Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Содержание

Введение

Глава I: Теоретические аспекты семейного воспитания

Понятие семейного воспитания

Содержание воспитания

Методы и формы семейного воспитания

Педагогическая поддержка семьи

Взаимодействие семьи и школы

Глава II: Практические методики диагностики семейного воспитания

2.1 Методика идентификации детей с родителями (опросник А. И. Зарова)

2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»

2.3 Опросник «Мера заботы»

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы.docx

— 54.57 Кб (Скачать файл)

Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы

 

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

 

 ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.Белинского

 

 факультет психологии

 

 кафедра педагогики  и психологии

 

 профессионального обучения

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 по дисциплине:

 

 «Теория и методика  воспитания»

 

 на тему:

 

«Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

 

 

 Выполнила:

 

 студентка ФП

 

 группы ПС-22

 

 Митяева М. С.

 

 Научный руководитель:

 

 д.п.н., профессор Гошуляк  Любовь Даниловна

 

 

 Пенза, 2009г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Глава I: Теоретические аспекты  семейного воспитания

 

Понятие семейного воспитания

 

Содержание воспитания

 

Методы и формы семейного  воспитания

 

Педагогическая поддержка  семьи

 

Взаимодействие семьи  и школы

 

Глава II: Практические методики диагностики семейного воспитания

 

2.1 Методика идентификации  детей с родителями (опросник  А. И. Зарова)

 

2.2 Методика «Стратегии  семейного воспитания»

 

2.3 Опросник «Мера заботы»

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Семья – это особого  рода коллектив, играющий в  воспитании основную, долговременную  и важнейшую роль. Доверие и  страх, уверенность и робость,  спокойствие и тревога, сердечность  и теплота в общении в противоположность  отчуждению и холодности –  все эти качества приобретается  в семье. Они проявляются и  закрепляются у ребенка задолго  до поступления в школу и  оказывают продолжительное влияние  на его развитие.

 

 Семейное воспитание  – общее название для процессов  воздействия на детей со стороны  родителей и других членов  семьи с целью достижения желаемых  результатов. 

 

 Социальное, семейное  и школьное воспитание осуществляется  в неразрывном единстве. Проблемы  семейного воспитания в той  части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой,  в остальных аспектах – социальной.

 

 Определяющая роль  семьи обусловлена ее глубоким  влиянием на весь комплекс  физической и духовной жизни  растущего в ней человека. Семья  для ребенка является одновременно  и средой обитания, и воспитательной  средой. Влияние семьи особенно  в начальный период жизни ребенка  намного превышает другие воспитательные  воздействия. 

 

 Семья отражает и  школу, и средства массовой  информации, общественные организации,  трудовые коллективы, друзей, влияние  литературы и искусства. Это  позволило педагогам вывести  довольно определенную зависимость  успешности формирования личности. Обуславливается, она, прежде  всего, семьей. Чем лучше семья  и чем лучше влияет она на  воспитание, тем выше результаты  физического, нравственного, трудового  воспитания личности.

 

 За редким исключением,  роль семьи в формировании  личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший  в ней человек.

 

 Актуальность работы  заключается в ее направленности  на решение проблемы взаимодействия  школы и семьи по воспитанию  учащихся. Успешный родитель, будь  то мать или отец должны  иметь понятие о воспитательном  процессе, знать основные принципы  педагогической науки. Родителям  необходимо стремиться быть в  курсе практических и теоретических  исследований специалистов по  вопросам воспитания ребенка  и развитие его личности.

 

 Именно в семье ребенок  получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и  учится как себя вести в  различных ситуациях. Очень важно,  чтобы то, чему мы учим ребенка,  подкреплялось конкретными примерами,  чтобы он видел, что у взрослых  теория не расходится с практикой.

 

 Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного  воспитание, методы и формы взаимодействия  семьи и школы в воспитании.

 

 Объект исследования  – воспитание школьников.

 

 Предмет исследования  – методы и средства семейного  воспитания, методы взаимодействия  семьи и школы.

 

 Задачи:

 

- изучить теоретические  основы данной проблемы;

 

- раскрыть основы семейного  воспитания, методы, формы и содержание  воспитания;

 

- исследовать психолого-педагогические  основы взаимодействия семьи  и школы: рассмотреть педагогическую  поддержку в воспитании, и изучить  роль классного руководителя  в воспитании школьника

 

 

Глава I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

1.1 Понятие семейного воспитания

 

 

 Традиционно главным  институтом воспитания является  семья. То, что ребёнок в детские  годы приобретает в семье, он  сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего  воздействия на личность ни  один из институтов воспитания  не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы  личности ребёнка, и к поступлению  в школу он уже более чем  наполовину сформировался как  личность.

 

 Семья может выступать  в качестве как положительного, так и отрицательного фактора  воспитания. И вместе с тем  никакой другой социальный институт  не может потенциально нанести  столько вреда в воспитании  детей, сколько может сделать  семья. Семья – это особого  рода коллектив, играющий в  воспитании основную, долговременную  и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей,  что это приводит к появлению  у них комплекса неполноценности;  несдержанный отец, выходящий из  себя по малейшему поводу, нередко,  сам того не ведая, формирует  подобный же тип поведения  у своих детей и т.д.

 

 В связи с особой  воспитательной ролью семьи возникает  вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание  ребёнка. Для этого необходимо  точно определить внутрисемейные  социально-психологические факторы,  имеющие воспитательное значение.

