Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

1. Значение подвижных игр для дошкольников.
2. Характеристика и этапы развития подвижной игры
3. Требования программы воспитания к подбору подвижных игр.
4. Методика проведения подвижной игры с детьми дошкольного возраста
5. Проведение подвижных игр с детьми одной из возрастных групп.

Вложенные файлы: 1 файл

Домашняя контрольная работа.docx

— 39.67 Кб (Скачать файл)

 

5. Проведение подвижных  игр с детьми средней возрастной  группы.

В проведении подвижных игр  с детьми средней группы я опираюсь на требования «Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой» к подбору подвижных игр. 

    В работе с детьми использую игры рекомендованные программой, затем добавляю игры из других источников, либо из своего опыта. Часто преобразую игру, видоизменяю правила игры, усложняю их: увеличиваю расстояние для бега, метания, высоту прыжков. Выбираю игры, развивающие комплексно у детей, как психофизические качества и основные движения, так и познавательные процессы.

При подборе игр для  детей средней возрастной группы я руководствуюсь тем, что подвижные  игры должны способствовать следующим  задачам:

  1. Развитию психофизических качеств детей: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, моторных координаций.
  2. Накоплению и обогащению двигательного опыта детей, овладению основными движениями.
  3. Формированию у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 

      В средней группе преимущественно провожу сюжетные подвижные игры. Хотя несюжетные подвижные игры («Подбрось – поймай», «Мяч через сетку», «Кто ушел?») и игры с элементами соревнования («Найди, где спрятано», «Найди и промолчи») так же использую в работе с детьми средней группы.  Проводя сюжетную игру, использую образный рассказ, развивающий воображение детей. Рассказываю детям о зайцах и волке (игра «Зайцы и волк»), о медведе («У медведя во бору»), о лисе и курицах (игра «Лиса в курятнике»), стараюсь вызвать интерес детей к игровым образам, игровым ролям. 

     Объясняю, как ходит, переваливаясь, медведь, как крадется лиса или волк, как прыгают зайцы. Дети, как правило, с удовольствием за мной повторяют показанные движения, входя в роль зайцев, или волка, медведя, лисы, или кур. Сказочные игровые образы побуждают ребенка более старательно выполнять то, или иное движение. 

      Часто, в играх мы используем атрибуты для лучшего вхождения ребенка в роль – маски животных для водящего (лисы, волка, кота, зайца и др.), дополнительные предметы для исполнения ролей (корзинки, муляжи ягод, грибов для игры «У медведя во бору», шляпу и кнут для пастуха в игре «Пастух и стадо»). Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без атрибутов, вызывает у детей больший азарт к игре, большее желание играть. 

       Проводя игру, стараюсь, чтобы каждый ребенок побыл в роли ведущего или водящего, для того, чтобы у детей не возникло чувства разочарования. В связи с этим, каждая игра проводится многократно и детям это не надоедает, так как у них велика потребность в движениях и играх.  

       У многих детей в моей группе развито стремление к лидерству, доминированию. Каждый ребенок в моей группе стремится побывать в роли ведущего (водящего), поэтому роли распределять довольно трудно. При распределении ролей я стараюсь:

  1. Помочь неавторитетным детям укрепить свой авторитет; недисциплинированным – стать организованными; неактивным – проявить активность; необщительным – сдружиться со всеми.
  2. Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.
  3. Учитывать индивидуальные особенности и интересы детей.

 

         Для детей активных, подвижных, склонных к перевозбуждению подходят игры со сложными действиями, например «Цветные автомобили», или простые игры, в которых от точности и аккуратности зависит результативность игры – «Городки», «Сбей булаву», «Водонос». При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться, чтобы они получили удовольствие от их выполнения. 

     Для детей осторожных и робких будут интересны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Кошки-мышки», «Перелет птиц»), от концентрации внимания («Птичка и кошка», «Найди себе пару»). Часто дети этого типа бывают психологически не готовы к выполнению ведущих ролей, стесняются, не решаются начать игру. Тем не менее, при постепенном включении в игру во второстепенных ролях, при проявлении двигательной активности в игре, а так же, получив одобрение воспитателя, в дальнейшем хорошо справляются с главными ролями.  

     Для детей вялых пассивных и астеничных я выбираю игры, не требующие сложных действий, особой ловкости и быстроты движений (Котята и щенята», «Зайка серый умывается»). 

 Для развития бега  использую игры: «Самолеты», «Цветные  автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки». В ходе проведения данных игр я добиваюсь закрепления и развития умения бегать легко, согласовывая движения рук и ног. Развиваю у детей умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь  носком. 

