Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 21:17, контрольная работа
Социально-психологическая адаптация представляет собой сложную систему и связана с изменением статуса человека, неоднократно меняющегося в течение жизни при попадании в новые микросоциальные условия. Социально-психологическая адаптация дополняет биологические и физиологические формы приспособления человека. Социально-психологическая адаптация при поступлении ребенка в школу представляет собой процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.
• неуспеваемость;
• нарушения поведения.
Неуспеваемость определяется неудовлетворительной оценкой учебных знаний, навыков и умений, связанной с несоответствием уровня школьных достижений требованиям школьной программы или наличием психологических и психопатологических факторов, препятствующих процессу обучения ребенка. ЗПР повышает вероятность возникновения школьной неуспеваемости. Вместе с тем воспитание проблемного ребенка может приводить к социальной недостаточности семьи в целом, значительно осложняющей реализацию реабилитационных мероприятий. К критериям семейной социальной недостаточности относят:
• высокий уровень затрат на содержание и лечение ребенка;
• прекращение трудовой деятельности одного из родителей;
• социально-психологическое неблагополучие в семье;
• неадекватность воспитания;
• развод родителей;
• изолированность от окружения.
В условиях семьи с нарушенным социально-психологическим климатом формирование психогенных расстройств у детей и подростков может проходить по депривационному механизму с ЗПР, эмоционально-волевыми расстройствами и нарушениями социализации личности. Психической депривацией называют неудовлетворение основных психических потребностей человека в течение длительного времени, а также состояние, связанное с этой неблагоприятной ситуацией. Депривация обычно подразделяется на сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную (недостаток стимулирующего развития умственных способностей) и социальную. Депривационные факторы чаще всего действуют совместно.
Е.А. Стребелева (2001) отмечает, что, хотя единого «депривационного синдрома» не существует, вместе с тем выявлены характерные симптомы и симптомокомплексы, включающие задержку или искажение интеллектуального развития, эмоционально-волевые и коммуникативные расстройства, двигательные стереотипии и соматовегетативные расстройства. При депривационном развитии наблюдается задержка созревания высших социальных компонентов личности — системы интересов, нравственных установок, а когнитивный дефект проявляется в недостатке объема знаний, представлений, несформированности интеллектуальных и эстетических интересов. Такой вариант развития определяется термином «семейно-педагогическая запущенность».
Список использованных источников
1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л.И. Аксенова [и др.] ; ред. Н. М. Назарова. - 9-е изд. - М. : Академия, 2009. – 395 с.
2. Специальная педагогика и коррекционная психология : учеб. -метод. комплекс / Т.Г. Неретина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 376 с.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2007. – 272 с.
4. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - 5-е изд. - М. : Академия, 2008. – 480 с.
5. Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М. : Академия, 2008. – 507 с.
Информация о работе Проблемы социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии и поведении