Принципы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.
Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)

Долгое  время считалось, что материнские  чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при  появлении ребенка. Это утверждение  о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами многолетних экспериментов над  человекообразными обезьянами, проведенных  под руководством американского  зоопсихолога Г.Ф.Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей  отделили от матерей. Малыши стали плохо  развиваться. Им внесли "искусственных  матерей" - проволочные каркасы, обтянутые  шкурой, и поведение детенышей  изменилось к лучшему. Они лазали по "мамам", играли рядом с ними, резвились, прижимались к ним  в случае опасности. На первый взгляд для них не было разницы между  родной и "искусственной" мамой. Но, когда они выросли и дали потомство, стало ясно, что замена не была полноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало материнское  поведение! Они были так же равнодушны к своим детям, как их "искусственные мамы". Они отталкивали малышей, били их так, когда те плакали, что некоторые погибли, а других спасли сотрудники лаборатории. На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что у высших млекопитающих (а человек относится к ним) материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства.

И, тем  не менее, у матери к ребенку несравненно  более "естественная" дорога, чем  у отца.

 

 

3. Влияние типологии семей на  воспитание детей: типы семейного  воспитания

 

Если  говорить о родительской позиции, о  стиле поведения, то можно сказать  о типах матери и отца.

Типологию матерей выделяет А.Я.Варга:

«Спокойная уравновешенная мама» - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы. Вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благополучия и добра.

«Тревожная мама» - вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу которая лишает покоя всех ее членов.

«Тоскливая мама» - вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями в себе, своем будущем. Ее беспокойство и мнительность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью.

«Уверенная и властная мама» - твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит не на йоту. Она подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, инициативе.

А.И. Баркан предлагает типологию современных пап:

«Папа – мама» - это по матерински заботливый папа, он берет на себя функции мамы: и искупает, и накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается это сделать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка, когда все хорошо папа заботлив, добр, отзывчив, а если что -то не ладится, бывает не сдержанным, вспыльчивым даже злым.

«Мама- папа» - главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно "устраивается" на папиной голове, превращается в маленького деспота.

«Карабас – барабас». Папа пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказание за содеянное как профилактика - излюбленный метод такого папы.

«Крепкий орешек» - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы облегчить участь ребенка, когда он не прав.

«Попрыгунья – стрекоза». Папа, живущий, но не чувствующий себя отцом. Семья для него тяжелая ноша, ребенок обуза, предмет забот жены, что хотела, то и получила! При первой возможности этот тип превращается в приходящего папу.

«Добрый молодец», «Рубаха-парень» - папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко и весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» - это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она ни права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь родителей к своему ребенку является основой приобретения последним  социально способности - любить собственных родителей.

Отечественный ученый А.В.Петровский выделяет тактики семейного воспитания:

«Сотрудничество». Демократичные родители ценят в поведении детей и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.

«Диктат». Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается.

Ситуация  осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению  к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый  случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко  относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

«Гипоопека» - сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

«Гиперопека» - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

"Невмешательство" - предполагается, что могут существовать  два мира, взрослые и дети и  ни тем ни другим не следует  переходить намеченную черту.

Таким образом, любому отцу и любой матери следует  знать, что нет жестко установленных  правил в воспитании детей, есть только общие принципы, воплощение которых  зависит от каждого конкретного  ребенка, и от каждого конкретного  родителя. Задача родителей состоит  в том, чтобы так организовать процесс воспитания, чтобы достичь  желаемых результатов, залогом этого  может быть внутренняя гармония каждого из родителей.

Важным фактором влияющим на формирование личности ребенка  является атмосфера в семье, наличие  эмоционального контакта у ребенка  с родителями. Многие исследователи  подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых является для ребенка необходимым своеобразным жизненно - важным витамином, который  дает ему ощущение защищенности обеспечение  эмоционального равновесия его самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, семья  играет огромную роль в процессе воспитания. Ведь именно в семье закладывается  фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и  гражданина.

Именно  в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Именно  поэтому, так важно чтобы ребенок, положительно воспринимал семью. Положительное  воздействие на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье  людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку  лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Родители  должны понимать, что они обязаны:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать. М., "Просвещение", 1985.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. Москва, издательство КСП 1996.
  4. История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  6. Лански Вики. Настольная книга для родителей:1500 бесценных советов на первые пять лет жизни вашего ребенка/Лански В.-М.:Эксмо-Маркет, 2000.
  7. Лесгафт П.Ф. " Семейное воспитание ребенка и его значение". Москва, "Просвещение",1991.
  8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., Педагогическое общество России. 2002.
  9. Семейное воспитание. Краткий словарь. Сост.: И.В. Гребенников,Л.В.
  10. Семейное воспитание: Хрестоматия:Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./Сост. П.А.Лебедев.-М.:Академия,2001.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов -на Дону. 1999.
  12. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке.-М.: Гелиос АРВ,2000.

 


Информация о работе Принципы семейного воспитания