Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их
предупреждения, выявления и устранения средствами специального
обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение,
структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного
воздействия.
Введение…………………………………………………………….……3-4
1. Принципы логопедического воздействия…………………….…… 5-12
2. Методы логопедического воздействия………………………….…13-17
Заключение…………………………………………………………..…18-22
Список литературы……………………………………………..………. 23
Целью логопедической работы в этих случаях будет не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов[4].
Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.
Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
При дизартрии ведущим нарушением является
расстройство фонетической стороны речи
из-за параличей и парезов мышц речевого
аппарата. Но при дизартрии отмечается
нарушение не только фонетической стороны,
но и лексического запаса, а также грамматического строя
речи. Поэтому при дизартрии
Многие речевые нарушения проявляются
в структуре различных
Например, алалия возникает в результате избирательного органического поражения головного мозга и проявляется целым комплексом симптомов, речевых и неречевых. Речевая симптоматика алалии выражается в трудностях усвоения языковых закономерностей и неправильном их использовании, в аграмматизмах искажениях звукослоговой структуры слова, нарушении звукопроизношения и т.д.
При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика, проявляются особенности познавательной деятельности и других психических процессов, отклонения в формировании личности. Поэтому при устранении алалии необходимо комплексное воздействие[2].
Заикание представляет также сложный симптомокомплекс
дизонтогенеза, при котором наблюдаются
как моторные симптомы, так и психические.
Это и определяет комплексный подход к устранению
заикания, включающий лечебно-оздоровительную
Комплексное медико-психолого-
Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
у различных категорий
Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции.
Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его. Основной задачей является закрепление навыка правильного произношения в процессе речевого общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки заменяются или смешиваются.
Так, в тех случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р). В процессе формирования синтаксиса устной речи при алалии учитывается последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе.
Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется и в онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых) единиц.
Большое место в логопедической работе
занимает коррекция и воспитание личности
в целом, учитываются особенности
Особое значение имеет учет личностных
особенностей при коррекции расстройства
речевой деятельности, связанных с нарушением
головного мозга (алалия, афазия, заикание,
дизартрия).
Так, у заикающихся детей
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
В школьном возрасте ведущей деятельности
является учебная, которая становится
основой коррекционно-
В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.
При формировании высших психических функций
(в том числе и речи) в процессе онтогенеза
принимают участие различные афферентации
и анализаторы. В начале своего становления функция
Например, восстановление звукоразличения при
сенсорной афазии осуществляется как бы
в обход пораженного
Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.
При устранении речевых нарушений ведущим
является логопедическое воздействие,
основными формами которого являются воспитание,
обучение, коррекция, компенсация, адаптация,
реабилитация[4].
Логопедия использует разнообразные методы - способы воспитания и обучения детей с речевой патологией.
Методы логопедии как педагогической науки в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Но в процессе коррекционно-воспитательной работы изменяются и сами методы, и их сочетания.
По форме воздействия на ребенка можно выделить следующие методы: словесные, наглядные и практические. (прилож. 4).
Словесные методы представляют собой инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание и т. п.
Наглядные методы - наблюдение и обследование предметов и "явлений окружающего мира при помощи анализаторов.
Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности [2].
Организация логопедического воздействия
В ходе решения этих задач у детей с патологией речи происходит обобщение ранее накопленного жизненного опыта, развитие познавательных способностей, активизация умственной деятельности, формирование и развитие личности в целом. В данном процессе различают внешнюю и внутреннюю стороны.
Изложение материала логопедом или
Логопедическое воздействие реализуется на логопедических занятиях (уроках).
Основными задачами логопедических занятий, как они сформулированы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, являются[8]:
1. Развитие понимания речи; воспитание
умения наблюдать и
2. Формирование правильного
3. Обучение детей
На основе сформированных навыков использования
Логопедические занятия (уроки) различаются по видам: фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Необходимость проведения занятий всех видов обусловливается едиными учебными программами, коррекционной направленностью логопедического воздействия и развитием индивидуальных способностей детей.
Под фронтальными подразумеваются такие занятия, когда все воспитанники группы (учащиеся класса) выполняют одну и ту же работу.
Подгрупповые занятия
Индивидуальные занятия проводятся логопедом или
воспитателем с одним ребенком. В ходе индивидуальных
занятий выполняются индивидуализированные
микропрограммы, разработанные логопедом на
основании результатов логопедического
С точки зрения дидактической классификации все типы логопедических занятий (уроков) делятся на[6]:
занятие (урок) с целью овладения новыми знаниями: при этом дети накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем обеспечивает формирование понятий;
занятие (урок) с целью совершенствования, формирования практических умений и навыков: при этом предусматривается проведение упражнений, направленных на длительное и многократное повторение;
занятие (урок) с целью обобщения знаний, умений и навыков: при этом систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях детей; такие занятия проводятся в конце изучения отдельных тем и разделов программы;
занятие (урок) с целью повторения, на котором, учитывая особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретенные знания, умения и навыки;
Информация о работе Принципы и методы логопедического воздействия