услуг, формировать  их перечень, границы, условия и порядок  предоставления услуг. Система оказания образовательных услуг вузов становится все более ориентированной на потребителя этих услуг.

     Изменение внешней среды функционирования вузов неизбежно приводит к необходимости  их организационной трансформации. Главной особенностью сегодняшней  ситуации является то, что процесс  обновления вуза должен быть непрерывным. Динамическая внешняя среда не позволяет  остановиться на однажды сделанных  изменениях методов управления вузом  и его организационной структуре. Другими словами, основное направление  трансформации состоит в создании адаптивной системы управления вузом  на основе внедрения современных  форм и методов управления.

     Основная  цель политики модернизации образования  в среднесрочной перспективе  состоит в обеспечении конкурентоспособности  России на мировом уровне. Указанная  цель достижима, если в ближайшие  годы обеспечить оптимальное соотношение  затрат и качества в сферах образования  и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования  новые организационно-экономические  механизмы, обеспечивающие эффективное  использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования  на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования  квалифицированных специалистов.

     Для достижения стратегической цели должны быть решены следую-щие задачи:

     • совершенствование содержания и технологий образования;

     • развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

     • повышение эффективности управления в системе образования;

     • совершенствование экономических механизмов в сфере образова-ния.

     Решение стратегической задачи повышения эффективности  управления в сфере образования  обеспечивается за счет реализации программных  мероприятий по следующим основным направлениям:

     • внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;

     • внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;

     • выделение в системе высшего профессионального образования об-щенациональных университетов и системообразующих вузов для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования в интересах государства, общества и личности;

     • внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

     • повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные результаты деятельности, повышения результативности и прозрачности финансирования сферы образования;

     • организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;

     • совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.  

      ПРАВОВЫЕ  УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 

     Основным  законом, регулирующим (устанавливающим) структуру высших учебных заведений, является Федеральный закон "О  высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 г. № 125-ФЗ. Законом вузам предоставлена широкая автономия, а именно: самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с уставом вуза. В статье 8 этого закона говориться, что "высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры за исключением филиалов".

     Саму  структуру вуза можно рассматривать  на трех уровнях.

     Первый – учебно-производственный комплекс, включающий в себя собственно вуз с его подразделениями, а также учреждениями и организациями при нем, имеющими статус юридического лица. Устойчивость и целостность такого комплекса определяется уставами и договорами юридических лиц – его участников. Такая система неустойчива, поскольку различные экономические интересы и функции участников порождают разного рода противоречия и усложняют процессы управления.

     Второй  уровень – это высшее учебное заведение как единое юридическое лицо, не содержащее в своем составе филиалов, отделений и иных подразделений с правами юридического лица, то есть унитарное учреждение. Все права по управлению вузом принадлежит исключительно ректору, а все договорные отношения на рынке работ и услуг осуществляются самим вузом. Структура управления таким высшим учебным заведением строится по административному принципу. Такая система устойчива, но не эффективна в условиях рыночной экономики, поскольку отсутствие каких-либо автономных прав у руководителей структурных подразделений лишает их инициативы, а сотрудников мотивации в улучшении работы.

     Третий  уровень – это государственный вуз как единое юридическое лицо, но имеющее в своем составе все возможные варианты обособленных структурных подразделений: филиалы, представительства, отделения и тому подобные. Статус и функции таких подразделений определяются Положениями, утверждаемыми в порядке, предусмотренном уставом вуза. Наличие структурных подразделений различных уровней внутри вуза предполагает развитие отношений между ними по двум направлениям: горизонтальному и вертикальному. Горизонтальные экономические связи развиваются между структурными подразделениями одного уровня. Они обусловлены тем, что главным результатом деятельности всех структурных подразделений является подготовка квалифицированных кадров, которая является итогом их совместного труда. Вертикальные связи складываются между уровнями вертикальной интеграции и обусловлены централизацией финансовых ресурсов и дальнейшим их распределением по структурным подразделениям. При организации системы внутривузовских экономических отношений необходимо определить конкретные функции структурных подразделений в деятельности вуза и индивидуальные условия их экономического функционирования. Главной целью при организации экономических связей является стимулирование отдельных звеньев к повышению эффективности их функционирования в качестве составных частей вуза. Именно такая форма организации вуза является наиболее прогрессивной. Теперь хотелось бы более подробно остановиться на различных видах обособленных структурных подразделений. Среди обособленных подразделений вуза можно выделить три вида – это филиалы, представительства и подразделения, наделенные правомочиями юридического лица.

