Предмет, задачи и функции педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:45, реферат

Краткое описание

Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающему поколению накопленного обществом опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые в нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами знали и умели: как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охоты на диких зверей.

Содержание

1. Объект и предмет педагогики.
2. Задачи и функции педагогики.
3. Традиционные методы педагогики.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контр.работа готова.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ  ИСКУССТВ и КУЛЬТУРЫ» (ХГИИК)

 

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«ПЕДАГОГИКА»

 

  1. Тема: «Предмет, задачи и функции педагогической науки».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

1 курса группы ………...

ФИО…………………….

 

Работу проверила

доцент кафедры ФПиП

Корнева В.В.

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Хабаровск

2012

 

Содержание:

 

1. Объект и предмет педагогики.

2. Задачи и функции педагогики.

3. Традиционные методы педагогики.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

 

Введение

     Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающему поколению накопленного обществом опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые в нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами знали и умели: как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охоты на диких зверей.

     Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции. 

   Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Цели данной работы - знакомство с предметом Педагогики, рассмотреть  её с научной точки зрения, дать определение .

Задачи – понять, как возникла и развивалась эта наука. Что она исследует. Определить границы и предмет области.

Изученность работы - в изложении  кратко и емко описана информация по основным темам курса Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики, основные категории педагогики, связь педагогики с другими дисциплинами, образование как социокультурный  феномен и педагогический процесс.

Актуальность данной работы в том, что знание педагогики необходимо огромному количеству людей: родителям, работникам сферы обслуживания, работникам правоохранительных органов и другим.

 

1. Объект и предмет педагогики:

 Свое название педагогика  получила от греческого слова  "пайдагогос"

(пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение.

 

 В Древней Греции  эта функция осуществлялась непосредственно.  Педагогами первоначально назывались  рабы, сопровождавшие детей своего  господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. 

 Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Позже слово «педагогика» стало употребляться в более  общем смысле для обозначения  искусства «вести ребенка по жизни  », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о  воспитании детей.

Такое понимание педагогики сохранилось в плоть до середины XXв. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Педагогика – это наука, изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых – цель и результат исследования ее объекта и предмета.

Педагогика - это наука  о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляются в самом  широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Область внимания и влияния  научной педагогики так же связана  и с изучением, и с реализацией  педагогических явлений и процессов. Возможные разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование – сфера обучения и воспитания, а предметом - закономерности процессов, происходящие в системе отношений, которые формируются в этой сфере.

Иначе существует педагогическая практика – сознательная или стихийная. Её объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом – способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием  и обуславливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы  управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизациях в группах и коллективах.

Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются друг на друга, проверяются опытом, но в принципе различны: первые сосредоточены на изучении педагогических процессов, вторые – на их содержании и технологии. И те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда они предстают во взаимодействии, т.е. в единстве идеи и ее осуществления. В этом смысле, и правда, нет ничего практичнее хорошей теории, как нет ничего более продуктивного для науки, чем хороший опыт.

Так же в предмет педагогики входит такое понятие как Дидактика (др.- греч. поучающий) теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

 

2. Задачи и функции  педагогики:

 

Педагогическая наука  занимается решением следующих задач:

1. Изучение сущности и  закономерностей развития и формирования  личности.

2. Определение целей образования  и воспитания.

3. Разработка педагогических  технологий реализаций целей  (содержания, форм, методов, средств  обучения и воспитания)

4. Внедрение результатов  педагогических исследований в  практику.

 

Функции педагогики – своего рода производные от её задач: направления, сферы компетенции, необходимые  для решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения. То есть, проще говоря, функции педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей  и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. 

 

 

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

1. Описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта.

2. Диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих.

3. Прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

а) Проективный - связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

б) Преобразовательный - направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

в) Рефлексивный - предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

3. Традиционные  методы педагогики:

 

Традиционными обычно называют методы, доставшиеся современной  педагогике по наследству от исследований, стоявших у истоков педагогической науки. Вот примеры некоторых из них:

Наблюдение – наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть:

  • длительным ;
  • систематическим;
  • разносторонним;
  • объективным;
  • массовым.

Недостатки наблюдения: оно  не вскрывает внутренние стороны  педагогических явлений, при использовании  этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому  наблюдение чаще всего применяется  на начальных этапах исследования в  сочетании с другими методами.

Изучение опыта – еще один  метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно – воспитательных системах.

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применениях  в новых условиях. Поэтому этот метод называют историческим.

В современном, несколько  суженном смысле, под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельные учителей.

Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов) о многом скажет опытному исследователю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где с успехом можно применять этот метом.

Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого  сочетания с наблюдениями и беседами.

Беседы – Традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Но беседы – очень сложный и не всегда надёжный метод, поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Разновидность беседы, её новая  модификация – интервьюирование, перенесённое в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовительных вопросов, ставит их в определённой последовательности.

 

 

 

 

4. Заключение:

Педагогика — одна из социальных наук, которая исследует  процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему  миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются  устойчивые, неизбежные связи между  отдельными частями, определенные изменения  влекут за собой соответствующие  результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Итак, педагогическая наука  – это сгусток многовекового  опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –  это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне  и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что  такое педагогика – наука или  искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается  искусство воспитывать. Знание закономерностей  обучения и воспитания, овладение  методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.

К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может  и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент  педагогической деятельности. А педагогом  может быть далеко не каждый. Это  должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к  себе, путь упорного, каждодневного  труда.

 

Список использованной литературы:

Информация о работе Предмет, задачи и функции педагогической науки