Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 22:52, курсовая работа
Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Приобщение детей к русской национальной культуре».
Цель исследования изучение особенностей приобщения дошкольников к национальной культуре.
Объект исследования – процесс приобщения дошкольного возраста к национальной культуре.
Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.
Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.
Парциальные программы
Эти программы являются добавлением к базисным программам и направлены
на углубление работы по какому-нибудь направлению или разделу базисной
программы. Среди парциальных программ, в которых используются средства
русской традиционной культуры, можно выделить программы художественно
эстетической, экологической, патриотической и краеведческой направленности.
Программа «Наследие»
Авторы программы – М.Ю.Новицка, Е.В.Соловьева. эта программа включает
следующие разделы:
« Круглый год» – знакомство детей с народным изобразительно-прикладным
искусством с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря.
«Семейный круг» - приобщение детей и родителей к традиционной семейной
культуре.
«Святые наши имена» – освоение историко-культурного наследия России.
«Круг чтения» - воспитание культуры чтения.
« Музыкальное наследие» – освоение традиционной музыкальной культуры.
Ведущим методическим приемом освоения содержания программы
«Наследие» является эмоционально- ценностное восприятие мира людей и природы посредством загадок и игры.
Программа «Я - Человек» - программа приобщения ребенка к социальному миру (автор С.А. Козлова ). Цель данной программы - помочь педагогу раскрыть окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям. Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля - наш общий дом». В целом программа направлена на последовательное введение ребенка в социальный мир, где многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, что, в свою очередь, зависит от пола ребенка, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер.
Важнейшие педагогические принципы программ:
- сотворчество детей, родителей, педагогов
в совместном процессе
- формирование целостного
- опора на эмоционально-
Проанализировав программно-методическое обеспечение по патриотическому воспитанию дошкольников на современном этапе, мы видим, что задачи патриотического воспитания ставятся во многих образовательных программах. Предусматриваются разнообразные средства и методы патриотического воспитания детей в различных видах деятельности, определена последовательность материала для более облегченного усвоения детьми, конкретно определяется содержание патриотического воспитания по возрастным группам, все задачи решаются в комплексе.
1.4. Особенности работы ДОУ по проблеме.
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времён Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка. Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
-создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры ;
-привлечение родителей в
-создание условий для
-установление сотрудничества
Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа мы пришли к выводу, что большинство детей имеют не достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного нами были выбраны следующие приоритеты:
1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3.Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Наше ДОУ работает по образовательной
программе «Истоки»,
которая
предполагает этнокультурное воспитание
детей в процессе художественно-эстетического
развития и взаимодействия дошкольников
с различными сферами культуры через рисование,
музыку, детскую литературу, родной язык.
В связи с этим большое внимание мы уделяем
произведениям устного народного творчества,
народной музыке и танцам, декоративно-прикладным
искусствам народов России. Но этого недостаточно.
Поэтому мы начали использовать в своей
работе парциальную программу «Приобщение
детей к истокам русской народной культуры»
(авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), целью
которой является формирование у детей
дошкольного возраста «базиса культуры»
на основе ознакомления с бытом и жизнью
родного народа, его характером, присущими
ему нравственными ценностями, традициями,
особенностями культуры.
Данная парциальная программа были утверждены для использования педагогическим советом ДОУ. Была приобретена вся необходимая литература. Имея в своём распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения.
Мониторинг эффективности работы ДОУ по направлениям этнокультурного образования проводим в процессе обследования воспитанников, их родителей. Для этого была разработана специальная таблица, в которой мы отразили направления мониторинга. Целью мониторинга детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:
- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;
- потребности использовать
-уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются или отличаются поверхностью. Это доказывает необходимость разработки методики по формированию социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры и включая её в целостный процесс воспитания и обучения детей.
Мониторинг среди родителей проводим с помощью анкет в начале и конце учебного года. Родители заполняют анкету в присутствии воспитателя и могут получить от него необходимую консультацию. Результаты анкетирования показали, что многие родители считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «ещё» маленькие для получения таких знаний. Большинство родителей убеждены в том, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом.
Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. На педсовете было решено выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде комнаты в русской избе, где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, самовар, прихватки, чугун и т.д. Начались их поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали повсюду.
Почерпнув сведения из самых разных источников, сотрудники детского сада постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (стол, лавки, печь, полати, рукомойник, люльку и др.). Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделали из коробок, внешне имеющей натуральный облик. На полках и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры.
