Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:17, реферат
Цель работы – проанализировать модернизацию российской образовательной системы в 2013г.
Задачи:
- определить приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ;
- подытожить результаты реализации государственной образовательной политики России на сегодняшний день.
Введение ……………………………………………………….. 3
1. Приоритеты государственной политики и
нормативно-правового регулирования
в сфере образования РФ …………………………………….. 4
2. Особенности развития и функционирования
Национального проекта «Образование» ……………….…14
2.1 Создание бизнес-школ мирового уровня………………… 15
2.2 Интернетизация образования……………………………... 17
2.3 Инновационные программы вузов……………………….. 18
2.4 Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования…………………….. 20
2.5 Инновационные школы………………………………………..20
3. Государственная образовательная программа России на 2013-2020год.……………………………………….……………...22
Заключение …………………………………………..………25
Список литературы ……………………………………….…27
- полноценные связи
- совершенствование процедур
лицензирования, государственной аккредитации
на базе независимой
- усиление контроля качества
образования в филиалах и
- совершенствование
- разработка стандарта
учебно-материальной базы, регламентирующего
необходимые и достаточные
- создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях.
Полноценное и неформальное участие граждан в управлении образовательными учреждениями, формировании образовательной политики на местном, региональном и федеральном уровнях призвано обеспечить открытость и восприимчивость системы образования к общественным потребностям, обновление и повышение качества предоставляемых образовательных услуг, их соответствие социально-экономическим реалиям и перспективам.
Основной механизм развития государственно-общественного характера управления образованием - разработка нормативной правовой базы передачи гражданским институтам части полномочий и ответственности за реализацию некоторых управленческих функций.
Расширению и повышению эффективности общественного участия в управлении образованием способствует реализация следующих мер:
- Обязательное участие
общества, профессионального сообщества,
деловых кругов в выработке
и реализации основных
- Ежегодная публикация
по установленной форме
- Систематическая
- Функционирование управляющих,
попечительских советов
педагогов и обучающихся, родителей, учредителей, местной общественности (бизнеса, науки, здравоохранения, культуры и т.п.). Наделение этих советов полномочиями по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда учреждений, разработке и реализации программ развития, определения содержания и организации образовательного процесса, хозяйственно-экономической деятельности и др.
- Развитие современных
форм ученического и
- Развитие государственно-
- Развитие системы
- Поддержка формирования
гражданских институтов
- Стимулирование деятельности профессиональных ассоциаций (лучших учителей-предметников, руководителей инновационных образовательных учреждений и т.п.) по экспертизе образовательных инноваций.
- Стимулирование и поддержка
региональных "точек роста", проектов
комплексной модернизации
- Подготовка менеджеров
образования, компетентных в вопросах
взаимодействия с
Существующая сеть общеобразовательных учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации не соответствует современному уровню демографии и расселения в этих территориях. Это приводит, с одной стороны, к неэффективному использованию имеющихся в сфере образования ресурсов, а с другой - к неспособности данной сети отвечать новым вызовам времени и общества, решать возложенные на нее задачи. В частности, обеспечить необходимое качество образования и уровень социализации детей, обучающихся в малокомплектных школах.
Особенно это касается сельских школ, где зачастую невозможно обеспечить реализацию образовательных программ по некоторым предметам из-за отсутствия педагогов данного профиля, низкой материально-
технической базы, отсутствия социальной инфраструктуры и т.д. При этом стоимость обучения одного учащегося в таких школах неоправданно высока (не соответствует качеству предоставляемых образовательных услуг) и может в разы отличаться от соответствующих затрат в крупной сельской или городской школе.
Муниципальные и ведомственные барьеры зачастую препятствуют реализации права родителей и ребенка на выбор образовательного учреждения и формы получения общего образования.
Обеспечению качественного общего образования независимо от места жительства способствует реализация следующих мер по развитию сети общеобразовательных учреждений:
- Разработка и реализация
новых моделей организации
- Обеспечение возможности
получения качественного
- Содействие, в том числе
через разработку
- Создание новой
интегрированного учреждения, что позволяет консолидировать и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы социальной сферы для повышения качества оказываемых услуг.
- Учет данных мониторинга
деятельности образовательных
Суть нормативного подушевого финансирования - принцип "деньги следуют за учеником". Этот принцип означает переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию результатов их деятельности, стандартной образовательной услуги, гарантированной Конституцией Российской Федерации, для каждого учащегося.
В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) посредством выделения субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основа реализации нормативного подхода в финансировании общеобразовательных учреждений - региональные законы о минимальных социальных стандартах, а также утвержденные законами субъектов Российской Федерации или постановлениями региональных органов исполнительной власти методики расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных общеобразовательных программ.
Нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных
учреждений осуществляется в три этапа:
- формирование субвенций на нормативной основе;
- выделение этих средств муниципалитетам;
- доведение средств по подушевому нормативу до образовательного учреждения.
Передовая региональная практика свидетельствует о значительном позитивном влиянии механизма нормативного подушевого финансирования на решение ряда важнейших задач обеспечения качественного образования:
- появление конкурентной
среды на рынке
- развитие региональной
и муниципальной сети
- повышение прозрачности
бюджетного процесса и
- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий;
- повышение эффективности
использования бюджетных
- оптимизация, концентрация
образовательных ресурсов, укрепление
и модернизация материально-
Итак, девиз государственной
политики в сфере образования «доступность-качество-
5 сентября 2005 года Президент
Российской Федерации Владимир
Путин объявил о старте
Приоритетный национальный проект "Образование"3 призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.