Предмет, задачи, методы, отрасли дефектологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:50, лекция

Краткое описание

Одной из основных задач дефектологии является глубокое и разностороннее клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение объективных закономерностей и особенностей физического и психического развития детей с разными видами дефектов. Эта задача включает определение сущности, структуры дефекта и коррекционно-компенсаторных возможностей ребенка с различными отклонениями в развитии; решение проблемы педагогической классификации аномальных детей с целью осуществления организации дифференцированного обучения и воспитания; выявление и учет аномальных детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция Основы дефектологии.docx

— 25.41 Кб (Скачать файл)

1.Введение. Предмет,  задачи, методы, отрасли дефектоло-гии.

Дефектология(ДФ) –(от лат. Defectus – недостаток и греч.

logos – слово, учение) относится к педагогическим наукам и изу-чает  психофизиологические  особенности развития  аномальных

детей, закономерности их воспитания и обучения.

14

Предметом исследования ДФ как отрасли научного  позна-ния являются дети с физическими и психическими недостатками

и проблемы их обучения и  воспитания.

Задачи дефектологии. Одной  из основных задач дефекто-логии  является  глубокое  и разностороннее  клинико-физиологическое и психолого-педагогическое  изучение  объек-тивных закономерностей и особенностей физического и психиче-ского  развития  детей с разными видами  дефектов.  Эта задача

включает определение  сущности, структуры дефекта и  коррекци-онно-компенсаторных  возможностей  ребенка с различными  от-клонениями в развитии; решение проблемы педагогической клас-сификации аномальных детей с целью осуществления организа-ции дифференцированного обучения и воспитания; выявление и

учет аномальных детей.

Основные принципы и методы дефектологии. Дефектология

имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и раз-рабатывает свою концептуальную систему исходя из специаль-ных задач обучения, воспитания и развития аномальных детей.

В  научно-педагогических  исследованиях  дефектология  ис-пользует  известные педагогические  и психологические методы.

Широко используются различные  виды эксперимента– естест-венного(констатирующего и обучающего) и лабораторного, ко-торый проводится в специально создаваемых условиях. Важным

источником получения  сведений об аномальных детях является

анализ результатов их деятельности. Ценными средствами изу-чения аномальных детей являются социологические и психологи-ческие методы исследования, а также математические методы,

выявляющие  количественные  показатели  исследуемых  характе-ристик.

Дефектология, как отрасль  педагогической науки, объединя-ет ряд самостоятельных отраслей:

- сурдопедагогика, изучает  вопросы воспитания и обучения

детей с недостатками слуха;

- тифлопедагогика, изучает  вопросы воспитания и обучения

детей с дефектами зрения;

- олигофренопедагогика, изучает  вопросы воспитания и обу-чения  умственно отсталых детей;

- логопедия, изучает вопросы  изучения и исправления недос-татков речи.

Дефектология  включает  также  специальную  психологию,

изучающую психологические особенности аномальных детей.

Дефектология изучает  закономерности развития аномальных

детей,  обосновывает  и  совершенствует  систему  их  воспитания

обучения.

Категории дефектологии. Дефектология как педагогическая

наука оперирует рядом  основных педагогических категорий:

- Воспитание аномальных  детей. Воспитание аномального

ребенка проводится с учетом его индивидуальных и возрастных

особенностей, направлено на формирование у него самостоятель-ных  навыков самообслуживания,  труда и культуры  поведения,

умения жить и работать в коллективе.

- Обучение и развитие  аномальных детей– это целенаправ-ленный процесс передачи и усвоения знаний и умений, навыков

деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Дефектология занимается вопросами специальной дидактики

– теории образования и  обучения аномальных детей. Организация

учебного процесса, задачи, содержание, принципы разрабатыва-ются для каждого конкретного типа специального учебного заве-дения с учетом глубины и характера дефекта.

- Коррекция(лат. correctio – исправление) в дефектологии–

система педагогических мер, направленных на исправление или

ослабление недостатков  психофизического развития детей. Под

коррекцией подразумевается  как исправление отдельных дефек-тов(например, коррекция произношения или зрения), так и цело-стное влияние на личность аномального ребенка в целях дости-жения положительного результата в процессе его обучения, вос-питания и развития.

- Компенсация(лат. compensatio - возмещение, уравновеши-вание) – замещение или перестройка нарушенных или недоразви-тых функций организма.

