Проблема исторического развития воззрения общества на личность с нарушением зрения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 21:10, контрольная работа
Краткое описание
Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. Психическая деятельность -- это деятельность по сути своей отражательная, причем в ходе антропогенеза у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира.
Содержание
Введение 3 1.Эволюция воззрения общества на людей с нарушением зрения. 4 2. Незрячие люди в современном социуме 10 3.Результаты опроса граждан «Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями» 11 Заключение 16 Список литературы 17
Отношение и
поведение граждан к детям, имеющим инвалидность,
отличается от того,
как люди воспринимают
и относятся к обычным «здоровым» детям.
По результатам
интервью с экспертами и родителями детей-инвалидов
можно выделить две основные точки зрения
относительно того, как общество относится
к детям с ограниченными возможностями.
Сторонники первой говорят о том, что отношение
социума к детям-инвалидам преимущественно
отрицательное. Вторая точка зрения сводится
к безразличному отношению.
Вернемся к
опросу.
Вопрос:
Как Вы считаете, какое выражение точнее
всего отражает отношение окружающего
нас общества к детям-инвалидам?
Отрицательное
– люди стараются не иметь никаких отношений
с такими детьми –11% граждан;
Безразличное – люди игнорируют этих
детей, стараются отгородить себя от контактов
с такими детьми по принципу, «меня
это не касается» - 30% граждан;
Сочувственное
– люди сочувствуют этим детям, однако
мало знают о проблемах таких детей и практически
не контактируют с ними– 43% граждан;
Обычное – люди не считают детей-инвалидов
особенными, отличающимися от других детей,
относятся к ним так же, как и к обычным
детям – 6% граждан;
Принимающее
– люди открыты к контакту с детьми-инвалидами,
готовы им помочь – 5%;
Затрудняюсь ответить – 5%.
Все группы
участников исследования говорили об
изолированности детей с ограниченными
возможностями – обычные люди редко встречают
таких детей на улице, в транспорте, в общественных
местах. Соответственно, и наиболее распространенной
реакцией населения (в первую очередь
– детей) на инвалидов – удивление и растерянность,
за которыми может следовать негативное
отношение.
Таким образом,
уровень информированности населения
о детях с ограниченными возможностями
на данный момент остается на довольно
низком уровне.
Несмотря на
то, что эксперты указывают на увеличение
объема материалов в СМИ о детях с ограниченными
возможностями, более половины россиян
(57%) полагают, что они все же уделяют слишком
мало внимания проблемам этих детей.
Теперь, давайте,
проанализируем еще один, очень важный
показатель. Это чувства, которые испытывают
граждане относительно наших «особых»
детей.
Вопрос звучал
так:
Когда Вы встречаете человека (взрослого
или ребенка) с видимым физическим недостатком,
какие чувства Вы испытываете?
1. Неловкость,
т.к. не знаю, как себя вести (47%).
2. Уважение,
т.к. эти люди многое преодолевают
(66%).
3. Жалость, сочувствие,
сострадание (87%).
4. Страх, потому
что подобное может случиться
со мной/ моим ребенком (44%).
5. Никаких
эмоций не испытываю, потому что
не считаю таких людей особенными,
отличающимися от остальных (14%).
6. Безразличие,
каждый должен сам решать свои
проблемы (5%).
7. Недовольство,
т.к. эти люди создают неудобства
другим (3%).
8. Раздражение,
т.к. у таких людей особые привилегии
(3%).
Результаты
опроса населения показали, что основными
чувствами, которые россияне испытывают
по отношению к инвалидам, являются жалость,
сочувствие и сострадание (87%).
Родители детей-инвалидов
проявление жалости со стороны окружающих
также считают
излишним, она
зачастую заставляет чувствовать себя
униженными.
Среди негативных
эмоций по отношению к инвалидам ключевую
роль играют страх за
себя, что такое может произойти в их
семье (44%) и неловкость (47%).
