Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:45, реферат
Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающему поколению накопленного обществом опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые в нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами знали и умели: как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охоты на диких зверей.
1. Объект и предмет педагогики.
2. Задачи и функции педагогики.
3. Традиционные методы педагогики.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ и КУЛЬТУРЫ» (ХГИИК)
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа по дисциплине
«ПЕДАГОГИКА»
Выполнил(а) студент(ка)
1 курса группы ………...
ФИО…………………….
Работу проверила
доцент кафедры ФПиП
Корнева В.В.
2012
Содержание:
1. Объект и предмет педагогики.
2. Задачи и функции педагогики.
3. Традиционные методы педагогики.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Введение
Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающему поколению накопленного обществом опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые в нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами знали и умели: как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охоты на диких зверей.
Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.
Цели данной работы - знакомство с предметом Педагогики, рассмотреть её с научной точки зрения, дать определение .
Задачи – понять, как возникла и развивалась эта наука. Что она исследует. Определить границы и предмет области.
Изученность работы - в изложении
кратко и емко описана информация
по основным темам курса Педагогика:
объект, предмет, задачи, функции, методы
педагогики, основные категории педагогики,
связь педагогики с другими дисциплинами,
образование как
Актуальность данной работы в том, что знание педагогики необходимо огромному количеству людей: родителям, работникам сферы обслуживания, работникам правоохранительных органов и другим.
1. Объект и предмет педагогики:
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос"
(пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В Древней Греции
эта функция осуществлялась
Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".
Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.
Такое понимание педагогики сохранилось в плоть до середины XXв. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Педагогика – это наука, изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых – цель и результат исследования ее объекта и предмета.
Педагогика - это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляются в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
Область внимания и влияния научной педагогики так же связана и с изучением, и с реализацией педагогических явлений и процессов. Возможные разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование – сфера обучения и воспитания, а предметом - закономерности процессов, происходящие в системе отношений, которые формируются в этой сфере.
Иначе существует педагогическая
практика – сознательная или стихийная.
Её объектом выступает реальное взаимодействие
участников педагогического процесса,
а предметом – способы
Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются друг на друга, проверяются опытом, но в принципе различны: первые сосредоточены на изучении педагогических процессов, вторые – на их содержании и технологии. И те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда они предстают во взаимодействии, т.е. в единстве идеи и ее осуществления. В этом смысле, и правда, нет ничего практичнее хорошей теории, как нет ничего более продуктивного для науки, чем хороший опыт.
Так же в предмет педагогики
входит такое понятие как Дидактика (
2. Задачи и функции педагогики:
Педагогическая наука занимается решением следующих задач:
1. Изучение сущности и
закономерностей развития и
2. Определение целей образования и воспитания.
3. Разработка педагогических технологий реализаций целей (содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания)
4. Внедрение результатов педагогических исследований в практику.
Функции педагогики – своего
рода производные от её задач: направления,
сферы компетенции, необходимые
для решения этих задач. В свою
очередь функции задают программу,
содержание и технологию, определяют
условия эффективности и
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
1. Описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта.
2. Диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих.
3. Прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
а) Проективный - связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
б) Преобразовательный - направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
в) Рефлексивный - предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
3. Традиционные методы педагогики:
Традиционными обычно называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследований, стоявших у истоков педагогической науки. Вот примеры некоторых из них:
Наблюдение – наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть:
Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Изучение опыта – еще один метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно – воспитательных системах.
С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применениях в новых условиях. Поэтому этот метод называют историческим.
В современном, несколько суженном смысле, под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельные учителей.
Изучение продуктов
Он, как и все другие,
требует тщательного
Беседы – Традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.
Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Но беседы – очень сложный и не всегда надёжный метод, поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Разновидность беседы, её новая
модификация –
4. Заключение:
Педагогика — одна из
социальных наук, которая исследует
процесс воспитания человека, то есть
ее предметом является воспитание,
процесс целенаправленного
Итак, педагогическая наука
– это сгусток многовекового
опыта обучения и воспитания подрастающих
поколений. Педагогическая наука –
это результат многолетних
Давний спор о том, что
такое педагогика – наука или
искусство, разбивается о практику.
Испытание практикой
К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
Список использованной литературы:
Информация о работе Предмет, задачи и функции педагогической науки