     Легальное определения представительства  содержит четыре основных признака: это  подразделение вуза, подразделение  обособленное, располагается вне  места нахождения вуза, функциями  представительства является представление  интересов вуза и осуществление  их защиты в месте своего расположения, в том числе и совершение от имени вуза сделок и иных правовых действий. Создание таких структур как представительство довольно выгодно для вузов, поскольку, во-первых, у учебных заведений появляется возможность вести образовательный  процесс на данной территории, привлекая  к его организации и проведению своих штатных сотрудников, направляя  из в служебные командировки. Во-вторых, согласно действующему законодательству, представительство не нуждается  в лицензировании, аттестации и государственной  аккредитации. Существует одно ограничение, касающееся формы освоения образовательных  программ, – образовательный процесс в месте расположения представительства может вестись только по заочной форме. Создание представительств вузов, с нашей точки зрения, оправдано, когда учебные занятия ведутся с небольшим количеством студентов – 3-4 группы.

     Филиал  отличаются от представительства тем, что выполняет вне места расположения вуза не одну, а все его функции  или их часть, в том числе функцию  представительства. На филиалы вузов  распространяется принцип специальной  правоспособности, то есть они могут  выполнять функции, которые соответствуют  целям деятельности, предусмотренным  в учредительных документах высшего  учебного заведения. Филиалы вузов  создаются на основании ходатайства  вуза, к которому прилагаются:

  • социально-экономическое обоснование проекта создания и функционирования филиала, перспективы его развития;
  • выписка из решения Ученого совета о создании филиала;
  • согласие органа исполнительной власти и органа местного самоуправления по месту нахождения филиала;
  • перечень образовательных программ с указанием сроков обучения и предполагаемого контингента обучающихся по ним;
  • копии документов, подтверждающих наличие учебно-материальной базы.

     В правовом режиме филиалов и представительств имеются общие признаки:

  • и филиал, и представительство должны действовать на основании положений, утвержденных ректором вуза. По этой причине они приобретают и утрачивают свой статус с момента вынесения соответствующих сведений в государственный реестр;
  • руководители филиала и представительства назначаются на должность ректором вуза;
  • представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах высшего учебного заведения;
  • поскольку ни филиал, ни представительство самостоятельным субъектом права не являются представителями учебного заведения являются непосредственно руководители филиала и представительства, и именно они (не представительство и не филиал) должны иметь доверенность вуза;
  • и филиал, и представительство наделяются имуществом вуза. При этом обособленность их имущества носит относительный характер, поскольку это имущество продолжает оставаться имуществом вуза. Поэтому взыскание по долгам вуза может быть обращено на имущество, выделенное филиалу и представительству не зависимо от того, связаны ли долги вуза с деятельностью филиала и представительства. Точно также по долгам, связанным с деятельностью представительства и филиала, вуз несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. У филиала и представительства имущество находится лишь на отдельном балансе, который представляет собой часть самостоятельного баланса вуза. Филиалы и представительства, являясь подразделениями вуза, должны вести бухгалтерскую отчетность на основании нормативно-правовых актов, предусмотренных для организаций, состоящих на бюджете. Филиалы и представительства в установленном вузом срок обязаны предоставлять ему бухгалтерский отчет об использовании бюджетных и внебюджетных средств и другую установленную отчетность.

Информация о работе Правовые условия функционирования государственных высших учебных заведений