Принципы профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:21, реферат

Краткое описание

Стоит рассмотреть несколько самых известных важных и эффективных дидактических принципов: целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, учёта возрастных и индивидуальных различий и другие, имеющие универсальное значение, независимо от видов и форм подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.

Содержание

Принципы профессионального обучения…………………………………….3-4
1. Принцип целенаправленности………………………………………………4-5
2. Принцип научности…………………………………………………………….5
3. Принцип доступности………………………………………………………..5-6
4. Принцип наглядности………………………………………………………..6-7
5. Принцип сознательности и активности……………………………………..7-8
6. Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности………………...8
7. Политехнический принцип………………………………………………….9-10
8. Принцип систематичности и последовательности……………………….10-11
9. Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий……………..11-12
10. Принцип воспитания в коллективе………………………………………..12-13
11. Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника……………………………………………………………….13-14
Заключение ………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

metodika_professionalnogo_obrazovania.docx

— 48.65 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Принципы профессионального обучения…………………………………….3-4

  1. Принцип целенаправленности………………………………………………4-5
  2. Принцип научности…………………………………………………………….5
  3. Принцип доступности………………………………………………………..5-6
  4. Принцип наглядности………………………………………………………..6-7
  5. Принцип сознательности и активности……………………………………..7-8
  6. Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности………………...8
  7. Политехнический принцип………………………………………………….9-10
  8. Принцип систематичности и последовательности……………………….10-11
  9. Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий……………..11-12
  10. Принцип воспитания в коллективе………………………………………..12-13
  11. Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника……………………………………………………………….13-14

Заключение ………………………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы  профессионального обучения

В дидактике профессионально-технического образования принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, которые отражают современные требования общества и науки к обучению. Принципы обучения имеют значение и для определения содержания, форм, методов и организации обучения. Благодаря специфике процесса обучения в учебных заведениях профтехобразования наряду с общеизвестными появляются принципы, отражающие закономерности учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах.

Дидактические принципы отражают взаимосвязи  в теоретическом и производственном обучении между целью, содержанием, методами, формами организации, средствами и результатами обучения: между различными частичными процессами преподавания и учения; между воспитательной и трудовой деятельностью; между различными звеньями или этапами обучения и между педагогическим и трудовым процессами; между руководством учебным процессом и самостоятельностью учащихся; между коллективным развитием и развитием каждого учащегося в отдельности и др.

Типичное требование профессионального  обучения состоит в том, что для  того, чтобы обеспечить получение  высокой квалификации рабочего, необходимо соответствие технологического уровня процесса обучения реальному трудовому процессу.

    Уже с давних пор  педагоги занимались разработкой  дидактических принципов обучения. Они рассматривали те или иные принципы, которые отвечали представлениям и уровню познаний своего времени. Постоянно предпринимались попытки развития системы принципов и ее расчленения.

В современной педагогической науке  и в учебно-воспитательной практике сохраняется устойчивая тенденция  рассмотрения процесса обучения и внеклассной  воспитательной работы как вполне самостоятельных  подсистем единого педагогического  процесса. Исходя из этого и принципы педагогического процесса разделяются на: принципы обучения (принципы дидактики) и принципы воспитания.

Принципы дидактики характеризуют как определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Принципы же воспитания - представляют собой основополагающие четко сформулированные требования, которые направляют педагогическое мышление и действия воспитателей. То есть определения принципов обучения и воспитания фактически одинаковы. Они различаются только своей определяемой частью: принципы обучения - это основные требования к процессу обучения, а принципы воспитания - основные требования к процессу воспитания.

При формулировании и характеристике педагогических принципов иногда имеется в виду, что кроме принципов дидактики и принципов воспитания есть еще и общие принципы педагогического процесса. В некоторых случаях считается, что принципы воспитания имеют общий характер по отношению ко всему процессу и их действие распространяется как на систему внеклассной и внешкольной воспитательной работы, так и на процесс обучения (если понятие  «воспитание» считается общим по отношению к понятию «обучение»).

В наибольшей степени принципы зависят  от цели воспитания. Выраженная в практическом, рабочем отношении и содержании образования и воспитания общая  цель воспитания является тем императивом, который определяет характер и содержание системы принципов обучении и воспитания. Их требования реализуются через формы учебно-воспитательной работы как определенное сочетание средств и методов, обеспечивающих освоение воспитанниками содержания образования и воспитания, и достижение тем самым цели воспитания. Таким образом, требования принципов определяют, в каких организационных формах должен осуществляться педагогический процесс, чтобы пути освоения содержания образования были наиболее рациональными и чтобы его освоение обеспечивало достижение цели воспитания.

Стоит рассмотреть несколько самых известных важных и эффективных дидактических принципов: целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, учёта возрастных и индивидуальных различий и другие, имеющие универсальное значение, независимо от видов и форм подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.

 

  1. Принцип целенаправленности

Суть его требований в том, что  вся воспитательная и учебная  работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания - формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу. В воспитании не должно быть бесцельных мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить, гуманной цели всестороннего усовершенствования личности.

