Проблемы влияния родительского развода на детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Развод, как считают психологи, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей. Ситуация развода в семье, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого.

Вложенные файлы: 1 файл

С детьми развода дубль 2.docx

— 68.25 Кб (Скачать файл)

Как правило, специалисты  выделяют этапы срочной и долговременной компенсации. Общей закономерностью  развития процесса компенсации являются формирование срочной (но несовершенной) ее разновидности и ее переход  в устойчивую долговременную компенсацию. Особенности протекания компенсационных  процессов и степень совершенства компенсации зависят от ряда условий, например, от возраста ребенка, тяжести  и давности травмы развода, реакции  личности несовершеннолетнего на него п пр. Легче и быстрее происходит компенсация вторичных дефектов, устранение которых, в свою очередь, облегчает компенсацию первично нарушенных функций и отношений.

Под адаптацией понимают "процесс  и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид  получает возможность выживания (и  не только, но еще и процветания), а макросреда - воспроизведения и  вступления в иную, восходящую стадию". Специфика человеческой адаптации  в том, что она тесно связана  с социализацией человека, с процессом  усвоения социальных норм и поведения. Но если "социализация" представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие "социальная адаптация" подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает  новую социальную среду, которая  возникает либо в результате социального и территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Относительно членов семьи, распавшейся по причине развода, процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

а) общество (макросреда) - адаптация  личности и семьи к той системе  норм, ценностей, отношений и т.д., которая сложилась применительно  к разводу в том или ином обществе;

б) социальная группа (микросреда) - адаптация разведенных супругов и их детей или, наоборот, нестыковка их интересов с социальной группой - ближайшим окружением (производственный коллектив, родственники и пр.);

в) сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней самооценки с позиции индивидуумов.

Социальная адаптация  личности ребенка в ситуации развода  направлена на восстановление норм, социально  полезных отношений с социальными  субъектами (группами и ее отдельными членами), изменение в позитивном плане общения, поведения и деятельности. Психологическая адаптация в  данном случае есть усвоение социально  полезных стандартов поведения и  ценностных ориентаций, сближение установок  личности ребенка и разведенных  родителей с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая  стороны адаптации находятся  в неразрывном единстве, хотя иногда могут и не совпадать.

Эффективная социальная адаптация  детей и их родителей к разводу  будет затруднена без хорошо организованной профессиональной работы со стороны  социальных служб. Речь идет, прежде всего, о социально-реабилитационных формах их деятельности. Социальная реабилитация - "комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, целенаправленной способности. Этот процесс не только направление  способности человека к жизнедеятельности  в социальной среде, но и самой  социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных по каким-либо причинам". Будучи общей технологией социальной работы, реабилитация направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, психологического равновесия, уверенности в себе.

В рамках социально-реабилитационной деятельности с детьми из семей разведенных родителей выделяют направления: социально-педагогическое, медико-социальное, социально-правовое. Практика реабилитационной работы показывает, что решение проблемы комплексного организационного, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового, финансово-материального и кадрового обеспечения реабилитационной деятельности с разведенными семьями невозможно без глубокого изучения природы негативных последствий развода, путей их минимизации, а также активной практической деятельности и конкретных мер со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

Таким образом, при условии  грамотного применения социальной диагностики, социальной профилактики, социального  посредничества, социального консультирования, социальной терапии, социальной адаптации  и реабилитации возможны, в некоторой  степени, снижение и нейтрализация  деструктивных последствий родительского  разрыва для несовершеннолетних.

В современном мире накоплен богатый опыт решения проблем "детей  развода". В целом, несмотря на разнообразные  организационно-управленческие, психолого-педагогические подходы, которые существуют в разных государствах, можно проследить основные тенденции и принципы в организации  и функционировании системы социальной работы с семьями разведенных.

Это прежде всего:

а) гуманизация превентивной и реабилитационной практики, преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;

б) профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов, практических психологов, специализирующихся на работе по коррекции поведения супругов и их детей на всех стадиях развода и в постразводный период и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

в) создание сети специальных  структур, осуществляющих социальную и социально-психологическую помощь семье и детям: психологические  службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты и др.; 1

г) психологизация профилактической и компенсационной деятельности, ведущая роль психолого-педагогической помощи и поддержки в коррекции негативных проявлений постразводного кризиса в поведении детей и родителей.

 

3.Опыт работы педагога-психолога в МОУ СОШ г.Пермь с ребенком при семейном разводе

Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений была составлена диагностическая программа из двух блоков

1 блок: методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.

1.1. Цветовой  тест М. Люшера. 

Цель: диагностика  нервно-психического состояния, выявление  внутриличностных конфликтов.

1.2. «Несуществующее  животное» М. З. Друкаревич. 

Цель: выявление  особенностей личности.

1.3. «Лесенка  характера» Дембо - Рубинштейн.

Цель: исследование уровня самооценки.

2 блок: методики, направленные на выявление семейных предпочтений:

2.1. Кинетический  рисунок семьи Бернс Р. С., Кауфман  С. Х. 

Цель: изучение особенностей восприятия ребенком семейных взаимоотношений.

2.2. Цветовой  тест отношений М. Эткинда. 

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений  человека к значимым для него людям  и отражающим как сознательный, так  и неосознаваемый уровень этих отношений.

2.3. Проективная  игра «Почта» (модификация теста  Е. Антони и Е. Бине).

Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка  в семье.

