Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 19:09, курсовая работа
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника;
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Введение.
Глава I. Теоретические аспекты технологии проблемного обучения как средства формирования познавательной активности младших школьников.
1.1. Проблемное обучение как педагогическое явление.
1.2. Соотношение между активизацией познавательной деятельности
учащихся и проблемным обучением.
1.3. Виды проблемного обучения.
Глава II. Педагогический опыт использования технологии проблемного обучения как средство формирования познавательной активности младших школьников.
2.1. Описание собственного педагогического опыта
2.2. Результативность опыта и рекомендации.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
- Конспекты и фрагменты уроков
с использованием технологии проблемного обучения.
Выводы:
Использование проблемного обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие познавательных учебных действий. В результате этого появляются:
На основании теоретического анализа и синтеза можно сделать вывод, что использование метода проблемного обучения в начальной школе способствует развитию познавательной учебной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.
Использование проблемного обучения в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На уроках передо мной стоит очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Я не стараюсь критиковать их, хвалю – даже за самую маленькую удачу, за каждое верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Дети настолько привыкают к качественной оценке учителя за два года обучения, что к отметкам в третьем, четвертом классе относятся очень спокойно и осознанно. Они просто забывают о них на уроке, для них гораздо важнее быть первым в решении обозначенной проблемы, сделать самый грамотный вывод. Самыми догадливыми и самыми сообразительными, как правило, хотят быть все. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
2.2 Результативность опыта и рекомендации.
Для подтверждения или опровержения этого вывода был использован метод наблюдения. Цель наблюдения: проследить изменение познавательной активности учащихся в зависимости от выбора метода изложения материала.
Данная цель реализовалась через следующие задачи:
-описание условий, в которых протекает познавательная деятельность;
-описание познавательной
деятельности учащихся на
-установление причинно
– следственных связей и
Наблюдение было организовано на уроках во2 классе.
Для организации наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке: поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя; внимательно слушают; тщательно выполняют задания; задают вопросы; самостоятельно выполняют работу.
На основе данных показателей был разработан протокол как форма фиксации наблюдения.
Условия: выбор метода |
Метод проблемного обучения |
Объяснительно – иллюстративный метод | ||
Тема урока |
1 |
2 |
3 |
4 |
Активно работают |
28 |
28 |
21 |
18 |
Внимательно слушают |
28 |
28 |
20 |
18 |
Тщательно выполняют задание |
24 |
25 |
19 |
20 |
Задают вопросы |
12 |
14 |
6 |
8 |
Самостоятельно выполняют работу |
26 |
25 |
20 |
19 |
Выполнили задания без ошибок |
24 |
23 |
16 |
17 |
Отношение к занятию |
28-понравилось |
28-понравилось |
21-понравилось |
20-понравилось |
Всего |
341 |
243 |
Каждое проявление фиксируется как 1 балл. Далее было проанализировано содержание учебного материала по математике и русскому языку во 2 классе и разработана серия уроков с использованием проблемного метода изложения материала и объяснительно – иллюстративного метода.
Затем было организовано неоднократное наблюдение за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках. Результаты заносились в протокол. Анализ результатов показал, что количество проявлений активности познавательной деятельности больше на уроках, где использовалось проблемное обучение. Следовательно, использование метода проблемного обучения при изучении математике в начальной школе способствует развитию познавательных учебных действий младшего школьника и проявляется в активизации этих действий.
По результатам диагностики сентябрь 2011 и апрель 2012 (приложение 2) отмечу, что количество обучающихся низкого и ниже-среднего уровня сократилось с 16 человек до 5 человек.
Тест «Найди отличия» показал, что уровень развития операции логического мышления (анализ и сравнение) повысился. Количество низкого уровня сократилось с 13 до 5 обучающихся, а количество высокого уровня увеличилось с 3 до 5 обучающихся. Что свидетельствует о развитии логических универсальных учебных действий.
Следует отметить полную позитивную динамику успеваемости и качества знаний за время применения технологии (успеваемость 100%, качество знаний увеличилось 2-4 класс составило 78%, 1-2 класс 65%). Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах по русскому языку, математике и литературе различного уровня и улучшение результативности: победители городской олимпиады 2010г (чт., русс.), городской олимпиады (матем. 2011г.), 1 региональной олимпиады обучающихся образовательных учебных заведений (2012 г.). Участники международного конкурса-игры «Русский медвежонок-языкознание для всех», математического конкурса «Кенгуру», «Зимние интеллектуальные игры» , «Золотое руно», игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа», конкурса «КИТ – компьютеры, информатика, технологии», интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательной системе «Школа 2100».
Условия реализации технологии проблемного обучения:
Использование технологии проблемного обучения имеет ряд условий:
Применять данную технологию может лишь педагог, обладающий способностями системного видения материала и свободного владения разными формами учебной работы;
Применять технологию нужно постоянно, а не от случая к случаю при полном сотрудничестве учителя и учащегося.
В процессе поиска и создания научного знания у школьника не может быть ошибок, у ищущего, постигающего человека могут быть только пробы, а в процессе продвижения мысли, осмысления различных вариантов получение результата могут встречаться затруднения.
Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока.
Учителю рекомендуется продумать:
Заключение
В заключении следует отметить, что в данной работе :
1.Были описаны и проанализированы психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования.
2.Раскрыта сущность
3.Подобраны и апробированы методики проблемного обучения, способствующие формированию познавательных учебных действий младших школьников.
4.Описан собственный педагогический опыт использования технологии проблемного обучения.
5.Разработаны педагогические рекомендации по использованию технологии проблемного обучения.
Технология проблемного обучения - необходимый элемент формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Познавательная активность личности в свою очередь является основой личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной для развития интеллекта и творческих способностей младших школьников, развивающей универсальные учебные действия;
- здоровьесберегающей,потому
что позволяет снижать нервно
- психические нагрузки учащихся
за счёт стимуляции
Технология проблемного обучения носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Все это необходимо человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Список литературы.