Какой можно
сделать вывод? Общество наше выдаёт в
большинстве случаев примитивную эмоциональную
реакцию. Если же общество подключает
более высокоразвитые свои мозговые функции,
то меняет свое отношение. Все выше сказанное
не оправдывает поведение людей, а просто
объясняет его и помогает произвести некую
дифференциацию, то есть не воспринимать
общество как единую массу. Теперь стало
понятно, почему разные реакции от агрессии
до уважения.
И,
что мы теперь знаем об обществе?
1. Знаем, что
вопреки ожиданиям общество в
своем большинстве не придерживается
негативных представлений, стереотипов
в отношении детей инвалидов.
2. Знаем, что
общество испытывает неловкость
и растерянность, отстраненность
и
злость. В целом,
оттого, что сразу возрастает уровень
тревоги, а в частности, как мы узнали,
от недостатка информации, какой? Да самой
разной, оттого, что такое вообще бывает,
до слов, которые надо сказать, или определенных
действий, которые
надо сделать в конкретной, отдельно взятой
ситуации.
3. Знаем, что
общество испытывает уважение, а
это та его часть, которая, видимо,
имеет
необходимую
информацию и возможность разумно оценить
свои чувства и сформировать отношение.
Давайте снова
вернемся к исследованию.
При оценке
степени информированности общества было
уделено большое внимание вопросу изоляции
детей-инвалидов. Существование изоляции
детей-инвалидов в современном российском
обществе является следствием слабого
развития инфраструктуры для этой категории
населения (во многих общественных местах
не предусмотрены пандусы, отсутствует
в должном объеме специализированный
транспорт и т.п.), наличием специализированных,
закрытых учебных заведений, и еще отношением
окружающих к людям с ограниченными возможностями.
Вопрос:
Готовы ли Вы взаимодействовать с детьми-инвалидами?
И если да, то каким образом?
1. Готов(а) оказать
материальную помощь детям или
специализированным учреждениям,
работающим
с такими детьми (оплата лечения, покупка
лекарств и пр.) – 18% россиян.
2. Готов(а) лично
общаться с детьми-инвалидами (например,
помогать с организацией праздников,
посещать специализированные учреждения,
больницы и пр.) - 16% россиян.
3. Готов(а) дистанционно
общаться с ребенком (например, Интернет
и пр.). - 8% граждан
РФ.
4. Готов(а) оказать помощь семье, воспитывающей
ребенка-инвалида (например, посидеть
с ребенком
или отвезти его в больницу) - 6% россиян.
5. Готов(а) предложить
работу/взять на работу родителя,
воспитывающего ребенка-инвалида -
1%.
Доля россиян,
потенциально готовых чем-либо помочь
детям с ограниченными возможностями,
составляет около 48%. Треть населения (31%)
прямо признались в нежелании общаться
с детьми-инвалидами. Остальные проценты
граждан не смогли ответить на этот вопрос,
он вызвал затруднения.
Вопрос:
Как Вы считаете, совместное обучение
детей-инвалидов и обычных детей является
полезным или вредным для обычных детей
и детей-инвалидов?
Для обычных детей:
Скорее полезно (36%);
Скорее вредно (32%).
Для детей-инвалидов:
Скорее полезно (32%);
Скорее вредно (33%).
Треть населения
- за, треть – против и треть –воздержались
или засомневались. Все поровну. Что касается
отношения между детьми с ограниченными
возможностями и одноклассниками, не имеющими
инвалидности, то, по словам некоторых
респондентов, имеющих нарушение опорно-двигательного
аппарата, чем дольше ребенок учится в
этом классе, тем лучше у него выстроены
отношения с одноклассниками. Как правило,
основные сложности в общении встречаются
на начальном этапе, когда ребенок-инвалид
только попадает в класс. Непривычные
для окружающих манеры и неконтролируемые
движения, свойственные ребенку-инвалиду,
кажутся детям странными и непривычными,
поэтому они стараются держаться от этого
ребенка подальше, показывая своим поведением,
что он не такой, как они (обзывают его
или не идут на контакт). Однако со временем,
когда дети лучше узнают друг друга, они
привыкают к некоторым
особенностям
своего одноклассника-инвалида и начинают
относиться к нему с пониманием (по возможности
стараются помочь, например, подняться
по лестнице и т.п.). По мнению самих детей-инвалидов
и людей, которые их окружают (родители
и эксперты, работающие с детьми), дружественным
общество является в том случае, если:
• Соблюдается
право ребенка жить и воспитываться в
семье – со стороны общества нет
давления на
родителей об отказе от ребенка, что регулярно
практикуется, например, врачами.