Этапы работы с ребенком и его семьей. 
1.Первичная консультация:

-знакомство  с родителем, выяснение причины  обращения (запроса) на консультацию (без присутствия ребенка);

-знакомство  с ребенком, установление контакта;

-диагностика  психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка (начальный этап обследования возможен в присутствии родителя). Примеч.: данная диагностика может быть проведена и на втором этапе работы с ребенком, если предварительный этап – знакомство и установление контакта - занял много времени. Однако рисуночные методики помимо своей диагностической цели способствуют установлению контакта с ребенком и вызывают интерес к взаимодействию.

2. Диагностика  выявления семейных взаимоотношений  и предпочтений членов семьи  ребенком в форме индивидуального  занятия с ним. На данном этапе работы присутствие родителя нежелательно, чтобы избежать влияния на ребенка при выполнении диагностических заданий, тем более что контакт с ребенком уже установлен на предыдущем этапе работы и тревога перед ситуацией занятия с психологом в определенной степени снята.

3. Консультация  родителя по результатам диагностического  обследования ребенка. На данном  этапе работы психолог знакомит  родителя с полученными результатами обследования ребенка, обозначает выявленные проблемы, обсуждает с родителем семейную ситуацию и ее влияние на ребенка, дает рекомендации по преодолению выявленных проблем.

Результаты  исследования психоэмоциональных особенностей детей, переживших раз-вод в конфликтном и «благополучном» варианте, и сравнение этих особенностей показывают, что при «благополучном» разводе, когда родители за своими осложнившимися отношениями не забывали о присутствии ребенка в их жизни и заботились о его психологическом состоянии, дети более здоровы и личностно сохранны. Психоэмоциональное состояние и личностные особенности детей, оказавшихся вовлеченными в конфликт родителей, отличаются высоким уровнем напряженности, тревожности, у этих детей часто отмечается нарушение поведения в виде агрессивных реакций, а также наличие невротических реакций и вредных привычек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что последствия развода для  ребенка будут менее травматичны, если родители учтут все обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

 

Заключение

В развитых западных странах  основа брака - преимущественно материальная - это, прежде всего, экономический союз. В результате для супругов, для  которых в браке более важны  не чувства, а экономическая выгода, основные деструктивные последствия  развода связаны не столько с  эмоциональными переживаниями и  духовными утратами, сколько с  финансово-материальными, жилищно-бытовыми потерями. Как следствие, процесс  социально-психологической адаптации  к разводу у них менее трагичен. Негативное влияние родительского  разрыва на детей здесь также  несколько слабее, так как часто  они сохраняют связи и с  отцом, и с матерью. Высокая распространенность совместной опеки над детьми после  расторжения брака вновь, на наш взгляд, объясняется тем, что в западных странах супругам, в большинстве случаев изначально заключающим брак не по любви, легче остаться союзниками.

В Беларуси же основа брака - прежде всего чувства, любовь. У  нас больше ценность семьи, для белорусов  это духовно-чувственный союз, это, в первую очередь, тесные эмоциональные  связи, нежели финансово-материальный контракт. Именно поэтому, думается, разведенная  женщина в Беларуси чаще, чем в  тех же США, против встреч мужа, которого она любила или любит до сих  пор, с ребенком, надеясь таким  образом порвать с прошлым, или, наоборот, притянуть ребенка к  себе и так удержать мужа. Как  следствие, у нас развод и его  отрицательные последствия воспринимаются тяжелее, чем на Западе, а материальное (алименты, денежная и натуральная  помощь ушедшего супруга) отнюдь не всегда может покрыть эмоциональное. Это  относится и к взрослым, и к  детям. Ребенку в Беларуси, убежденному  в том, что он - "плод родительской любви", с нашей точки зрения, намного труднее пережить разрыв матери и отца.

Таким образом, многие аспекты  проблемы влияния родительского  развода на детей в современной  науке хорошо изучены.

Однако в социологии отсутствуют  пока ответы на такие вопросы: когда  начинается и заканчивается воздействие  развода на детей; почему многие люди безразличны к семье, к себе, к  детям и не воспринимают себя всерьез  в качестве супруга и родителя; почему развод формирует чувство  вины у ребёнка; почему самосохраняющие силы семьи, защищающие ее баланс, ее гомеостатический механизм, малоэффективна противостоят распаду брака. Конечно, не все то, что обособляется от семьи, обречено на гибель, но современная наука до конца так и не знает, какие потери и приобретения имеют дети в результате развода. При рассмотрении последствий развода, как правило, не дифференцировано воздействие на юных членов семьи к доразводной и постразводной ситуации.

Отсутствуют типологии разведенных  семей, хотя и признается, что в  каждом типе создаются различные  условия и предпосылки для  воспитания, а одни и те же, казалось бы, трудности осложняют их жизнь  ребенку. В трудах исследователей все дети, находящиеся на попечении семьи с одним родителем, рассматриваются как единая группа, в связи с этим нет четкого представления об особенностях проблем детей именно разведенных. Мало изучены проблемы взаимоотношений детей от разных браков, а также особенности их воспитания, отношений со взрослыми в ситуации постродительства.

Все это позволяет сделать  вывод о том, что особенности  социализации детей в разведенных  семьях требуют дальнейшего исследования.

 

Список литературы

1.     Горьковская И. А. Влияние семьи на формирование деликвентности у подростков // Психологический журнал. 1994. № 2. С. 57-65.

Информация о работе Проблемы влияния родительского развода на детей