Приемы формирования количественных представлений у первоклассников в пропедевтический период специальной (коррекционной) школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 12:47, доклад

Краткое описание

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с нарушением интеллекта в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.[2]
Обучение математике в школе VIII вида начинается с пропедевтического периода, необходимость которого диктуется чрезвычайной неоднородностью состава учащихся 1-го класса, как по их психофизическим данным, так и по подготовленности к обучению. Задачей пропедевтического периода является подготовка учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии к изучению систематического курса математики. Сюда входят такой раздел как развитие количественных представлений и понятий, то есть формирование понятий о множестве

Вложенные файлы: 1 файл

Музофарова Н.Н._Енисейск.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Приемы формирования количественных представлений у первоклассников в пропедевтический период

специальной (коррекционной) школы VIII вида

Музофарова Нина Николаевна, студентка  4 курса, специальность 050719 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Руководитель - Чабан Татьяна Леонидовна

КГБОУ СПО (ССУЗ) Енисейский педагогический колледж,

г. Енисейск, Россия

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с нарушением интеллекта в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.[2]

Обучение математике в школе VIII вида начинается с пропедевтического периода, необходимость которого диктуется чрезвычайной неоднородностью состава учащихся 1-го класса, как по их психофизическим данным, так и по подготовленности к обучению. Задачей пропедевтического периода является подготовка учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии к изучению систематического курса математики. Сюда входят такой раздел как развитие количественных представлений и понятий, то есть формирование понятий о множестве.[3]

В связи с тем, что формирование количественных представлений в пропедевтический период  вызывает у учащихся с нарушением интеллекта большие трудности, как из - за несовершенства познавательной деятельности данной категории детей, так и объективной сложности математического материала, а также недостаточного развития речи умственно отсталых школьников, то формирование количественных представлений будет более эффективным, если сочетать предметно-практическую деятельность на уроке с развитием речи учащихся в данный период обучения предмету.[1]

Объектом нашего исследования стал: процесс обучения математике в I классе С(К)ОУ VIII вида.

Предмет исследования: приемы формирования количественных представлений у ребенка с нарушением интеллекта в пропедевтический период обучения.

Исходя из этого, цель исследования -  выяснение особенности количественных представлений первоклассников с нарушением интеллекта и  подбор приемов для их формирования.

База исследования МБОУ СОШ №2 г. Енисейска.

Вначале нашей работы была проведена диагностика. Цель диагностики – выявить особенности формирования количественных  представлений в пропедевтический период.

              В диагностике участвовало 6 умственно отсталых школьников 1 класса. Класс сформирован по общности дефекта.

Таблица 1

Характеристика учащихся, участвовавших в диагностике

Фамилия, имя ребенка

Диагноз

Влад Б.

Олигофрения в легкой степени, нарушение речи

Аня К.

Олигофрения в легкой степени

Андрей Л.

Олигофрения в легкой степени

Леонид Л.

Олигофрения в легкой степени

Александр М.

Олигофрения в легкой степени

Вероника Ч.

Олигофрения в легкой степени, нарушения речи


Учитывая, содержание учебной программы данные были составлены следующие задания[5]:

  1. На парте круги. Покажи все круги. Разложи круги в ряд слева на право. Покажи любой круг. Покажи каждый круг.
  2. Покажи один круг, но не первый. Покажи один круг, но не крайний. Покажи следующий за ним. Покажи предшествующий ему.
  3. Накрой каждый круг квадратом такого же цвета. Все ли взяты квадраты или не все?
  4. Положи около каждого квадрата палочку. Все ли взяты палочки?
  5. Разложи на каждый домик по крыше. Почему ты разложил не все крыши?
  6. На парте палочки. Заштрихуй клеточек в тетради столько же сколько палочек. Наложи палочки на заштрихованные клетки. Правильно ли ты выполнил задание?
  7. На парте палочки. Убери несколько палочек. Сколько стало палочек, меньше или больше?
  8. На парте палочки. Добавь несколько палочек из коробки. Сколько их стало на парте (меньше или больше)?

Диаграмма 1

Выполнение заданий первоклассников с нарушением интеллекта

 

Ученики, не в силах справиться с большинством заданий, не оречевляли свои действия, требовалась помощь педагога в виде наводящих вопросов и показа образца выполнения задания. Ученики при столкновении с трудностями иногда просто отказывались от выполнения, один из учеников показал неадекватную реакцию на ситуацию обследования.

Мы выделили приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяли их в тесном единстве друг с другом [4]:

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец педагога. Это основной прием обучения, он носит наглядно-практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования: четкость, расчлененность показа способов действия; согласованность действий со словесными пояснениями; точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ: активизация восприятия, мышления и речи детей.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом педагога способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются педагогом при демонстрации способа действия или в холе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.

4. Один из основных приемов формирования количественных представлений — вопросы к детям. В педагогике принята следующая классификация вопросов: репродуктивно мнемонические (Сколько? Что это такое?); репродуктивно познавательные (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один?)

