Предпреждение детского травматизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:58, статья

Краткое описание

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно , когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Вложенные файлы: 1 файл

travmatizm.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Предпреждение детского травматизма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно , когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. 
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

 Воспитатель в детском саду обязан предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.

Основная "вакцина" против травматизма - правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти  общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма. Для того чтобы воспитательный процесс  был эффективным, давал положительные  результаты, мы создаем в детском  саду благоприятные санитарно-гигиенические  условия и обеспечиваем заботливый уход за детьми.

Основные меры профилактики детского травматизма у дошкольников можно подразделить на четыре направления:

1.Мероприятия по обеспечению  «техники безопасности» в помещениях  (ограждения батарей отопительной  системы, закрытие розеток в  доступных детям местах, предупредительные  этикетки на опасных жидкостях,  хранение их в недоступных  для детей местах), и на улице.

2. Постоянный надзор за  детьми, организация интересных  и безопасных игр и занятий,  отвлекающих детей от опасных  шалостей.

3.Повседневное и неустанное  воспитание у детей навыков  осмотрительного поведения и  разумной осторожности. Проведение  бесед и занятий с детьми  о правильном поведении в группе, на улице (ПДД).

4.Ежемесячная работа с  родителями. Работа по предупреждению  травматизма, в разное время  года.

 

  1. В помещении воспитатель следит за техникой безопасности детей и создает благоприятные условия для их нахождения.

      Шкафы и полки в групповых  комнатах должны быть надежно закреплены, а острые углы мебели закрыты накладками. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, на уровне роста ребенка,  защищаются деревянными щитами. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Радиаторы отопления - иметь съёмные решётки. Электророзетки закрываются заглушками. Электрические провода должны быть недоступны детям (обнаженные провода представляют для них особую опасность).

        Препараты бытовой химии ( моющие и дезинфицирующие средства) не хранятся в групповых и спальных комнатах, в туалетах. Они содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. Следим за медикаментозной аптечкой:в ней не должно быть медикаментов не рекомендованных детям.    

         Воспитатель должен быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда и полдника воспитатель должен всегда следить и предупреждать возможные ожоги горячей пищей (после того, как пищу принесли в группу воспитатель проверяет, чтоб она не оказалось горячей). А также, мы смотрим затем, чтобы дети, во время раздачи пищи и  мытья посуды, не находились рядом. Во время приема  учим пищи правильно пользовались ножом, вилкой и другими предметами.

     Осуществляем постоянный  контроль при  проведение гигиенических процедур детей.

      Зимой,во время отопительного сезона, нужно смотреть за тем, чтобы дети не касались  обогревательных приборов, отопительных систем.

       Перед нами стоит задача - сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в стенах детского сада, но и дома, на улице, на отдыхе в лесу, парке и т.п.

       Вся территория участка группы должна содержаться в чистоте и порядке. Уборка территории  проводится ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к участку расчищаются от снега.

       На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников.

      Итак, перед выходом на прогулку, мы, воспитатели, проводим осмотр участка, устраняя всевозможные для детей угрозы и предупреждая травмоопасные ситуации.

       Выходя на прогулку, воспитатель смотрит, чтобы дети спускались по лестнице по одному, крепко держались за поручни, не толкались. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов или игрушек. Предметы и игрушки, которые при падении из рук могут покатиться или быть подхвачены ветром, должны находиться у взрослого.

       На улице детей учат безопасно и аккуратно вести себя на прогулке, чтобы не причинить вред здоровью: не ходить по бордюру; не бегать по асфальтовым дорожкам; не бросать песок, камни, чтобы не нанести травмы друг другу; не трогать колючие растения, если такие есть на площадке; не поднимать колющие, режущие предметы, а сообщить о них воспитателю; осторожно обращаться со спортивным оборудованием на спортивной площадке, заниматься на снаряде по одному, не толкаться, чтобы избежать травм. 
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного  поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных  занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей  событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке  дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного  обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных  жизненных ситуациях. 

 

Уроки здоровья и безопасности во всех возрастных группах.

  1. Углубленная работа по ранней социализации дошкольников.

 

 
Очень важно для  взрослых – самим правильно вести  себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни.  Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать  краны газовой плиты строго запрещено.

Не рекомендуется  применение спичек и в качестве материала  для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

В процессе игр важно приучать ребят к  соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и  т.д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым  строительным материалом, а в среднем  и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами  и другими инструментами).

В помещении, на участке детского сада, во время  работы в уголке природы детей  следует обучать навыкам бережного  обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.

Необходимо  знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими  данную тематику (Приложение 3).

Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т.д.

Детям нужна  правдивая, убедительная информация, которая  захватила бы ребят и заставила  самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более  полным и глубоким, если она будет  подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что  видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать  ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя  его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и  рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые  взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей  яркие впечатления, оказывая большое  эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских  рисунков, подобрав их по тематике и  хорошо оформив.

Воспитателю надо так построить беседу, чтобы  в ходе ее ребенок открывал для  себя что-то новое, интересное, а порой  и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты  ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все  дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного  сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После  обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей  высказывать свои предложения о  том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники  подводятся к самостоятельному выводу - как вести себя в аналогичной  ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления  информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Использование наглядности способствует более  прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском  травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм  и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском  учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные  о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются  не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают  других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

 
 

VI. Оборудование и материалы

Основным  оборудованием для проведения занятий  с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные  ситуации из жизни детей. В зависимости  от местных условий, климата, а также  времени года можно дополнить  тему иллюстрациями и примерами  из жизни детей, проживающих в  данной местности.

Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать  родители, шефствующие организации  и школьники.

Темы для  рисунков или иллюстраций могут  быть самыми различными: "Ушибы упавшими сверху предметами", "Падения с  высоты", "Опасные ситуации при  катании на велосипеде (самокате)", "Ранения острыми предметами" и другие в соответствии с приведенной  выше классификацией и местными условиями.

Примерные темы к иллюстрациям приводятся в  приложении 5 (не приводится).

 
 

VII. Работа детского сада с  семьей

Работа  по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной  без активной помощи родителей. В  семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в  охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей  в том, что они могут обучить  детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы  родители задумались над этой проблемой  и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и  не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Не следует  диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских  травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка  в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.

Таким образом, работа с родителями должна строиться  с учетом возраста детей и ориентироваться  на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.

Прежде  всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи. Главными из них являются:

расширение  знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;

воспитание  чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного  обращения с ребенком;

формирование  представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей  данного возраста; какие и когда  возможны повреждения;

обучение  необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;

чем и как  заниматься с ребенком дома.

Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения  информации.

Знакомя родителей  с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать  специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут  возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем  собрании, а в индивидуальной беседе.

Информация о работе Предпреждение детского травматизма