Проблема профессионализации деятельности педагога профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить специфику проблемы профессионализации деятельности педагога профессионального обучения.
Объект – профессионализация деятельности педагога.
Предмет – проблема профессионализации деятельности педагога профессионального обучения.
Задачи:
1.Определить понятие и специфику феномена профессионализации деятельности.
2. Охарактеризовать особенности профессионализации деятельности педагога профессионального обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая педагогика.docx

— 59.99 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основной предпосылкой гуманизации профессионально-технического образования является психологическая компетентность педагогических кадров. В формировании у будущих педагогов профессионального обучения психологической компетентности преподаватели сталкиваются со сложностями: в отличие от психолого-педагогических знаний и умений, которыми студенты овладевают в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин, сложно сформировать профессионально важные личностные качества в ограниченных временных рамках нескольких дисциплин.

Анализ исследований и публикаций показал тенденцию к возрастанию интереса ученых к проблеме профессионализации деятельности педагога. Исследователи обращались к разработке следующих аспектов: теоретико-методологические основы формирования профессионализма педагога и педагогического мастерства (С.Г.Вершловский, И.А. Зязюн, Л.М. Митина, А.К. Маркова и др.) профессиональная компетентность педагога профессионального обучения (Н.В. Кузьмина, Н.Г. Ничкало, Л.И. Шевчук, О.И. Щербак, О.А. Юртаева), методологические основы формирования психолого-педагогической компетентности учителей и преподавателей высшего учебного заведения (М.И. Лукьянова, А.И. Гура и др.), психологические аспекты опытно-экспериментальных педагогических иследований, движущие силы психического развития (Г.С. Костюк и др.), психологическая готовность к педагогической деятельности (Г.П. Дзвонык, Л.В. Кондрашова, В.А.Моляко и др), профессионально значимые личностные качества педагога (Ф.Н. Гоноболин, А.И. Гура и др), формирование социально-психологической компетентности педагогов (Г.С.Костюк, С.Д.Максименко и др.), психологическая компетентность преподавателя высшего педагогического учебного заведения (Е.В. Полунина), психологическая компетентность будущих учителей как системный феномен и разработка модели формирования психологической компетентности (Т.Е. Яценко) и др.

В подготовке педагогических кадров ученые и практики отмечают существование ряда противоречий: между требованиями гуманизации образования и недостаточной индивидуализацией процесса подготовки педагогов, потребностью в инновационной деятельности педагогов профессиональной школы и преимущественно традиционными формами и методами их подготовки. Указанное обстоятельство обеспечивает актуальность обращения к проблеме профессионализации деятельности педагога профессионального обучения.

Цель курсовой работы – определить специфику проблемы профессионализации деятельности педагога профессионального обучения.

Объект – профессионализация деятельности педагога.

Предмет – проблема профессионализации деятельности педагога профессионального обучения.

Задачи:

1.Определить понятие и специфику феномена профессионализации деятельности.

2. Охарактеризовать  особенности профессионализации  деятельности педагога профессионального  обучения.

3. Определить  возможности профессиональной компетенции  как способа решения проблемы профессионализации деятельности педагога.

Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, три основные главы, заключение, а также список использованной литературы.

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность феномена профессионализации деятельности

 

Профессионализм и эффективность в любом виде труда проявляются дважды: в теоретико-познавательной форме, как образ, проект желаемого результата, затем - как преобразующая и созидательная тенденция в социальном развитии человечества. Актуальность исследований проблемы профессионализма человека в любой сфере деятельности сегодня является очевидной. Она обусловлена объективными особенностями развития общества на современном этапе. Одной из важнейших движущих сил современной социальной динамики становится профессионализм как сложное, многоаспектное явление, предполагающее усиление социальной активности личности и увеличение степени ее ответственности как за собственную судьбу, так и за повышение эффективности экономических процессов в обществе.

Всестороннее комплексное исследование профессионализма как социального и культурного феномена является предпосылкой и необходимым условием практического решения проблем, непосредственно связанных с вопросами формирования программ развития российского общества и прогнозирования процессов его динамики. Подобное исследование должно начинаться с прояснения исторического контекста проблемы, выявления корней профессионализма, социально-исторических предпосылок профессионализации труда. Проблема профессионализма является одной из древнейших в истории человечества, она существует в обществе с первых этапов его развития. Основы будущей профессионализации закладывались уже с первых шагов сознательной деятельности человека. С момента возникновения человека и его объединения в сообщества с целью выживания, основной жизнедеятельностью человека и основным фактором его развития становится труд. Именно трудовая деятельность человека стала основой становления профессионализма.

