Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 19:09, курсовая работа
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника;
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Введение.
Глава I. Теоретические аспекты технологии проблемного обучения как средства формирования познавательной активности младших школьников.
1.1. Проблемное обучение как педагогическое явление.
1.2. Соотношение между активизацией познавательной деятельности
учащихся и проблемным обучением.
1.3. Виды проблемного обучения.
Глава II. Педагогический опыт использования технологии проблемного обучения как средство формирования познавательной активности младших школьников.
2.1. Описание собственного педагогического опыта
2.2. Результативность опыта и рекомендации.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
- Конспекты и фрагменты уроков
с использованием технологии проблемного обучения.
Урок окружающего мира.
Тема: Масштаб. Учащимся
предлагается изобразить в
Пример приёма «с затруднением» Сущность приёма: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Урок математики, 2 класс.
Цель: ввести новое
арифметическое действие –
«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня «открыть»?
– Надо придумать новый короткий способ записи.
Пример приёма «с затруднением» Сущность приёма: противоречие теоретических знаний и практической деятельности.
Урок математики во 2 классе. Тема «Метр».
- Какие единицы измерения длины вы знаете? (Сантиметр, дицеметр)
- Найдите периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.
- Сможете ли вы выполнить задание? В чём затруднение? (Это неудобно, займёт много времени, практически невозможно)
- Какой возникает вопрос? (Что необходимо познакомиться с новой единицей измерения длины).
Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимаю, что задание выполнить невозможно в том виде в каком оно представлено, и нужно изменить его, либо дополнить какими-то новыми данными.
Например: сложить из деталей конструктора фундамент для дома прямоугольной формы: длина строительного материала: 4см, 6см,6см,3см. Ознакомившись с заданием, дети приступают к его выполнению, встречаются с проблемой, которая побуждает их к диалогу, совместно обсудив проблему, дети приходят к выводу, что задание невыполнимо при таких данных
Пример мотивирующего приёма «актуализация»
Урок математики. Тема:
Правило проверки решения
- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:
2 + х = 6 2 + х = 6 2+ x =6
х = 6 + 2 х = 6 - 2 x= 6-2
х = 8 х = 3 x= 4
- Почему не все справились с заданием?(Не хватило времени)
- Почему? (Пытался проследить правильность хода решения и ине успел вычислить)
- А надо ли было вычислять? (Нет, т.к. есть результат)
- Что же надо было сделать? (Подставить вместо x значение)
- Подставьте. Теперь все нашли правильно решённое уравнение?
- Какова будет цель нашего урока? (Учиться выполнять проверку уравнения)
На уроках естествознания чаще организовываю проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между двумя положениями или между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Вы как сначала думали? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Следует отметить, что на уроках естествознания часто встречаются ситуации с несколькими решающими гипотезами. В этом случае лучше организовать групповую работу учащихся.
Проблемные вопросы по окружающему миру:
-Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты если исчезнет Солнце?
-Почему в природе страдают красивоцветущие растения и полезные растения?
-Что случится если растения исчезнут?
3.Стадия осмысления.
Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.
Прием «Лови ошибку»
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенные задания, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Сергеивна или Сергеевна
Д. – «Сергеевна», суффикс –евн– образует отчества.
Ирачка или Ирочка
Д. – Пишем суффикс –очк–, нет суффикса –ачк–.
зайчонок или зайчёнок
Разбирая слова «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема.
Д. – Здесь суффикс –онок– .
Д. – А может –ёнок–? При произношении слышу мягкий согл и гласн. [o].
Д. – А [ч] всегда мягкий, может ему не нужен показатель мягкости?
Д. – может есть и суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–?
У. – Можем ли мы сейчас ответить на эти вопросы?
У. – Определите тему нашего урока.
Д. – Мы познакомимся с новыми суффиксами и научимся их писать.
У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Д. – Узнать, есть ли суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–, или только один суффикс. Научиться писать слова с новыми суффиксами.
Д. – Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.
У. – Как мы можем узнать об этом?
Д. – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.
У. – Какой путь вы выбираете?
Д. – Вывести самим.
У. – Как нужно работать, чтобы понять тему урока?
Д. – Внимательно, усердно, сосредоточенно.
В учебниках 3-4 класса по окружающему миру полностью реализована технология проблемного диалога. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.
Тема: Где на земле теплее?
Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.
Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!
А ты как думаешь: где теплее?
Тема: Природные разрушители.
Проблемная ситуация и актуализация знаний.
-Откройте учебник на стр. 120, прочитайте диалог Лены и Миши.
-Какой вопрос у вас возникает?
(Грибы - это растения или животные?)
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений). Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Рассмотрим еще один вариант сообщения учебной проблемы с приемом ее принятия. Суть в данном случае заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно» сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки и повседневной жизни) либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).
Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»
Анализ |
Учитель |
Ученики |
С.В. Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. «Ворона и рак». Чтение текста. |
Слушают | |
Чтение цепочкой |
Читают | |
Вопрос на новый материал |
Попробуйте определить жанр нового произведения. |
-Это сказка о животных -Это басня! |
Фиксирует мнения на доске |
Проблемная ситуация. |
Этап постановки проблемы на фрагменте урока русского языка по теме «Правила переноса» .
Анализ |
Учитель |
Ученики |
-Прочитайте слова на доске.
-Объясните орфограммы. -Теперь я загадаю вам загадку (ворона) -Напишу слово «ворона» (продолжает запись) -Что мне делать, ребята? - А что значит перенести? -Какой знак нужен? |
-Ночь, суббота, чайка, подъехал Объясняют.
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. -Надо перенести. -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. -Знак переноса. | |
Задание на новый материал |
-Помогите перенести мне слово «ворона» Работайте в парах. |
Пары добавляют знак переноса в слово «ворона» на своем листке. |
Проверка задания |
-Посмотрим, что вы предлагаете. (фиксирует работу на доске) |
Варианты: Вор-она воро-на Во-рона ворон-а Проблемная ситуация. |
Этап поиска решения заключается в выдвижении и проверки гипотез.
Этап поиска решения на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»
Анализ |
Учитель |
Ученики |
Фронтальная проверка ошибочной гипотезы |
-Итак, у нас есть 2 гипотезы: Сказка о животных и басня. Проверим 1 гипотезу. Назовите признаки сказок о животных.( по ходу на доске вывешиваются опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба) |
Сказки –это рассказы с целью развлечения. С элементами волшебства, т.е. животные разговаривают и действуют как люди. Часто встречаются песенки, присказки, троекратное повторение действий. Основная тема этих сказок - дружба и взаимовыручка. |
Побуждение к контраргументу
|
-Давайте посмотрим, есть
ли эти черты в этом |
-Это произведение не для развлечения, оно поучительное. -Нет песенок и троекратного повторения действий. -Нет дружбы и взаимовыручки.( |
Завершение проверки |
-Значит, можно считать
произведение сказкой о Убирает гипотезу с доски. -У нас есть еще одна гипотеза-басня. Какие черты характерны для басни? (опорные слова) |
-Нет, нельзя.
Волшебство, иносказание и мораль. |
Групповая проверка решающей гипотезы |
-Проверим гипотезу в группах. Каждый еще раз прочтет про себя произведение, и группа определит, присутствуют ли в тексте черты басни. -Заслушаем выступление представителей групп. |
Работают в группах
-В этом произведении
животные ведут себя, как люди.
Автор высмеивает |
Завершение возврат к вопросу |
-Значит, ваша гипотеза о басне? -Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения? Убирает знак вопроса. |
-Верна.
-Это басня, потому что
здесь есть все признаки басни. |
Задание на формулирование темы |
-А какую тему мы прошли? Фиксирует тему на доске. |
Басня С. Михалкова «Ворона и рак» |
Этап поиска решения на фрагменте урока русского языка по теме «Правила переноса»
Анализ |
Учитель |
Ученики |
Групповое выдвижение решающих гипотез на разном материале |
--Почему в теме написано правила, а не правило? -В русском языке есть 4 правила переноса. Будите открывать их по группам. У каждой группы лист с одним правилом. Надо: прочитать слова про себя; обратить внимание на выделенные буквы и знак переноса; догадаться, какое здесь правило переноса. |
-Наверно, их несколько.
Работают по группам. С каждой группой учитель разворачивает побуждающий диалог. При необходимости дает подсказку к решающей гипотезе. |
1 правило материал для гипотезы |
-Заслушаем первую группу. -Покажите лист с вашим заданием всему классу |
Ка-ран-даш Пи-ла, то-пор |
Включение всего класса |
-Прочитаем слова хором так, чтобы услышать перенос. -Что вы увидели? |
Весь класс читает слова.
-Выделены гласные. И знак переноса стоит между слогами. |
Побуждение к гипотезе |
-Какое правило спряталось в вашем задании? |
-Слово переноситься по слогам. Открытие! |
Проверка гипотезы |
-Ребята, с выводом согласны? Вывешивает опору: по слогам. |
-Да. |
Другие правила |
Аналогично проводит работу с остальными тремя группами. |
Озвучивают еще 3 правила |
Вывод |
-Сколько правил вы открыли? -Проговорите их еще раз. |
-Четыре правила.
Проговаривают по опоре |
учебник |
-Сравним с учебником |
-Да, мы все открыли верно! |
Этап выражение решения проходит через продуктивные задания.
Этап- реализовать продукт т.е. показать свое творение учителю, одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.
Оценивают:
Желательно использовать третий
вариант «вместе», т.е. диалог.