После того как убранство «избы» было завершено, перед нами встала не мене сложная проблема – методическая организация работы. Приглашали на занятия бабушек. Постепенно была осознана необходимость «одушевления избы» и было решено «назначить» Хозяйку избы. Перед Хозяйкой была поставлена задача более глубокого овладения особенностями народной речи, национальных обычаев и традиций, народного искусства. Так как одна из воспитательниц не первый год занималась этой проблемой и была основным организатором русской избы, ей и предложили роль Хозяйки.
Для более результативной работы по данной проблеме педагогам пришлось заняться самообразованием, т.е. углубленным изучением данного раздела программы. Кроме этого, они составили перспективный план работы с детьми всех возрастных групп и родителями на год. В работе появилась система, улучшились знания детей и родителей. Но нарушилась целостность образовательного процесса в ДОУ: последовательности и комплексности (одновременности и взаимосвязанности) изучения детьми разных разделов базовой программы воспитания и обучения, принятой в ДОУ. Кроме того, необходимо было снять проблему дублирования учебного материала в организованных формах обучения, возникающей при использовании разнообразных комплексных и парциальных программ социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
План весь переработали и составили наиболее приемлемый для нашего ДОУ с учётом разновозрастного состава групп и сочетания с планом работы музыкального руководителя. В каждом разделе образовательной программы ДОУ при перспективном планировании учитываем введение тем, связанных с изучением национальной культуры. Например, проводим занятия по экологии с элементами фольклора.
В начале учебного года провели семинар для детей и родителей по конструированию позитивных детско-родительских отношений в семье: «Игровая кукла: делаем вместе» Современному ребёнку нужна народная кукла. Основным является то, что (под руководством родителей) её мастерит – кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного Образа мира и себя в нём, прогнозированию положительного Образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых.
В феврале провели вечер-развлечение
(досуг) для воспитанников старшего возраста
на тему: «Русские богатыри». Часто занятия
проходят в мини музее «Русская изба».
Многие занятия проводим по русским народным
сказкам. Часть из них заканчиваются чаепитие
у самовара. Один раз в месяц «хозяйка
избы» и дети отмечают здесь именины детей,
приходящиеся на этот месяц. Во время чаепития
дети усваивают правила гостеприимства,
которыми славен русский народ: «Не красна
изба углами – красна пирогами» и пр. Чаепитие
из самовара – это не просто обычная трапеза,
а особый ритуал, объединяющий за неспешным
разговором доброжелательных друг к другу
людей. При этом дети распределяют роли
между собой: «гости» наряжаются, «хозяева»
готовят и приглашают к столу. Гостей встречаем,
как и полагалось на Руси, хлебом-солью.
Используем
не только современные, но и старинные
выражения: «Извольте откушать», «Отведайте
печенья». Такое чаепитие даёт возможность
расширить знания о традициях русской
кухни. Прощание с гостями всегда сопровождается
благопожеланиями, благодарностью: «Спасибо
за приятный вечер», «Спасибо за хлеб-соль».
Дети любят «Русскую избу», с удовольствием
занимаются в ней, готовят угощение для
кукол, выращивают рассаду для огорода,
отдыхают на посиделках и т.д. А в избе-то
настоящий сундук с крестьянской одеждой,
подвесная люлька, полка с кухонной утварью
и пр. Сколько радости доставляет детям
душевный разговор или чтение сказки у
печки, в которой мерцает «огонёк»! С каким
трепетом наблюдают они за тем, как с печи
свесил ноги Ванюшка, а на приступке грустит
Маланьюшка! А ещё за печкой живёт домовёнок
Кузя. Каждому находится занятие по душе
и в рукодельном уголке: ведь там есть
настоящее донце с куделью и веретеном,
корзинка с клубками ниток, подлинная
прялка. А какая изба без красного уголка!
Дополняет интерьер «Русской избы» шторы
из ситца вышитые крестиком, лоскутное
одеяло, вышитые гладью и крестом полотенца,
салфетки, домотканые половики вязанные
крючком. Встречает и провожает гостей
хозяйка или кукла, одетая в русский народный
костюм. Не удивительно, что «Русская
изба» стала комнатой психологической
разгрузки не только для детей, но и для
взрослых. Но самое главное – в ней проводятся
развивающие занятия с детьми. В их содержании
активно использую предметы русского
национального быта, но и сохранять преемственность
этических и эстетических ценностей русского
народа. Мы считаем, что предметная среда
не должна быть самоцелью, не должна представлять
собой «мёртвую комбинацию» различного
оборудования и материалов. Предметный
мир должен обеспечивать реализацию потребности
ребёнка в активной и разноплановой деятельности.
Информация о работе Приобщение детей к русской национальной культуре