Требования этого принципа успешно  реализуются при выполнении следующих правил: 1) планировать учебно-воспитательную работу как путь достижения общей цели воспитании; 2) вести воспитание на основе формирования у воспитанника идеала (индивидуальной цели) соответствующего общей цели; 3) определять место каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели; 4) подготовку и проведение каждого мероприятия осуществлять на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания.

Следующий не менее важный принцип- принцип научности.

 

  1. Принцип научности

Учащиеся, воспитанники усваивают  прочно установленные в науке  положения на уровне современных  достижений, а учителя, воспитатели  обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства, вовлечения воспитанников  в деятельность по решению познавательных задач и в научно-поисковую  деятельность, Важность этого принципа удачно комментировал писатель-фантаст  А. Азимов. Он писал: «Научное обоснование - вовсе не единственный путь к истине. Откровение, интуитивное постижение, ослепительное прозрение и бесспорный авторитет - все они ведут к  истине более прямым и более надежным путем». И велик соблазн для  учителя вести учеников к истине самым коротким путем; силой своего авторитета и авторитета великих  ученых утверждать истину в сознании учеников. Но этот путь не лучший: ни один из этих «альтернативных» путей к истине не принуждает. Научные же доказательства заставляют людей чувствовать принудительную необходимость согласиться с выводами, даже если поначалу они испытывали сильное сомнение в существе вопроса.

Для выполнения требований этого принципа и обучении и воспитании необходимо учитывать следующие правила: 1) при изучении объекта необходимо использовать язык науки, предметом которой он является; 2) изучать явления природы и общественной жизни в их развитии, в динамике; раскрывать диалектику общественных и природных явлений; 3) обеспечивать правильное восприятие изучаемых объектов; 4) в ходе обучения (воспитания) демонстрировать учащимся логику возникновения и развития научного знания; 5) раскрывать учащимся перспективы развития науки и возможность их участия в научных исследованиях - в настоящем и будущем.

При этом обучение и воспитание должно вестись простым, доступным языком - это одно из основных правил принципа доступности.

 

  1. Принцип доступности

Означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитание, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развитии. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне научности, учитель-воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.

Правила, которые следует выполнять  для реализации требований доступности: 1) объяснять простым, доступным языком; 2) излагать новое, связывая его с известным: 3) изучая новый материал, начинать его рассматривать на примерах, близких опыту ребенка; 4) разбирать с учащимся важнейшие и наиболее трудные места учебника; 5) не превышать норм объема домашних заданий.

Я. А. Коменский провозгласил следующие  четыре правила доступности: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; oт простого к сложному; от близкого к далекому.

Однако нельзя всё обучение проводить  на одних «словах». В Обучении особое место занимает использование примера  как один из путей реализации принципа наглядности.

 

  1. Принцип наглядности

Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Я. А Каменский сформировал «золотое привило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами», В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.

Лучше всех сформулировал сущность этого принципа в 50-е гг. XX в. Л.В. Занков в положениях о четырех формах соотношения наглядности и слова учителя в обучении:

ученик, изучая наглядный образ (схему, изображение объекта), сам находит  нужные сведения. Учитель руководит  наблюдением ученику, обращает его  внимание на существенные признаки;

учитель сообщает сведения об изучаемом  объекте, иллюстрируя их справедливость показом наглядного пособия;

при изучении связей между явлениями  ученик в ходе наблюдения (выполнения лабораторной работы) сам обнаруживает эти связи, учитель при помощи слова ведет учащихся к осмысливанию связей;

учитель сообщает о связи между  явлениями и иллюстрирует их наличие  показом.

В этих случаях при использовании  одних и тех же пособий принципиально  неодинаковы пути получении знаний учащимися: в первом и третьем  случаях они приобретают знания путем собственной мыслительной и практической деятельности, имеющей характер поисковой; во втором и четвертом случаях они получают знания в готовом виде от учителя, и их деятельность выражается в основном в запоминании и понимании сообщаемых им знаний.

 

  1. Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности  учащихся в обучении требует обеспечения  осознанного усвоения знаний путем  активной деятельности учащихся по их приобретению. К.Д. Ушинский, развивая представления Я.А.Коменского о сознательности и активности в обучении, писал. «Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь».

Современные исследователи проблем  активизации учебно-воспитательного  процесса рассматривают три вида активности учащихся в обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных средств активизации  учения рекомендуются проблемный подход в обучении и самостоятельная работа учащихся.

Реализации требований этого принципа способствует соблюдение следующих правил:

    • всё, что дети могут усвоить сами, они должны усваивать самостоятельно;
    • учитель должен, возможно, шире использовать методы проблемного обучения;
    • при решении педагогических задач нужно побуждать детей 
      делать сравнения, сопоставлять новое с известным;
    • следует использовать увлекательные факты из истории науки, 
      жизни ученых и общественных деятелей;
    • необходимо привлекать внимание учащихся к практической 
      деятельности по применению знаний в различных ситуациях;
    • раскрывать связи между учебными проблемами и проблемами настоящей науки;
    • развивать внутренние стимулы активности (потребность в 
      знаниях, интерес к ним, чувство ответственности, долга),
    • самообучение вести энергично, поддерживая оптимизм учащихся и уверенность в успехе;
    • создавать и поддерживать необходимые гигиенические, психологические и социальные условия для обеспечения активной творческой деятельности учащихся.

Информация о работе Принципы профессионального обучения