 Исследования  роли трудовой деятельности в  истории человечества показали, что труд как всеобщее условие  развития общества сложно адекватно  выразить в содержании одного  понятия, это обусловило появление  многочисленных определений труда  как комплексного явления, развертывающегося  в разнородных исторических условиях. В естественных науках понятие  труда определяется весьма широко, начиная с его дефиниции как  процесса преодоления сопротивления  на определенном пути (в качестве  его меры берется произведение  силы на пройденное расстояние), и заканчивая констатацией взаимосвязи  между физической конституцией  тела рабочего и условиями  рабочего места. Исследования в  физиологии, медицинских науках  и психологии подчеркивают, что  любая трудовая активность требует  физиологического и психологического  напряжения участников трудового  процесса, а также указывают на  значение труда для человека  как живого существа: своим творческим  трудом человек изменяет структуру  мира, однако при этом и сам  подвергается изменениям.

Научный анализ труда в рамках гуманитарного знания был предпринят К. Марксом и Ф. Энгельсом, выдвинувшим актуальное и по сей день историко-материалистическое понимание человеческого труда как существенного компонента человека, в котором он проявляет себя как родовое существо, создавая условия для своего материального и духовного существования.

Маркс понимал труд и в широком, и в узком смыслах слова: и как процесс обмена веществ между человеком и природой, и как производство орудий труда. Однако в обоих случаях он подчеркивал общественный характер труда, который представляет собой активное отношение человека к природе и одновременно взаимодействие участников этого процесса. В общем виде в работах Маркса и Энгельса труд понимается как деятельность, с помощью которой человек обеспечивает обмен веществ с природой, выступает по отношению к природе как естественная сила и вступает в отношения с другими людьми, развивает собственные сущностные силы, придает предметам природы облик, удовлетворяющий его потребности.

В современных общественных науках человеческая трудовая деятельность рассматривается с различных точек зрения, в зависимости от поставленной цели исследования. В целом можно выделить пять различных подходов к осмыслению трудового процесса, характерных для современной общественной мысли.

1. Технико-технологический - когда человеческий труд рассматривается и определяется в контексте присвоения человеком природы, но с учетом его способности к созданию и рациональному использованию средств труда.

2. Экономический - труд определяется как сознательная, планомерная человеческая деятельность с целью переработки данного природой для удовлетворения человеческих потребностей, как деятельность, непосредственная или опосредованная с целью обеспечения средств существования, как «инструментальная деятельность, осуществляемая людьми с целью сохранения и продолжения жизни и направленная на планомерное изменение некоторых свойств человеческой среды»1.

3. Философский - исходным пунктом анализа выступает цель и субъект труда. Труд определяется как любая целенаправленная человеческая деятельность, которая опосредованно или непосредственно направлена на созидание определенной ценности (материальной или духовной), и как совокупный человеческий труд содержит в себе трудовую деятельность «совокупного работника». В «Философском энциклопедическом словаре» труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях созидания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей»2.

4. Юридический - труд определяется как правовая категория. Данный подход связан с развитием трудовых отношений и необходимостью их правового регулирования в сфере трудового права.

5. Социологический - выражает сущность труда как общественного явления, указывает на специфические связи, существующие между человеком и трудом, трудом и обществом. В рамках современной социологии труда труд определяется как «сознательная, универсальная и организованная человеческая деятельность, содержание и характер которой определяются степенью развития средств труда и особенностями общественных отношений, в рамках которых она осуществляется, человек самоутверждается в ней как генетическое существо, создавая материальные и духовные ценности, служащие удовлетворению его сущностных потребностей»3.

Современный французский социолог, один из наиболее крупных представителей социологии труда А. Турен делает акцент на социальном и аксиологическом смысле труда. С его точки зрения, труд - это не только коллективная деятельность и отношение человека к произведенным предметам. Исторически труд предстает как инструмент смены представления общества о себе самом, позволяющий рассматривать общество как объективную реальность, и в то же время как систему ценностей, норм и организационных форм4.

Подводя итоги анализу различных подходов к определению труда, можно сделать вывод, что наиболее общими характеристиками человеческой трудовой деятельности являются следующие:

- человеческий труд представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность;

- это комплексная деятельность, которая развертывается в рамках определенных общественных групп;

- это деятельность, в процессе которой создаются определенные материальные и духовные ценности, имеющие общественное значение.

