Проблема экологического воспитания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Общая часть ……………………………………………………………3
I.1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания...3
I.2. Проблемы современного экологического воспитания…………………...….7
ГЛАВА II. Теория экологического воспитания………………………………….9
II.1. Сущность экологического воспитания………………………………………9
II.2. Цели и задачи воспитания экологической культуры……………………...11
II.3. Методы и формы экологического воспитания…………………………….13
ГЛАВА III. Экологическое воспитание в общеобразовательных учреждениях………………………………………………………………………15
III. 1. Основы формирования экологического воспитания в общеобразовательных учреждениях. …………………………………………...15
III.2. Многообразие экологического воспитания. …………………………...…20
III.3. Развития эстетического отношения к природе. ………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Проблема Э.в. 3.docx

— 61.76 Кб (Скачать файл)

Московский  государственный областной университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по педагогике

Тема:

« Проблема экологического воспитания учащихся». 
 

  
 

                Выполнила: студентка факультета специальной  педагогики и психологии

                группы  №14

                Абрамова  И.Б.

                Проверила: Ермоленко Л.В. 
                 
                 
                 
                 

Москва 2010  

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВСТУПЛЕНИЕ …………………………………………………………………….3 

ГЛАВА I. Общая часть ……………………………………………………………3

I.1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания...3

I.2. Проблемы современного экологического воспитания…………………...….7 

ГЛАВА II. Теория экологического воспитания………………………………….9

II.1. Сущность экологического воспитания………………………………………9

II.2. Цели и задачи воспитания экологической культуры……………………...11

II.3. Методы и формы экологического воспитания…………………………….13 

ГЛАВА III. Экологическое воспитание в общеобразовательных учреждениях………………………………………………………………………15

III. 1. Основы формирования экологического воспитания в общеобразовательных учреждениях. …………………………………………...15

III.2. Многообразие экологического воспитания. …………………………...…20

III.3. Развития эстетического отношения к природе. ………………………….24 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВСТУПЛЕНИЕ

     Серьёзнейший  экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.

ГЛАВА I. Общая часть

I.1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания.

     Экология  имеет точную формальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь  Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». Само слово «экология» в переводе с греческого на русский язык означает «знание о доме», что образно отражает суть дела: дом - окружающий нас мир, знание устройства дома - это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. Однако факт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом - «отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически существовала всегда. Но появление термина само по себе еще не означает немедленного формирования соответствующей научной дисциплины. В 1972 году в Стокгольме состоялся I Международный конгресс по окружающей среде, и только на этом конгрессе впервые понятия «экология», «эколог» получили современную расширенную трактовку, и именно этот конгресс является вехой, от которой можно вести прямой отсчет становления современной экологии. Именно в это время экология становится целостной «осознающей себя» наукой.

      Большой вклад в формирование экологических  знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина - основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент.

      Если  в период своего возникновения экология была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно  широкий круг вопросов и тесно  переплетается с целым рядом  наук: таких как биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, агрономия, медицина. Таким образом, современная экология - это универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология - это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства.

      Проблема  взаимоотношения человека и природы  нашла свое отражение задолго  до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принцип постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.

      Педагогическую  ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг. Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

      Ж.-Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.

  Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил. Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

      Не  остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог  К.Д. Ушинский. Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирования у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике".

I.2. Проблемы современного экологического воспитания.

      Происходящее  в последние десятилетия интенсивное  антропогенное воздействие и  преобразование окружающей человека среды  привело к природному дисбалансу, экологическим катастрофам техногенного характера, разрушению экотопов в глобальном масштабе. Эти явления представляют собой не что иное, как последствия  утилитарно-прагматического отношения  человечества к природе, проявлений антропоцентрического типа экологического сознания. Обострение экологической обстановки в мире вызвало повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления. Основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа» является, по мнению многих ученых, воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у подрастающего поколения. Таким образом, одним из основных социокультурных институтов, призванных к разрешению выше обозначенной проблемы, является школа. Существует несколько подходов по данному вопросу: экологизация всей образовательной системы, включая учреждения дошкольного и дополнительного образования; изучение учебной дисциплины «Экология», начиная со среднего звена в общеобразовательной школе.

      Однако, существование огромного количества экспериментальных образовательных  программ, учебников, методических материалов по экологическому обучению и воспитанию учащихся, не приносит ощутимых результатов. До сих пор реальна проблема низкой экологической культуры, как взрослого населения, так и учащейся молодежи. Социологические и педагогические исследования, проводимые с целью диагностики экологической воспитанности школьников младшего и среднего звена показывают, что уровень субъектного отношения к миру природы, начиная с младшего школьного возраста к старшему подростковому, резко снижается. Таким образом, проблема актуализируется сохранением субъектного отношения к природе у подростков, и на его основе формирование компонентов экологической культуры, т.е. их экологического воспитания.

      Не  менее актуальным вопросом в отечественной  системе экологического образования  учащихся является выбор методов, средств  и форм, повышающих эффективность  процесса природоохранного воспитания. По мнению большинства ученых и педагогов, практических работников системы образования, увеличению результативности данного  процесса способствует народная педагогика, основа народного воспитания. Поэтому без учета традиций народного воспитания, экологичных по своей сути и включающих, кроме того, и нравственные компоненты, без изучения педагогического опыта народов, с нашей точки зрения, не может быть эффективно организовано экологическое воспитание учащихся, в целом, и подростков, в частности.

      В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек - единственный зоологический вид  на планете, который пытается нарушить законы экологии. Его особи наделены разумом, и чем изощрённее он становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях. Сейчас можно без преувеличения  сказать, что большинство людей  на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Лев Гумилев писал, что древние  люди в этом отношении были более  подготовлены, своим поведением они  лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду  обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами (что съесть? чем обогреться?) и  над сложными (как сохранить природу?). Чтобы ответить на эти вопросы, нужна  экологическая грамотность всего населения. Избранные экологи-профессионалы не решат экологических проблем общества, ибо с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от таких контактов не уберечь. Экологическую грамотность, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием. На иной путь не остается времени. Разрушение природных комплексов возрастает.

      В наши дни отношение к природе  привело социальную значимость, стало  нравственным принципом. Научно-технический  прогресс улучшает условия жизни  человека, повышает ее уровень. Вместе с тем растущее вмешательство  человека вносит в окружающую среду  такие изменения, которые могут  привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом  смысле. Важность экологического воспитания для детей в современном технологическом  мире переоценить невозможно. Проблема охраны природы становится главной  проблемой. А решение проблемы экологического образования школьников должно стать  одной из приоритетных задач сегодняшней  педагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

Информация о работе Проблема экологического воспитания учащихся