В связи с тем, что аномальные дети весьма подвержены не-благоприятным влияниям и состояниям(болезненные процессы,

психические перегрузки и  стрессы) компенсаторные механизмы

могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность

и замедляется развитие. Это явление носит название декомпенса-ции.

- Социальная реабилитация(лат. rehabilitas – восстановление

пригодности) в медико-педагогическом значении означает вклю-чение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к

общественной  жизни  и  труду  на  уровне  его  психофизических

возможностей.

- Социальная  адаптация(лат. adapto – приспособляю) –

приведение индивидуального  и группового поведения аномаль-ных детей в соответствие с системой общественных норм и цен-ностей.

- Семейное воспитание- активный фактор реабилитации.

Совместные усилия семьи  и школы обеспечивают приобщение

аномального ребенка к  активной общественно-полезной деятель-ности, выявление его трудовых возможностей и выбор доступной

профессии.

2.  История  развития  науки  дефектологии,  связь   с

другими науками.

Становление  дефектологической  науки  в  период  антично-сти. В Древней Спарте и Риме, где существовал культ здорового

тела, люди, и в первую очередь дети, имеющие ярко выраженные

отклонения от нормы, просто уничтожались. В Спарте доIV – V

веков н.э. детей с недостатками умерщвляли и по решению ста-рейшин сбрасывали с пропасть Тайгет. Так было и в Древнем Ри-ме в начале прошлого тысячелетия, где уродливых убивали и то-пили в воде хилых и обезображенных детей, руководствуясь пра-вилом об отделении негодного от здорового.

Не более гуманным было и отношение общества к людям,

страдающим психическими расстройствами в средневековой Ев-ропе. В период раннего и позднего средневековья(V-XV вв.), когда

в Западной Европе утверждалась идеология католической церкви,

уничтожалось все, что  не соответствовало канонам церкви.

Эпоха Возрождения(XV-XVII вв.) в Западной Европе озна-меновалась борьбой взглядов на природу человека, его психиче-скую деятельность между религиозной схоластикой, мистически-ми«демонологическими» теориями и гуманистическими идеями

возвеличивания человеческого  разума, сострадания к человече-

ским порокам и недостаткам, к психическим и физическим ано-малиям.

В это время зарождаются  гуманистические тенденции в  об-ласти медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы,

ведут  наблюдение  за  душевнобольными,  пытаясь  осмыслить  и

оценить это психическое  состояние человека. Благодаря достиже-ниям в области психиатрии в началеXIX века стали различать как

два отдельных состояния  сумасшествие и умственную неполно-ценность.

История становления российской дефектологической науки

тесно связана с именем Екатерины Константиновны Грачевой

(1866-1934). Ей принадлежит  издание первых руководств по  ра-боте с глубоко умственно отсталыми детьми. Лев Семенович Вы-готский  (1896-1934),  известный психолог-экспериментатор вы-явил и сформулировал основные законы психического развития

ребенка: закон развития высших психических функций, закон  не-равномерности детского развития, закон метаморфозы в детском

развитии и др. Им были разработаны и научно обоснованы осно-вы социальной реабилитации аномального ребенка. Им был пред-ложен динамический подход к дефекту. Л.С. Выготский разрабо-тал  учение  о первичности и вторичности дефекта,  обосновал

идею единства интеллекта и аффекта.

 

 

 

 

2. Понятие«аномальный  ребенок». Особенности  ано-мального ребенка

К аномальным (от греч.anomalos – неправильный) относятся

дети, у которых физические или психические отклонения приво-дят к нарушению общего развития. Дефект (лат. defectus– недос-18

таток) одной из функций  нарушает развитие ребенка только при

определенных обстоятельствах.

Аномальными считаются дети с нарушением психического

развития вследствие дефекта  и нуждающиеся в специальном  обу-чении и воспитании.

К основным категориям аномальных детей относятся: дети с

нарушением слуха(глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с

нарушением зрения(слепоумственно отсталые, глухие умствен-но отсталые и др.); с нарушениями опорно-двигательного аппа-рата; дети с психопатическими формами поведения.

Аномальные  дети– сложная  и  разнохарактерная  группа.

Различные аномалии развития по-разному отражаются на форми-ровании социальных связей детей, на их познавательной возмож-ности и трудовой деятельности. В зависимости от характера на-рушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в про-цессе развития ребенка, а другие лишь корригироваться, а неко-торые только компенсироваться.