Итак, несмотря на то, что будущая профессионализация зарождалась еще при внутриродовом распределении производственных и других функций между членами первобытной кровно-родственной общины, профессиональная дифференциация человеческого труда, или профессиональное разделение труда, возникают позже, как следствие общественного разделения труда, с развитием специализации производства, в частности, в результате отделения животноводства от земледелия, а впоследствии и возникновения ремесел. В результате обществен-ного разделения труда произошли серьезные изменения в содержании и структуре распределения производственных функций между членами общины. Если в кровно-родственной общине распределение обязанностей между членами общины осуществлялось с учетом природных задатков и интенсивности сил и возможностей, то с разделением труда для распределения функций между индивидами уже было недостаточно навыков, которые переходили по наследству. Возникла объективная необходимость в подготовке людей к производственной деятельности посредством специального обучения. Именно на этой ступени человеческой истории появились основания говорить о профессионализме работников, который зародился и утвердился вначале в материально-производственной сфере, а впоследствии, с расчленением первоначально целостной деятельности человека на умственный и физический труд, получил распространение и в духовной сфере.

Профессионализм зарождается, таким образом, с возникновением профессиональной деятельности, с выделением ее из любительской, с профессиональной дифференциацией собственно трудовой деятельности. Профессиональное разделение труда как составная часть исторического процесса общественного разделения труда не только порождает необходимость координации и кооперации профессиональной деятельности, но и приводит к изменениям в структуре личности работника. Главным признаком профессионализма на ранней стадии развития профессиональной деятельности выступает профессиональное мастерство как способность квалифицированно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности, связанное в более общем плане с добросовестным отношением к труду в целом. Генезис и развитие профессионализма в обществе были связаны с изменением отношения к труду в различные исторические периоды.

Различные представления о труде, существовавшие на протяжении истории человеческого общества, в большей или меньшей степени давали понимание труда как общественного явления, подчеркивая как детерминирующую роль человека в трудовом процессе, так и значение труда для общества. Длительное время в истории человечества в силу неразвитости орудий труд требовал большого физического напряжения. Поэтому, как правило, люди считали труд наказанием и стремились избегать его или переложить на других. В новое время, с развитием машинного производства и утверждением норм протестантской морали капиталистического общества, на первый план выходит представление о профессиональном труде специалиста, о профессиональном призвании человека как необходимости наилучшего овладения своей профессией и развития профессионального мастерства. Но лишь в новейшей истории человеческого общества возникает представление, в соответствии с которым человек благодаря профессиональному труду становится цельной личностью, поэтому профессиональная деятельность не только положительно влияет на человека, но может делать его счастливым.

 

 

 

2. Профессионализация деятельности педагога профессионального обучения

 

Образовательная система аккумулирует в себе все происходящие в обществе процессы. Чем динамичнее развивается социум, тем чаще возникают в нем проблемы, тем чаще необходимо изменять его социальные институты и законы. Общество становится более образованным, и поэтому каждый лучше видит его недостатки и осознает необходимость подвергать анализу жизненные ситуации, непрерывно убирать все устаревшее, апробировать новшества и включать их в повседневную деятельность. Идея трансформации образования неслучайно актуализирована в последние десятилетия во всем мире, она формирует установку новой эпохи: обеспечить единое образовательное пространство и предвидеть перспективы его развития. Стратегические цели образования формируются в русле понятий «образованность», «культура» «компетентность». Под образованностью понимают качество личности, которое характеризует наличие у человека способности использовать в своей теоретической и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, опираясь на общечеловеческие ценности и социальные нормы5. Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, задает программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности личности, ее ценностных типологических особенностей и результатов6. Компетентность в большей степени характеризует результаты профессионального образования и включает в себя как содержание профессиональной (прежде всего технологической) подготовки, так и систему непрофессиональных знаний, освоить которые нужно в рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) каждому студенту. Отсюда можно заключить, что образованность, культура и компетентность определяют профессионализм работника любой сферы. Поэтому игнорирование общественных потребностей в образовании, тем более в профессиональном, не только нецелесообразно, но в определенной мере опасно, поскольку противоречит в первую очередь интересам личности.

Информация о работе Проблема профессионализации деятельности педагога профессионального обучения