Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников ведению работы по цветоведению.
Предмет – методы и приёмы организации и проведения работы по обучению цветоведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.1 Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.2 Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе
2.1 Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
2.2 Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.33 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе

1.1 Общее понятие о цвете  и его значение в образовательно-воспитательном  процессе на уроках изобразительного  искусства в начальной школе

1.2 Сущность и теоретические  основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства

Глава 2. Практические аспекты  использования методики организации  и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе

2.1 Приемы и методы обучения  основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе

2.2 Эффективность приемов  и методов обучения основам  цветоведения на уроках изобразительного искусства

Заключение

Список литературы

 

Введение

Цвет, цветовые сочетания  красок – это важнейшие художественно-выразительные  средства живописи, которые формируют  духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного  использования нравственного потенциала искусства, как средства формирования и развития этических принципов  и идеалов в целях духовного  развития личности.

Школа – важная ступень  в формировании личности. Она много  делает в развитии и воспитании молодого поколения. Это выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения  к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого  воображения у школьников. Рисунок  и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту многообразных  явлений в жизни.

Живопись – искусство  цвета и главным средством  выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные  ассоциации, усиливать эмоциональность  изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные  чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета  младшие школьники познают на уроках по цветоведению.

Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.

Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

Но все же, в преподавании изобразительного искусства в начальной  школе порой возникает ряд  проблем, связанных с тем, что  дети, не имея достаточных навыков  работы цветом, закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых  случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу). Направление  закраски рисунка иногда носит стихийный  характер. Если детей не учить изобразительной  грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

Поэтому учителю начальных  классов очень важно, начиная  уже с первых уроков, не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, прививая им все новые и новые навыки рисования, на основе изучения законов  реалистического изображения, в  доступной для них форме.

Из всего этого ясно, что учитель сам, прежде всего, должен хорошо разбираться в вопросах перспективы, светотени, цветоведения. Тогда он сможет научить детей рисовать предметы с учетом точки зрения, передать их величину по мере удаления, а также подобрать цвет для данного задания, грамотно объяснив значение хроматических и ахроматических, теплых и холодных, основных и составных цветов и оттенков, цветового тона, влияние цвета на цвет и на настроение человека.

Поэтому не случайно нами выбрана  тема выпускной квалификационной работы «Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Цель: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.

Объектом исследования является процесс обучения младших школьников ведению работы по цветоведению.

Предмет – методы и приёмы организации и проведения работы по обучению цветоведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи:

1.  Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использования методов и приёмов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

2.  Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах.

3.  Определить направления деятельности учителя начальных классов по использованию методов и приёмов обучения основам цветоведения и применение его в образовательном процессе в период педагогической практики.

4.  Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам цветоведения обучаемых в начальных классах на уроках изобразительного искусства.

Для реализации цели и задач  исследования применялись теоретические  методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме. Эмпирические методы: наблюдение уроков по основам цветоведения в начальной школе, изучение опыта работы учителя, связанной с данной проблемой.

В основу работы положены материалы  книги Сокольниковой Н.Н. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства  и художественного проектирования»  в которых подробно рассматриваются  все элементы цветоведения; Павлик К.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», где даются рекомендации по обучению младших школьников основам цветоведения; Визер В.В. «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве» и другие педагогические издания.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, разработан научный аппарат.

В 1 главе раскрыты теоретические  аспекты организации и проведения уроков по обучению основам цветоведения в начальных классах.

Во 2 главе раскрыты практические аспекты обучения младших школьников основам цветоведения, представлен анализ работы учителя начальных классов по организации и проведению уроков по цветоведению, разработан комплект методических материалов, обеспечивающий проведение уроков по основам цветоведения в начальной школе и результат работы по их реализации в период педагогической практики.

В заключении сделаны выводы по итогам исследования.

В списке литературы насчитывается 33 источника.

Курсовая работа состоит  из 43 страниц.

 

Глава 1. Теоретико-методические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе

урок изобразительный  искусство цветоведение младший

1.1 Общее понятие  о цвете и его значение в  образовательно-воспитательном процессе  на уроках изобразительного искусства  в начальной школе

Мир изобразительного искусства  полон цвета. Он насыщен цветом, как  волшебная мозаичная чаща, которая  сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски  предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.

Колористка, как наука  о цвете, включает сведения о природе  цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она  опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его  восприятия и одновременно учитывает  представления общества о культуре цвета. (2)

В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.

Наука о цвете возникла давно. Шаг за шагом человек хотел  овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще  не выделяли из цельной, синкретично  воспринимаемой картины мира, но уже  тогда возник и широко использовался  определенный цветовой язык.

В странах Древнего Востока  существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом приобрело новые формы. В эпоху  античности цвет впервые стал рассматриваться  как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры, древнегреческий  философ Аристотель пытался объяснить  происхождение цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит в русле  метафизических религиозных учений.

Европейский Ренессанс снимает  приобретенный во времена средневековья  мистический покров с проблемы изучения цвета. Альберти и Леонардо да Винчи  смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, открывают законы взаимодействия цвета  и света, зрительного восприятия, цветовой индукции, предлагают новое  толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате  о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое  практическое значение и для художников нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый – черный, синий – желтый, красный – зеленый.» Именно тогда фактически зародилась наука о цвете. (24)

Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.

И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы – в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет важнейшее значение для живописи. (12)

М.В.Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую ценности и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс. (31)

Крупные открытия в области  цвета происходят в XX в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников различных направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.) (24)

«Цвет – это ведущее  начало, организующее пространство, способное  вызывать у зрителя активную эмоциональную  реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями». (3)

Цвет может также оказывать  эмоциональное воздействие, которое  зависит от культурных традиций, этнической принадлежности.

Символика цвета – важный аспект его восприятия и имеет  национально-историческое и культурную обусловленность. Вот как описывается  значение цветов в христианской культуре в Трактате о небесной иерархии (VI в.): «Белый цвет изображает светлость, красный – пламенность, желтый –  златовидность, зеленый – юность и бодрость; словом, в каждом виде символических образов ты найдешь таинственные изъяснения». Главными цветами в христианской символике являются белый, как символ чистоты Христа, сияние его Божественной славы и красный – знак пролитой крови Спасителя.

Информация о работе Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе