Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:59, реферат
В младенчестве у детей осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому еле различимые впечатления сменяются предметным восприятием, которое впоследствии открывает ребёнку мир вещей и явлений. Значение сенсорного развития в раннем детстве очень велико. Именно в этот возрастной период наиболее благоприятно совершенствование функционирования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Этот возраст является порой интенсивного сенсорного развития ребенка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Сенсорное воспитание в педагогике………………………………4
2. Изучение проблемы сенсорного воспитания в истории отечественной педагогике………………………………………………………..7
3. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике………………………………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
Факультет дошкольной педагогики и психологии
Реферат по спецкурсу: «История педагогики»
Проблема сенсорного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики.
Выполнен: студенткой 3 курса,
Очно-заочного отделения, 302 группы
Парамоновой М.А.
Проверила:
Волобуева Л. М.
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...15
ВВЕДЕНИЕ
В педагогике, сенсорное воспитание, которое направлено у ребенка на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственном, физическом, эстетическом воспитании в большой степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей как дошкольного так и школьного возраста всегда была в центре внимания психологов и педагогов.
Другие формы познавательных процессов, такие как запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
В младенчестве у детей осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому еле различимые впечатления сменяются предметным восприятием, которое впоследствии открывает ребёнку мир вещей и явлений. Значение сенсорного развития в раннем детстве очень велико. Именно в этот возрастной период наиболее благоприятно совершенствование функционирования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Этот возраст является порой интенсивного сенсорного развития ребенка.
Зарубежные (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли) и отечественные известные представители педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П. Усова и Н.П. Сакулина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, это одна из главных сторон дошкольного воспитания. В настоящее время педагогами признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трёх лет жизни.
Проблема сенсорного воспитания является центральной на протяжении многих времен развития дошкольной педагогики. Впервые на эту проблему в XVII веке обратил внимание Я.А.Коменский. Он считал, что необходимо организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. В своем труде «Мир чувственных вещей в картинках» он изложил свои взгляды по решению этой проблемы.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п [4].
Значение сенсорного развития очень велико особенно в раннем дошкольном детстве. Сенсорное воспитание, которое направлено на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей полноценной жизни выдвигает перед дисциплиной дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Основное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание – это целенаправленные педагогические воздействия, которые обеспечивают формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Основная задача такого воспитания - помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.
Венгер Л.А. (педагог-психолог) утверждает, «сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.» [7].
При традиционных методах дошкольного воспитания процесс сенсорного развития ребенка дошкольного возраста проходит медленно, иногда даже не полноценно, и отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка. Введение направленного сенсорного воспитания, в воспитательный процесс, меняет процесс сенсорного развития, ускоряя его, качественно изменяя, включая в обслужившие деятельности.
Процесс сенсорного воспитания призван сформировать у дошкольника обобщенные знания и умения, которые бы обеспечили ребенку широкую ориентировку в воспринимаемом мире. Вышесказанное означает, что само содержание сенсорного воспитания значительно расширяется по сравнению с тем, которое предусматривалось в традиционных дидактических системах. В него включается формирование специфически человеческих сенсорных способностей, таких, как зрительно-кинестетическое регулирование орудийных практических действий, музыкальный и речевой слух.
Сенсорное воспитание в образовательном процессе направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения [8].
Ознакомление с основными свойствами предметов и явлений составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и явлениях действительности. Их достоверное восприятие необходимо для успешного усвоения программного материла и формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.
Формирование обобщенных сенсорных умений – это овладение сенсорными ориентировочными действиями и усвоение ребенком системных сенсорных знаний, «алфавитов» сенсорных эталонов, которые помогают ему правильно «прочитать» полученную сенсорную информацию [10].
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов, обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития [1].
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс. Усвоение сенсорных эталонов – это необходимость иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ [2].