Образовательный уровень  аномальных детей резко различен.

Характер нарушения оказывает  влияние и на возможности уча-щихся специальных школ в отношении практической деятельно-сти.

2. Роль биологического  и социального факторов в фор-мировании психики ребенка.

Аномальное развитие ребенка  не отличается лишь отрица-тельными признаками. Это не столько отрицательное, дефектное,

сколько своеобразное развитие.  В основе изучения основных за-кономерностей детского развития лежит правильное понимание

роли биологического и  социального факторов.

Процесс  развития  личности  характеризуется  единством  и

взаимодействием  системы  биологических  и социальных  факто-ров. Оба эти фактора ведут к единой цели– формированию чело-века.

Слепота и глухота есть факторы биологические, а не соци-альные. «Но все дело в том, что воспитателю приходится иметь

дело не столько с этими  биологическими факторами, сколько  с их

социальными последствиями» - писал Л.С.Выготский.

Чем глубже биологическое  нарушение, тем менее эффектив-но  педагогическое  воздействие на  психическое развитие  ано-

19

мального ребенка и тем более необходим поиск действенных кор-рекционно-воспитательных средств и компенсаторных возможно-стей.

«Первичный дефект» и«вторичные нарушения» – определе-ние понятий. Наряду с общими закономерностями психического

развития нормального  и аномального ребенка своеобразное раз-витие  последнего  имеет свои  закономерности.  Л.С.Выготским

разработана теория сложной  структуры аномального разви-тия ребенка с дефектом. Данная теория отвергает представле-ние об изолированном выпадении одной функции вследствие по-ражения  какого-либо  анализатора или заболевания ребенка.

Сложность структуры аномального  развития ребенка с дефектом

заключается в наличии  первичного дефекта, вызванного биоло-гическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под

влиянием первичного дефекта  в ходе последующего аномального

развития.

Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и

вторичных дефектов. В описанных  выше случаях первичный де-фект вызывал вторичные отклонения. Но и вторичные симптомы

в определенных условиях воздействую  на первичный фактор

В процессе аномального развития проявляются не только не-гативные  стороны,  но  и положительные возможности ребенка.

Они являются способом приспособления личности ребенка к оп-ределенному  вторичному  дефекту развития.  Источниками при-способления  аномальных  детей к окружающей  среде являются

сохранные функции.

На развитие аномального  ребенка оказывают существенное

влияние степень и качество первичного дефекта.  Своеобразие

развития аномального  ребенка зависит также и от срока возник-новения первичного дефекта. На своеобразие аномального ребен-ка активно влияют условия окружающей среды, особенно педа-гогические.

3.Причины аномального  развития

В основе аномалий или дефектов развития лежат нарушения

нервной системы или определенного  анализатора, в результате

которых возникают нетипичное(атипичное) строение и деятель-ность органов или всего организма. Отклонения возникают в про-цессе внутриутробного, послеродового развития или в резуль-20

тате действия наследственных факторов. В зависимости от при-чин возникновения их подразделяют на врожденные и приобре-тенные. 

Причины возникновения врожденных аномалий:

I группа врожденных аномалий. Патогенные(вызываю-щие отклонения) агенты, действующие на развивающийся плод

во внутриутробном развитии. Это инфекции, физические и пси-хические травмы, токсикозы беременности, интоксикации(отрав-ление организма ядовитыми веществами), температурные влия-ния(охлаждения), различные болезни беременной женщины(бо-лезни сердца, легких, эндокринных желез).

II группа врожденных аномалий- наследственные гене-тические поражения организма. Они характеризуются разнооб-разными  наследственно обусловленными  нарушениями обмена

веществ, так как нередко  наследственность определяют как свой-ство живых организмов воспроизводить сходный тип обмена ве-ществ  в ряду  поколений.  Возможно  наследование  некоторых

форм олигофрении(например, болезнь Дауна) и психозов, обу-словленных нарушениями в строении или числе хромосом. Эти

нарушения вызваны аномалиями хромосомных наборов родите-лей. Частота хромосомных болезней среди новорожденных детей

составляет около1 %. Крайне отрицательно влияют на потомство,

вызывая врожденные аномалии, алкоголизм и наркомания роди-телей.

Приобретенные аномалии включают разнообразные откло-нения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми по-ражениями организма ребенка.

Информация о работе Предмет, задачи, методы, отрасли дефектологии