Основные требования к вопросам как к приему: точность, конкретность, лаконизм; логическая последовательность; разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-разному; оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала; вопросы должны будить мысль ребенка, развивать его мышление, заставлять задуматься, выделить требуемое, провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение; количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель; следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

5. Контроль и оценка. Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Этот прием используется по ходу и в конце упражнения, игры, занятия.

Контроль постепенно переносится на результат, опенка становится более дифференцированной и содержательной. Эти приемы, кроме обучающей, выполняют и воспитательную функцию: помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам, желание и умение помочь им и т. д.

6. В ходе формирования количественных  представлений у школьников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приемы, определяющие тот путь, но которому движется мысль ребенка в процессе учения.

В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству. Вначале их учат сравнивать минимальное количество предметов. Затем количество предметов постепенно увеличивают.

Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приемов, которые тесно между собой связаны и используются чаше всего в комплексе.

7) В методике формирования количественных представлений некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения.

Этими приемами дети овладевали в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.

В конце практики были проведена повторная диагностика, в ходе которой получены результаты о воздействии приемов на формирование количественных представлений.

На основе полученных результатов можно составить таблицу, в которой отражено влияние приемов на  формирование количественных представлений в пропедевтический период. Данные можно выразить в виде диаграммы.

Диаграмма 2

Выполнение заданий первоклассников с нарушением интеллекта

 

Проанализировав результаты диагностики, приходим к выводу, что есть положительная динамика в формировании количественных представлений при применении приемов, направленных на их формирование.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Баряева, Л.Б., Зарин, А.В. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 96 с.
  2. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной  (коррекционной) школе/ М.Н. Перова. – М., Владос, 2009. – 408 с.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
  4. Чумакова, И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у школьников с нарушением интеллекта: Кн. для педагога-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 88 с.
  5. Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы/ В.В. Эк. – М., 2000. – 314 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

I. Группировка предметов по качественному признаку. Ребенку предлагается два задания. 1. Сгруппировать предметы по одному признаку: «Сложи в коробку все красные шарики». 2. Сгруппировать предметы по двум признакам: «Сложи в коробку все большие зеленые кубики». Сначала предлагаются задания по словесной инструкции, если ребенок не справляется, дается образец.

II. Определение количества групп предметов. Перед ребенком ставят три группы предметов, разных по количеству: 1 матрешка, 3 матрешки, 10 матрешек. Педагог указывает то на одну, то на другую группу предметов, а ребенку предлагается ответить на вопрос: «Сколько здесь матрешек?» Если ребенок не может назвать количество предметов, то педагог просит показать, где одна (много, мало) матрешка (матрешек). Далее дается задание найти и назвать (или показать) предметы, которых в комнате много, и предметы, которых по одному.

III. Составление упорядоченного ряда. Ребенку предлагается два задания. 1. Выстроить ряд, чередуя большие и маленькие кубики: «Давай построим поезд для матрешек. Сначала нужно поставить большой кубик, потом маленький, потом опять большой и маленький ...». 2. Построить лесенку из штанг. Затем педагог убирает одну из «ступенек» и дает задание: «Найди ее место». Сначала задания предлагаются по словесной инструкции, если ребенок не справляется, дается образец.

IV. Сравнение множеств по количеству. Ребенку предлагается сравнить по количеству: две группы предметов (3 куклы и 2 чашки; изображения 3 зайчиков и 3 морковок); непрерывные множества (две баночки разной величины, заполненные горохом; два стакана одинаковой величины, заполненные рисом) и установить между ними отношения «больше», «меньше», «поровну». Если ребенок не может самостоятельно использовать приемы сравнения и выражать количественные отношения словами больше, меньше, поровну, то педагог сам сравнивает множества, а ребенка просит сказать (или показать), чего больше, а чего меньше (или где больше, а где меньше).

V. Преобразование множеств, изменяющих количество. Ребенку для преобразования предлагают множества, дают задания на их увеличение, уменьшение и уравнивание. 1. Ставят на стол в два ряда друг около друга 3 матрешки и 2 грибочка. Ребенок устанавливает, что матрешек больше, грибочков меньше. Дается инструкция: «Сделай так, чтобы матрешек и грибочков стало поровну. Что ты сделал? А как по-другому можно сделать?» Далее ребенку предлагаются еще задания на увеличение или уменьшение количества одной из групп предметов. Если ребенок не справляется, то задание упрощается. Педагог дает инструкции типа: «Добавь еще 1 грибочек. Что ты сделал? Сколько теперь матрешек и грибочков?» 2. Педагог ставит на стол 2 стакана одинакового размера. Один доверху заполнен водой, другой наполовину. Ребенка просят сделать так, чтобы воды в стаканах стало поровну.

Информация о работе Приемы формирования количественных представлений у первоклассников в пропедевтический период специальной (коррекционной) школы VIII вида