Итак, развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Становление восприятия -это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, составлении на их основе устойчивых образов и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что сенсорное воспитание это целенаправленное совершенствование и постоянное развитие у детей важных сенсорных процессов (ощущения и восприятия). Сенсорное развитие ребенка предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Главное направление сенсорного воспитания состоит в вооружении ребёнка сенсорной культурой.
Основные задачи сенсорного развития - усвоение ребенком системных сенсорных знаний (эталонов), включение сенсорного опыта в деятельность ребенка, соединение чувственного опыта со словом.
К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, говоря и критикуя философские основы педагогической системы Фребеля - авторитарность, догматизм, педантизм, религиозность, тем не менее не отрицали и положительных сторон его теории.
В современное время, в котором происходит переоценка ценностей, необходимо возвращаться к изучению и освещению педагогических идей зарубежных и русских педагогов прошлого.
Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников - центральные в творчестве Е.И. Тихеевой.
По мнению Тихеевой Е.И развитие чувств обосновано не только развитием умственных способностей ребенка и его речи, сенсорно восприятие оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания ученая видела в частом восприятии художественных образов. Воспринимая красоту, «разлитую» вокруг него, отмечала Тихеева, ребенок мало-помалу становится чутким ценителем прекрасного. Для этого необходимо развивать вкус у ребенка на лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова[3].
В тоже время эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту. Из всех чувств, которые дают наиболее яркие впечатления и, благотворно влияют на нравственное становление ребенка - первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты - могучий союзник нравственности.
Тихеева считала возможным только в отдельных случаях применять специальные упражнения по «умственной ортопедии», которые при правильном использовании могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю, наблюдательность и др. Все эти специальные упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, которые проводятся в дошкольном учреждении; их следует постоянно изменять. Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов, которая развивает органы чувств. Она построена на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю [5].
Ценным вкладом в теорию и практику советского дошкольного воспитания явились исследования Александры Платоновны Усовой, которые были посвящены разработке вопросов содержания и методов дошкольного обучения, а также его влияния на умственное развитие ребенка.
Решая проблему сенсорного воспитания, А.П. Усова говорит о том, что, для того, чтобы дошкольник успешно развивался в умственном отношении, для этого необходимо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Все исследования, которые проводились в области сенсорного воспитания и проходившие под руководством А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики [2].
В своих работах Манасеина о взаимовлиянии сенсорного и умственного развития ребенка. Утверждала, что ускоренное развитие процесса управления своими органами чувств способствует более быстрому его умственному развитию. Научение мышлению как основе умственного развития предполагает овладение понятиями, что в свою очередь зависит, как уже отмечалось, от достаточного количества полных и четких представлений.
Другая сторона проблемы, которую осветила М.М. Манасеина в своих трудах, это зависимость конкретных ощущений от соответствующих анализаторов, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления. Эта внутренняя связь - фактор интеллектуальности человеческих ощущений.
Манасеина М. считала, что основное внимание родителей и педагогов должно быть направлено на развитие умственных способностей детей и особенно через развитие органов чувств.
Процесс накопления ощущений и представлений с помощью органов чувств, через их развитие – это трудный, длительный и противоречивый процесс. Процесс содержания его в том, что каждый ребенок ещё с детства усваивает множетво разнообразных представлений, проверяет бесчисленное количество раз данные одного ощущения результатами других и затем путем бесконечного повторения заучивает их до полной автоматичности. Удивление – это главный признак того, что ребенок активно воспринимает окружающее, контактирует с ближними.
Сенсорное воспитание в педагогике предполагает разумный уход за органами чувств. Манасеина считает, что близорукость, болезни глаз - следствие негигиеничности условий, в которые попадают наши дети, особенно это касается раннего возраста, когда органы очень чувствительны к различным вредным влияниям [5].
В методике развития и воспитания «чувствований», которую разработала М.М. Манасеина отображена система приемов и средств сенсорного воспитания, которая в свою очередь включает рекомендации для родителей и педагогов, по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Информация о работе Проблема сенсорного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики