Принципы профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:21, реферат

Краткое описание

Стоит рассмотреть несколько самых известных важных и эффективных дидактических принципов: целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, учёта возрастных и индивидуальных различий и другие, имеющие универсальное значение, независимо от видов и форм подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.

Содержание

Принципы профессионального обучения…………………………………….3-4
1. Принцип целенаправленности………………………………………………4-5
2. Принцип научности…………………………………………………………….5
3. Принцип доступности………………………………………………………..5-6
4. Принцип наглядности………………………………………………………..6-7
5. Принцип сознательности и активности……………………………………..7-8
6. Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности………………...8
7. Политехнический принцип………………………………………………….9-10
8. Принцип систематичности и последовательности……………………….10-11
9. Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий……………..11-12
10. Принцип воспитания в коллективе………………………………………..12-13
11. Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника……………………………………………………………….13-14
Заключение ………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

metodika_professionalnogo_obrazovania.docx

— 48.65 Кб (Скачать файл)

Однако в современных условиях (как и в любых других, кроме условий идеального общества) есть необходимость выделения самостоятельного принципа единства требовательности и уважения к воспитаннику: чем определяются характерная для исторического периода и условий жизни мера требовательности к воспитаннику и степень приоритетности притязании индивидуальности на личное и общественное признание. Любовь воспитателя к воспитаннику приобретает подлинную воспитательную ценность лишь в сочетании с разумной требовательности к нему. Мера же последней определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания.

В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С.Макаренко и его афоризме: как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Последовательная реализация этого принципа связана с выполнением правила опоры на положительное: в воспитании основой должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в воспитаннике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) отрицательных.

Дети и сами не любят нетребовательных воспитателей. Ведь требовательность - это определенный порядок, предсказуемость  перспектив, защищенность. Воспитанники готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним воспитателя (учителя), если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах.  Доверие, открыто проявляемое, и контроль (ненавязчивый), следование методике применения метода требования важные условия реализации этого принципа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Дидактические принципы являются  регулирующими средствами научно  обоснованных действий преподавателей  и мастеров производственного обучения на уроке. Они отражают в нормативном компоненте образ действий для достижения поставленных задач, которые определяются интересами общества: в родственном компоненте они одновременно образуют связи условий, действий, результатов. Они основываются на закономерностях процесса воспитания, обучения и развития и на опыте преподавателей и мастеров.

    При использовании принципов следует учитывать следующие особенности профессионального обучения будущих рабочих: теоретические и практические занятия являются не случайным, а закономерным процессом, в котором действуют объективно несколько законов педагогики и производства; различные процессы совершаются на основе тех или иных специфических застоев, связанных с усвоением знаний, формированием умений и навыков и развитием учащихся; высокий уровень теоретических знаний требует проведения системы лабораторно-практических работ для обеспечения постепенного их переноса на практическую деятельность.

    Применение дидактических принципов  на каждом этапе обучения возможно  на основе планомерности и  систематичности в усвоении знаний, формировании умений и навыков,  а также взаимосвязи в деятельности  преподавателей, мастеров и учащихся.

    В заключение характеристики  всех принципов обучения и  воспитания следует отметить, это далеко не все принципы профессионального обучения. Некоторые из принципов вообще перестали быть актуальными, как не отвечающие требованиям нового времени, например, принцип коммунистически воспитывающего обучения. Но все эти принципы нельзя оставлять без внимания, так как  их требования тесно взаимосвязаны, и выполнение их тоже находится в тесной взаимной зависимости: реализация требований любого из принципов в той или иной мере складывается на выполнении требований всех остальных, игнорирование одного из принципов приведёт к неполной реализации требований другого и, в конечном счёте, всё это отразится на педагогическом процессе и эффективности обучения.

Это является следствием целостности педагогического  процесса и в то же время способствует укреплению этого качества педагогической системы.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.:1982г.,с.242-404.
  2. Стефановская Т.А.  Педагогика и искусство.- М..1998.,с141.
  3. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.-М.,1987
  4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с., с.129-192.
  5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.2002г.,с. 312-330.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Принципы профессионального обучения