В моей группе много детей  гиперактивных, неусидчивых со сниженным самоконтролем и вниманием, для которых трудно согласовывать движения рук и ног, соблюдать дистанцию в игре но, с повышенной потребностью в движениях. Поэтому я стараюсь, прежде всего, приучить их к выполнению действий по сигналу, а так же обучаю детей соблюдать дистанции во время передвижения, не наталкиваться друг на друга вовремя ходьбы или бега. 

     Для развития прыжков мы играем в следующие игры: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается». В данных играх закрепляется умение прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте. 

    Для развития ползанья и лазанья я использую подвижные игры: «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята». В этих играх у детей закрепляется умение ползать, пролезать,  подлезать, перелезать через предметы, умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вверх, вниз, вправо, влево).

В играх на бросание и  ловлю: «Подбрось – поймай», «Сбей  булаву», «Мяч через сетку» закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, в бросании и ловле мяча кистями рук, не прижимая их к груди. 

В играх: «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки» развиваются двигательная активность детей, потребность детей в движениях, ориентировка в пространстве, внимание, выдержка. 

В работе с детьми использую  следующие народные игры: «У медведя  во бору», «Горелки», «Салки». 

Разучивание игры с детьми отличается от проведения знакомой тем, что

оно начинается с образного  рассказа. Например:  «Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, особенно злому волку: «Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приговаривает грубым голосом: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. «Слышим, слышим, — закричали они, — не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!» Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Открыли козлята дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть». 

 В ходе объяснения  игры перед детьми ставлю игровую  цель, способствующую активизации  мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию  двигательных навыков. При объяснении  игры использую краткий образный  сюжетный рассказ. Он изменяется  в целях лучшего перевоплощения  ребенка в игровой образ, развития  выразительности, красоты, грациозности  движений; фантазии и воображения.  

    Объясняя несюжетную игру, я раскрываю последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указываю местоположения играющих и игровые атрибуты, использую пространственную терминологию с ориентиром на предмет. С помощью вопросов проверяю, как дети поняли игру.           

   Объясняя игры с элементами соревнования, уточняю правила, игровые приемы, условия соревнования. Я стараюсь выразить  уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяч»).  

     Приведу пример усложнения игры «Бездомный заяц»:  

Цель игры: Совершенствование у детей бега, прыжков, развитие внимания и ловкости.

Ход игры: Дети разделяются на группы по 3-4 человека, берутся за руки и изображают заячьи «домики». В каждом «домике» прячется по одному «зайцу». Один из детей изображает «бездомного зайца», один из детей – «охотника». Воспитатель дает команду для начала игры: «Раз, два, три!» «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» ловит его. «Заяц» может забежать в любой домик, тогда уже другой «заяц» убегает от «охотника». «Охотник» может ловить «зайца» только вне «домика». 

     Первое усложнение к игре:  наличие двух «бездомных зайцев» или двух «охотников» в игре. В таком случае детям понадобиться больше скорости в беге, двигательной ловкости и быстроты реакции, а так же большей концентрации внимания. 

     Второе усложнение к игре:  «охотник» может забежать в «домик», так же, как в игре «Кошки-мышки», при этом дети, исполняющие роль «домиков», должны помогать убежать «зайцам» из домика – поднять руки вверх,  а так же остановить «охотника», задержав его в «домике» – опустить руки.

 

                     Выводы:

  1. Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка: физического, умственного, эмоционального, социального.
  2. Подвижная игра  – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
  3. В подборе игр необходимо опираться на требования и рекомендации основной образовательной программы, по которой работает ДОУ.
  4. В разучивании игры с детьми средней возрастной группы целесообразно опираться на сюжетные игровые образы, на образное мышление и воображение детей.
  5. При проведении подвижных игр нужно учитывать:

- возрастные и психолого-педагогические  особенности детей;

- направленность на развитие  основных движений и психофизиологических  качеств дошкольников;

- сферу интересов и  потребностей ребенка;

- постепенное поэтапное  усложнение игровых целей, задач,  правил и условий игры. 

  

                                 Список литературы:

 

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

2.Степаненкова Э.Я. Теория  и методика физического воспитания  и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 367 с.

 

        3. Хухлаева  Д.В.  «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях М 1983г.

        4.Жуков   М. Н «Подвижные игры»- М.  Издательство Академия 2000-160с.

       5. Нищева, Н.В.Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики./ Н.В. Нищева . - СПб.: Детство-Пресс, 2008.

6.Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.


Информация о работе Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста