Применение игровых технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для современного образования оста

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)


Введение

В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для современного образования остается представление об учении как о тяжёлом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным, поэтому играть следует на досуге, в свободное от учёбы время. В то же время, изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с нарастанием потока информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их:

- Проблема игры как феномена культуры, диалога культур в процессе социализации личности, свободного воспитания, о значимости игры в интеллектуальном и эстетическом воспитании (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, Й.Хейзинга, Дж.Мид, К.Берк, И.Гофман, Х.Данкен, В.С.Библер).

- Психологические концепции развития личности, в том числе и в игровой деятельности и общении, разработанные зарубежными авторами (В.Штерн, К.Левин, С.Слиозберг, Ж.Пиаже, Э.Берн).

- Положение гуманистической психологии о самоактуализации личности (А.Маслоу).

- фасилитирующее обучении (К.Роджерс).

- Обоснование прогенеративной роли образования в развитии личности, учение о зонах актуального и ближайшего развития, исследованные отечественными авторами (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Ш.А.Амонашвили).

- Дидактические вопросы инновационных технологий, рассмотренные В.П.Беспалько.

- Классификация и основные характеристики учебных игр, принципы моделирования и организации учебных игр, описанные О.С.Газманом, М.В.Клариным, Г.К.Селевко.

- Концепция игры как феномена культуры учащихся, и их игрового поведения в коллективе С.А.Шмакова.

- Классификации учебных игр по истории Г.А.Кулагина, М.В.Короткова, Л.П.Борзова.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.

Каждая недельная телевизионная программа предлагает самые разнообразные игры (до десяти-пятнадцати видов). Таким образом, школьник непроизвольно втягивается в игровое действие, пассивно поглощая предлагаемую информацию.

По данным социологов, наибольший интерес среди программ телевидения для большинства россиян (59%) вызывают новости. Далее с существенным отрывом следуют художественные фильмы (40%), развлекательные передачи (34%), телесериалы (25%), спортивные программы (20%), телеигры и ток-шоу (по 19%), передачи о природе и документальные фильмы (по 17%).

Важной задачей образования становится развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения.

Игра является основной потребностью ребенка. Учителю необходимо организовать игровую деятельность с учетом специфики возраста и направ­ленности игр. Игра становится приемом обучения, направленным на модели­рование реальной действительности и мотивацию учебной деятельности, а также формой активного обучения и организации учебной деятельности.

Игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Каждый педагог периодически попадает в ситуацию, когда кто-либо из учащихся никак не может понять новую тему. И чтобы ни делал учитель, все безрезультатно. Как сделать так, чтобы все то, что мы говорим детям на уроке стало простым и ясным? Здесь неоценимую помощь может ока­зать использование в обучении игровых технологий.

Через игру ребенок познает окружающий мир, как в тематическом отно­шении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способ­ностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптималь­ный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособ­ленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при тради­ционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обу­чении.

 

 

 

 

 

 

 

1.Функции игры как педагогического феномена

 

Развлекательная. Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.

Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.

Игротерапевтическая.   Игра   может   быть   использована   для   преодоления   различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении. Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра — это особое «поле самовыражения».

Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера, психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектив.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

Классификация педагогических игр (ТАБЛИЦА)

Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

-   успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

-   сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достижений дошкольного периода развития;

- развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его
эффективную социализацию;

- сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д.

Присутствие игры в жизни младшего школьника должно быть осмыслению соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы ее влияния на развитие младшего школьника. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой нужна для адаптации к изменяющимся ситуации и условиям жизнедеятельности детей, эффективного стимулирования всех сторон развития (иногда его коррекции), гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.

Любая игра - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.

Каждая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения: - образовательная задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат.

 

2.Этапы организации и развития игры

1.Предварительный. На этом этапе ставится цель и определяются задачи игровой деятельности. Учащиеся совместно с учителем, а иногда и без его вме­шательства, участвуют в распределении ролей и определении условий деятель­ности.

2.Организационно-методический. Он характеризуется поиском путей решения поставленных задач педагогическими приемами. На этом этапе про­исходит деление учащихся на группы, поиск необходимой справочной и учеб­ной литературы, а также организация рабочего места. Учитель при этом зани­мается организационно-корректирующей деятельностью.

3.Работа в группах. В рамках каждой малой группы распределяются обя­занности, исходя из сложившихся компетенций у учащихся. Осуществляется самостоятельная работа групп по решению поставленной задачи имеющимися средствами, при этом школьники проявляют свои коммуникативные компетен­ции учебной деятельности. Этап характеризуется активным использованием субъектного опыта каждого учащегося. Каждая группа подготавливает сообще­ние (выступление) по заданной теме, анализируя возможные контраргументы со стороны команд соперников. Учитель на данном этапе является наблюдате­лем деятельности учащихся.

4.Представление результатов работы. Каждая из групп представляет свой вариант решения той или иной проблемы. Возможна ситуация, при кото­рой члены групп будут полемизировать друг с другом, что является дополни­тельным условием развития познавательной активности учащихся.

5.Анализ и подведение итогов. Учащиеся формулируют вывод по теме. Учитель в данной ситуации может корректировать те или иные утверждения.

На уроке учитель становится режиссером, координируя и корректируя деятельность учащихся. Перед началом игры учитель должен ознакомить всех участников с ее условиями, режимом работы, и выдать необходимый материал и оборудование. В зависимости от характера заданий учащиеся распределяют роли либо сами, либо с помощью учителя. Контроль за деятельностью каждого в отдельности учащегося переходит к ученикам, т. к. результативность общей работы определяется вкладом каждого, а вследствие возрастных особенностей очень важно мнение товарищей. В процессе работы учитель может корректи­ровать деятельность отдельных учащихся для достижения поставленной цели. Между участниками игры возможна дискуссия для выработки общего ре­шения. В этом случае часть учащихся выступает в роли сборщиков информации, часть - в роли аналитиков, часть - в роли критиков. По окончании дискуссии озвучивается решение, которое оценивается экспертами. Их роли могут испол­нять специально подготовленные учащиеся, а также взрослые из числа педа­гогов и родителей. В конце игры учитель подводит итог, как по тематической направленности, так и по вкладу каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях

Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

- деловые;

- организационно-деятельностные;

- инновационные игры.

- ролевые;

- дидактические.

Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

     С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

Информация о работе Применение игровых технологий