Проблемное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:12, доклад

Краткое описание

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и
найденных решений, догадок, озарений).

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад Технология проблемного обучения.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Сопроводительный  доклад

к презентации 

«Технология проблемного  обучения»

Подготовила:

 ст. 4 курса  ОЗО 41 группы

Васькина В. С. (Ковалева)

 

 

 

                                                                      Как зритель, не видевший первого акта,

                                                                      В догадках теряются дети.

                                                                      И все же они ухитряются  как-то

                                                                      Понять, что творится на свете.

                                                                         С.Я. Маршак

                                                         

                                                                                Введение.    

  

    Теория  проблемного обучения разрабатывается  в отечественной и мировой  педагогике с середины 50-х годов  XX столетия. Сегодня теория проблемного  обучения - достаточно глубоко разработанная  и стройная отрасль педагогической  науки. Чем вызвано ее возникновение?

    Можно  указать несколько причин. До  середины 50-х годов методы обучения  исследовались по преимуществу  с точки зрения деятельности  учителя, тогда как сущность  учебно-познавательной деятельности  учащихся оставалась в стороне. Постепенно нарастало осознание того обстоятельства, что обучение - бинарный, двусторонний процесс, что при изучении этого процесса одинаково важно исследовать и деятельность учителя, и деятельность учащихся. Появилось несколько концепций деятельности обучаемых в учебном процессе. Одной из этих концепций является и теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, а главное, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Таким образом, возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.

   Следующая  причина связана с научно-техническим  прогрессом. Вторая половина XX века - это эпоха четвертой в истории  человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология), транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т.п. НТР и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования.

   Какая  же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие  качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Таким образом, вторая причина возникновения теории проблемного обучения - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.

   Проблемное  обучение стало ответом на  тот вызов, который сделали  педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

   Чем же  отличается проблемное обучение  от “непроблемного”, традиционного?

    При  традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

   Вместе  с тем, традиционная система  обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.

  При проблемном  обучении учитель либо не дает  готовых знаний, либо дает их  только на особом предметном  содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и

найденных решений, догадок, озарений).

Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана.

 

Что же такое технология проблемного  обучения?

 

Под технологией  понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов  и средств обучения и определенный порядок их применения.

Рассмотрим  технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

 

Классификация методов обучения

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

постановки  проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий  к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приемом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к  выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий  от проблемы диалог

подводящий  без проблемы диалог

сообщение знаний


 

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

   Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке  изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  • Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
  • Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку  учебной проблемы и поиск ее решения  осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различают два  вида диалога:

  • Побуждающий
  • Подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную  деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

 

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью  диалога помогает поставить учебную  проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. ПРИ ЭТОМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.

Традиционное  обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса.

Рассмотрим  проблемно-диалогические методы обучения.

 

Методы  постановки учебной проблемы.

 

Побуждающий от проблемной ситуации диалог - представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

 

Приемы  создания проблемной ситуации

Побуждение к  осознанию противоречия

Побуждение к  формулированию проблемы

1. Одновременно  предъявить ученикам противоречивые  факты, теории, мнения.

-Что вас удивило?  Что интересного заметили? Какие  факты налицо?

 

 

Выбрать подходящее:

 

 

- Какой возникает  вопрос?

 

 

-Какая будет  тема урока?

2. Столкнуть  мнения учеников вопросом или  практическим заданием на новый  материал

-Вопрос был  один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так  получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое  задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли  выполнить задание? В чем затруднение?  Чем это задание не похоже  на предыдущие?


 

 

Примеры:

 Урок окр.мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка  проблемы

Предъявление  противоречивых мнений

-Внимательно  рассмотрите в учебнике два  рисунка. Прочитайте подписи к  ним

Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение  к осознанию

-Что вас удивило?  Что интересного заметили?

Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается  вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ)

Побуждение  к проблеме

-Какой возникает  вопрос?

-Кто из ученых  прав? (ВОПРОС)

Вопрос

Фиксирует на доске

 

 

Урок русск.яз. в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация  изученного

-Прочитайте  слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово  «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что  новое слово на строке не помещается.

-Что же мне  делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит  перенести?

-Одну часть  слова оставить на строке, а  другую перенести на следующую  строку.

-Какой знак  нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый  материал.

-Помогите мне  перенести слово «береза». Работайте  в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим,  что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение  к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили  его как?

-Мы выполнили  по-разному.

(Осознание  противоречия)

Побуждение  к проблеме

-Почему так  получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся  слова.

(Неточная  формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема  урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует  тему на доске).

 

Информация о работе Проблемное обучение