• Ребенку психологически
комфортно жить в обществе – дети-инвалиды
воспринимаются
как обычные
дети, не выделяются в отдельную категорию.
• Общество
открыто для общения с детьми-инвалидами,
не допускается социальная изоляция ребенка,
включение ребенка-инвалида в социальную
жизнь.
• Окружающие
проявляют уважение к инвалидам; умеют
радоваться их достижениям,
даже если для
здоровых людей они кажутся пустяками;
понимают и ценят их старания; готовы к
тому, что не всегда дети-инвалиды способны
сделать все то, что могут здоровые дети,
быть готовыми помочь им в некоторых ситуациях.
• Отсутствуют
социальные барьеры в доступе тех или
иных общественных благ, существуют равные
возможности для «обычных» людей и инвалидов
(возможность свободно передвигаться,
путешествовать, получать образование,
профессию, устроиться на работу и пр.).
• Отсутствует
агрессия по отношению к этим детям –
люди относятся с пониманием, готовы оказать
поддержку и проявить заботу о них.
• Учитываются
потребности этих детей и их семей – их
родители не должны сталкиваться,
например, с
проблемами трудоустройства.
• Доминирующим
чувством со стороны населения по отношению
к инвалидам является уважение, а не жалость
(как в настоящее время).
Дружественное
общество – это общество, в котором ликвидированы
психологические, социальные, экономические,
физические барьеры.
Заключение
И о самом главном:
особый ребенок, начинает свой жизненный
путь в семье, для него семья целый мир,
все общество и каким образом семья относится
к ребенку, который в ней растет, таким
и будет воспринимать себя сам маленький
человечек. Если семья относится к ребенку
с уважением, любит его, не считает обузой,
помогает развиваться, то ребенок вырастает
уверенным в себе, потому что принимает
себя таким, какой он есть. Это самый большой
и самый ценный ресурс формируется именно
в семье. Любить и гордиться достижениями
своего ребенка – вот что необходимо делать.
Это и правда трудно, но это все таки возможно.
Только таким образом можно внести кардинальные
перемены в систему общественной межличностной
коммуникации. Только если «особые» люди
научатся уважать себя, отстаивать свои
права (самостоятельно или при поддержке
своей семьи), общество не сможет обижать
или игнорировать их.
Список
литературы
Ананьев
Л.Н. Теория ощущений. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2002.
455 с.
Земцова
М.И. Пути компенсации слепоты. - М.: Просвещение,
1956. 187 с.
Киселев М. И. Генезис отношения к детям
с ограниченными возможностями // Молодой
ученый. — 2012. — №12. — С. 412-415.__
Кузьмин
К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы
за рубежом и в России: с древности до начала
XX в.: Учеб. пособие. М.–Екатеринбург, 2003.
Литвак
А.Г. Психология слепых и слабовидящих:
учеб. пособие. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. -
271 с.
Сорокин
В.М. Практикум по тифлопсихологии. - ЗЛ.:
ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
Специальная
педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н.М.Назаровой.
М., 2001.
Феоктистова
В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики
и практики обучения слепых и слабовидящих
детей. Л., 1973.
Хафнер
Г. Выдающиеся портреты античности. 337
портретов в слове и образе. М., 1984.
Ярмоленко
А.В. Осязание в процессе познания. - М.:
Изд-во АПН
«Социум, дружественный детям- сиротам
и детям с ограниченными возможностями» отчет о результатах исследования .