 

 Именно в семье ребёнок  получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и  учится как себя вести в  различных ситуациях. Очень важно,  чтобы то, чему родители учат  ребёнка, подкреплялось конкретными  примерами, чтобы он видел,  что у взрослых теория не  расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.[3, с. 23]

 

 Конфликтная ситуация  между родителями – различные  подходы к воспитанию детей.  Первая задача родителей –  найти общее решение, убедить  друг друга. Если придется идти  на компромисс, то обязательно  удовлетворить основные требования  сторон. Когда один родитель принимает  решение, он обязательно должен  помнить о позиции второго.  Вторая задача – сделать так,  чтобы ребёнок не видел противоречий  в позициях родителей, т.е. обсуждать  эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из  многочисленных форм взаимодействия  и рождается в совместной жизни  в семье. Родители, принимая решение,  должны на первое место ставить  не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для  ребёнка.

 

 Ребёнок может приниматься  родителями таким, какой он  есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок  соответствует их ожиданиям, когда  хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет  тем потребностям, то ребёнок  как бы отвергается, отношение  меняется в худшую сторону.  Это приносит значительные трудности,  ребёнок не уверен в родителях,  он не чувствует той эмоциональной  безопасности, которая должна быть  с самого младенчества (обусловленная  любовь). Ребёнок может вообще  не приниматься родителями. Он  им безразличен и может даже  отвергаться ими (например, семья  алкоголиков).

 

 Можно ли назвать  хорошими тех родителей, которые  никогда не сомневаются, всегда  уверены в своей правоте? Можно  ли назвать хорошими тех родителей,  которые пребывают в постоянных  тревожных сомнениях, теряются  при столкновении с чем-то новым  в поведении ребёнка? И повышенная  родительская уверенность, и излишняя  тревожность не содействуют успешному  родительству.

 

 Будущие родители задумываются  о том, как лучше сформулировать  для самих себя цели работы  по воспитанию своего ребёнка.  Цель и мотив воспитания ребёнка  – это счастливая, полноценная,  творческая, полезная людям жизнь  этого ребёнка. На созидание  такой жизни и должно быть  направлено семейное воспитание.[2, с. 43]

 

 Связь воспитания с  другими видами деятельности, подчинение  воспитания тем или иным мотивам,  а так же место воспитания  в целостной личности человека  – все это и придает воспитанию  каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

 

 В педагогической деятельности  абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во  всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи,  поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

 

 Например, если родители  во всем совершенны, знают правильный  ответ на любой вопрос, то в  этом случае они вряд ли  смогут осуществить самую главную  родительскую задачу – воспитать  в ребёнке потребность к самостоятельному  поиску, к познанию нового.

 

 В каждой семье объективно  складывается определенная система  воспитания. Под системой воспитания  понимаются цели воспитания, формулировка  его задач, более или менее  целенаправленное применение методов  и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя  допустить в отношении ребёнка.  Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие  им 4 типа семейных взаимоотношений,  являющиеся и предпосылкой и  результатом их возникновения:  диктат, опека, «невмешательство»  и сотрудничество. Диктат в семье  проявляется в систематическом  подавлении одними членами семейства  инициативы и чувства собственного  достоинства у других его членов. Опека в семье – это система  отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение  всех потребностей ребёнка, ограждают  его от каких-либо забот, усилий  и трудностей, принимая их на  себя. Система межличностных отношений  в семье, строящаяся на признании  возможности и даже целесообразности  независимого существования взрослых  от детей, может порождаться  тактикой «невмешательства». Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредованность  межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной  деятельности, ее организацией и  высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается  эгоистический индивидуализм ребёнка.  Семья, где ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает  особое качество, становится группой  высокого уровня развития –  коллективом.

 

 Родители составляют  первую общественную среду ребёнка.  Личности родителей играют существеннейшую  роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между  детьми и родителями, определяется  главным образом тем, что забота  родителей необходима для поддержания  самой жизни ребёнка. Любовь  каждого ребёнка к своим родителям  беспредельна, безусловна, безгранична.  Причем, если в первые годы  жизни любовь к родителям обеспечивает  собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская  любовь все больше выполняет  функцию поддержания и безопасности  внутреннего, эмоционального и  психологического мира человека. Родительская любовь – источник  и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья.

 

 Именно поэтому первой  и основной задачей родителей  является создание у ребёнка  уверенности в том, что его  любят и о нем заботятся.  Самая естественная и самая  необходимая из всех обязанностей  родителей – это относиться  к ребёнку в любом возрасте  любовно и внимательно. И, тем  не менее, подчеркивание необходимости  создания у ребёнка уверенности  в родительской любви диктуется  рядом обстоятельств. Психологами  доказано, что за трагедией подросткового  алкоголизма и подростковой наркомании  часто стоят не любящие своих  детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

 

 Многие родители считают,  что ни в коем случае нельзя  показывать детям любовь к  ним, полагая что, когда ребёнок  хорошо знает, что его любят,  это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот, эти  неблагоприятные личностные черты  как раз возникают при недостатке  любви, когда создается некий  эмоциональный дефицит, когда  ребёнок лишен прочного фундамента  неизменной родительской привязанности.

 

 Глубокий постоянный  психологический контакт с ребёнком  – это универсальное требование  к воспитанию, которое в одинаковой  степени может быть рекомендовано  всем родителям, контакт необходим  в воспитании каждого ребёнка  в любом возрасте. Именно ощущение  и переживание контакта с родителями  дают детям возможность почувствовать  и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа  для сохранения контакта –  искренняя заинтересованность во  всем, что происходит в жизни  ребёнка.

Информация о работе Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы