Предмет, объект, категории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 16:32, контрольная работа

Краткое описание

На каждом этапе исторического развития общества педагогика, как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.
Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI - XVII вв. она отделилась от философии, став самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе.

Содержание

Введение.
Предмет, объект, категории педагогики.
Основные этапы развития педагогики и образования.
Отрасли педагогики.
Связь педагогики с другими науками.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая педагогика.docx

— 35.53 Кб (Скачать файл)

План:

      Введение.                                

  1. Предмет, объект, категории педагогики.                                     
  2. Основные этапы развития педагогики и образования.
  3. Отрасли педагогики.
  4. Связь педагогики с другими науками.

Заключение.

 

Введение.

Педагогика - удивительная и  мудрая наука. Она вобрала в себя многовековой опыт обучения и воспитания детей, результаты многолетних научных  исследований. Педагогика прошла долгий и сложный путь поисков истины и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике - в  искусство обучения и воспитания многих поколений человечества.

На каждом этапе исторического  развития общества педагогика, как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагогика развивалась  в русле философских знаний о  человеке и обществе, но в XVI - XVII вв. она отделилась  от философии, став самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о  передаче опыта одного поколения  другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и  взрослых. Общими для философии и  педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика, как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет, объект, категории педагогики.

Современная педагогика (от греч. Paidos - дитя, ago - веду, воспитываю) занимает особое место в системе наук о человеке. Она изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Предметом педагогики является целостный  гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально-активной личности, подготовки ее к жизни  и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической  обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс  передачи новому поколению социально-исторического  опыта и культуры человечества, пути его преумножения, гуманистическое воспитание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Особенностью предмета и объекта  педагогики является то, что на первое место выступает во-первых, процесс формирования высоко гуманистических отношений между педагогом и обучающимися, включающих взаимное доверие, уважение, взаимную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности, и, во-вторых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности (человек, техника, знакомая система, природа, художественное образование), развитие творческой личности, а также гуманизация, демократизация и гуманитаризация обучения и воспитания.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями как: развитие, формирование, социализация. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

 В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально - культурного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

 В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

 В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируется система знаний, умений, способов творческой деятельности, а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле, включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Формула педагогической деятельности: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.

Образование - это, с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности, в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания, т.е. тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а также личностных качеств, которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении.

Развитие самое широкое понятие, характеризующее становление личности. Развитие - это сложный, противоречивый, скачкообразный процесс количественных и качественных изменений в человеке, в ходе которого человек совершенствует имеющиеся свойства, качества своей личности, а также приобретает новые свойства, качества. 

Формирование - это процесс развития личности под влиянием внутренних и внешних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных).

Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социализация, хотя и включает в себя как целенаправленное, так и стихийное воздействие на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы развития педагогики и образования.

Основные этапы развития педагогики и образования:

I период - педагогические знание  донаучного периода, систематизированные  на основе эмпирического опыта  воспитания и образования в  форме народной мудрости поколений.  В современных условиях систему этих знаний относят к народной педагогике, основой, которой является: семейное воспитание, общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость (афоризмы, крылатые выражения, заповеди, сказки, пословицы, поговорки, традиции и обычаи).

II период - возникновение теоретических  педагогических концепций для  построения целостной системы  светского образования. Этот период  характеризуется прежде всего педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древности. Мысли о воспитании человека, формировании его личности находим в философских трудах Конфуция (Древний Китай), Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита (Древняя Греция), Квинтилиана (Древний Рим).

В период средневековья педагогические идеи развивались в рамках богословия - теологии. В это время возник томизм (Фома Аквинский), который позднее  нашел отображение в работах  философской мысли многих западных стран.

В эпоху Возрождения педагогической мысли о воспитании нашли отображение  в работах философов раннего  социализма-утопизма Ф. Рабле, М. Де Монтеня, Г. Мора, Т. Кампанеллы де Фильтре.

Педагогика, как наука была выделена из философии в начале XVIII века английским философом Френсисом Бэконом. В  труде «О достоинстве и преумножении наук», перечисляя существующие науки, назвал и педагогику как отдельную  науку. Но самостоятельное развитие педагогики, как науки связано с именем Яна Амоса Коменского (1592--1670), чешского ученого автора «Великой дидактики». В своих работах он изложил взгляды на роль образования, подходы к определению содержания, принципов, форм и методов обучения, которая сразу стала широко использоваться в братских школах в Украине, Белоруссии и применяется до сих пор.

Особый вклад в науку внес К.Д. Ушинский (1824-1870) «О народности в  общественном воспитании», «Человек как  предмет воспитания». Главные педагогические идеи - познание закономерностей воспитания, процесс формирования человека в  человеке, гуманизм и демократизации системы обучения и воспитания, психолого-педагогические основы урока. Им были созданы учебники «Детский мир», «Родное слово», по которым  обучались дети. А также внесли вклад Х.Д. Алчевская, С.Русова.

III период - становление и развитие современной педагогики, как научной системы, методологической основой которой стал диалектический подход к теории развития личности, общества, целостный всесторонний подход к формированию личности, представленный трудами таких известных современных педагогов как А.С. Макаренко, Сухотин, С.Т. Шацкий, А.Пинкевич, Н.Н. Пистрак, С.Х. Чадров, Г.С.Костюк. Их концепции отразили новые подходы к воспитанию всесторонне развитой личности в коллективе средствами коллективного труда. Большой вклад внесли учителя-новаторы Гузик, Ильин, Щетинин, Шаталов. Они выдвинули идею новых взаимоотношений, разработали теорию сотрудничества педагога и ученика и апробировали идею обучения без принуждения, обучения с опережением, большими блоками, новыми формами работы и формирование интеллектуального фона класса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, исходя из того, что каждый обучающийся - личность, индивидуальность со своими возможностями.

 

 

 

 

  1. Отрасли педагогики.

В результате развития науки, техники  и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В  педагогической науке процесс специализации  и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в  недрах философии как ее часть, имеет  в настоящее время большое  число ответвлений, которые развиваются  как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т. д.

Основные "ветви" древа педагогической науки следующие:

  • общая педагогика;

Общая педагогика - отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания. 

  • возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная, педагогика «третьего возраста);

Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику «третьего возраста». Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода.

  • педагогика среднего специального образования;

Педагогика среднего специального образования развивается за счёт заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики, а именно фундаментальных и прикладных наук. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования. В связи с развитием комплексов по вертикали типа “колледж (училище) - вуз” интегрируются (внедряются, объединяются) силы ученых, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.

  • отраслевая педагогика (педагогика среднего специального образования, военная, спортивная, производственная и др.);

Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это - педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, спортивная общественных организаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая 

  • социальная педагогика;

Социальная педагогика - отрасль  педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий  людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и  в различных организациях, для  которых оно не является ведущей  функцией. Социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания. Социальная педагогика, в отличие от традиционной, рассматривает педагогическую деятельность не только как основу воспитания, социализации личности, но и как процесс социальной помощи людям в период их личностного или профессионального неблагополучия.

  • сравнительная педагогика;

Сравнительная педагогика изучает  закономерности функционирования и  развития образовательных и познавательных систем в различных странах путём  сопоставления и нахождения сходств  и различий.

Информация о работе Предмет, объект, категории педагогики