Проблемное обучение и пути его реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:51, реферат

Краткое описание

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей.

Содержание

Содержание:
І. Введение. 3 стр.
ІІ. Сущность проблемного обучения. 4 – 6 стр.
ІІІ. Этапы построения проблемного занятия и пути его реализации. 6 – 8 стр.
ІV. Заключение. 8 стр.
V. Библиография. 9 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

проблемное обучение и пути его реализации.docx

— 29.40 Кб (Скачать файл)

 Этап 4-й, выдвижение  возможных предположений. Цель: выдвижение  предположений по решению проблемы. (Как можно ответить на вопрос, какие могут быть гипотезы?)

 Путь реализации: групповая  работа, «мозговая атака», индивидуальные  суждения, предложения, выдвинутые преподавателем (изложение).

 Результат: наличие ряда гипотез.

 Спектр изменений личности  студента: проявляется гибкость  мышления, формируется умение мысленно  прослеживать путь решения, аналитико-прогностические  умения.

 Этап 5-й, сужение поля  поиска. Цель: проработать каждое  из выдвинутых предложений с  целью отсева неперспективных. (Какие  гипотезы неперспективны? Какие  более перспективны?)

 Путь реализации: коллективное  обсуждение, групповая работа, индивидуальные  суждения, изложение-рассуждение преподавателя. 

 Результат: сужение  поля поиска решения, определение  рабочей гипотезы.

 Спектр изменений личности  студента: формируется умение делать  эскизный проект решения проблемы, анализировать перспективность  гипотез, определять недостатки  и достоинства предложений, несмотря  на их авторство. 

 Этап 6-й, доказательство  рабочих гипотез. Цель: доказать  рабочую гипотезу. (Какое теоретическое  или практическое обоснование  мы можем предложить? Как доказать  справедливость выдвинутой гипотезы?)

 Путь реализации: групповая  работа, последовательное проведение  доказательства несколькими студентами  или представителем группы. Доказательство  гипотезы самим преподавателем (мини-лекция, объяснение). Коллективное доказательство  под руководством преподавателя  (фронтальная беседа).

 Результат: наличие  стройной системы доказательства  и уяснение ее сути.

 Спектр изменений личности  студента; формируется умение формулировать  и выстраивать логику доказательства, конструировать цепочку причинно-следственных  связей, выстраивать свою позицию  и быть готовым к ее коррекции  или замене [6].

 Этап 7-й, проверка гипотез.  Цель: осуществить рефлексию проделанной  работы, сделать вывод. (Как проверить  правильность решения? или: Как  доказать правильность доказательства?) [6].

 

 ІV. Заключение.

 Рассматривая проблемное  обучение как фактор интеллектуального  развития учащихся, мы изучили  и проанализировали психолого-педагогическую  и методическую литературу по  интересующим нас вопросам.

 Исходя из анализа  литературы, мы раскрыли сущность  проблемного обучения и интеллектуального  развития. Мы рассмотрели возможность  интеллектуального развития в  условиях проблемного обучения, его организацию и руководство  в процессе обучения. Раскрывая  эти вопросы, мы пришли к  выводу, что проблемное обучение  – фактор интеллектуального развития  учащихся.

 Выявили ряд достоинств  и недостатков проблемного обучения.

 Рассмотрели этапы  построения проблемного занятия  и их особенности. 

 

 

 

 V. Библиография.

1. Басова Н.В.  Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону – 1999г.

2. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. - Казань, 1967.

3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991 г.

4. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.//Советская педагогика.- 1968 г.-№ 7.

5.  Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.:Просвещение, 1968 г.

6. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.— М.: Мастерство, 2002. — 288 с.

 


Информация о работе Проблемное обучение и пути его реализации