Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:48, реферат
Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного поведения в подростковом возрасте. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов.
Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать детей давать обратную связь взрослым и сверстникам. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.
В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта.
выбирая игру, мы должны иметь в виду конкретных детей, которым эта игра поможет больше других.
1 блок. Коррекция агрессивного поведения.
Задачи:
Тематический план тренинга «Пойми меня»
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение |
1. |
Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния |
Упражнение «Прогноз погоды», «Самопохвала». |
1 час |
Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки |
2. |
«Проблемы – на передний план» - правила взаимодействия в команде. |
Упражнение «Камушек в ботинке», «Зеркало». |
1 час |
Бумага, карандаши. |
3. |
Работа с гневом и обидами |
Упражнение «Спустить пар» и (или) «Шутливое письмо», «Тень». |
1 час |
Бумага, карандаши, корзина для бумаг. |
4. |
Агрессия может быть конструктивной |
Игра «Датский бокс», «Обзывалки». |
1 час |
Изоматериалы. |
5. |
Что такое «Агрессивное поведение» |
Упражнение «Агрессивное поведение», «Путаница». |
1 час |
Бумага, карандаши. |
6. |
Снимаем напряжение |
Упражнение «Безмолвный крик», «Хочу сказать спасибо». |
1 час |
Изоматериалы. |
7. |
Формирование навыков отреагирования эмоций |
Упражнение «Любовь и злость», «Компот». |
1 час | |
8. |
Конструктивные способы разрешения конфликта. |
Упражнение «Ковер мира», «Цвета». |
1 час |
Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т .п. |
2 блок. Формирование положительной нравственной направленности.
Нравственность (мораль) – одна из важнейших сфер человеческих отношений, полных страстей, внутренней борьбы, взлетов и падений. Моральные проблемы проходят через сердце каждого ребенка, касаются самых сокровенных желаний, стремлений, чаяний. Мораль – это единственное знание, которое лежит в основе оценки всех действий и деяний людей и, разумеется, всех направлений их общественной деятельности.
Задачи:
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
В личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.
В процессе занятий дети учатся заглядывать внутрь себя, задумываться о своей жизни, своих взаимоотношениях с окружающим миром, проявлять себя в творчестве. Все занятия начинаются так, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством.
Тематический план занятий-бесед «Школа доброты»
№ |
Тема занятия: |
Кол-во часов: |
1. |
Воспитание человечности. Настоящая мудрость. |
1 |
2. |
Кто достоин уважения. Как стать лучше. |
1 |
3. |
Разговор о совести. Помогаем другим. |
1 |
4. |
Красота души. Учимся видеть хорошее. |
1 |
5. |
Золотое правило жизни .Умение прощать. |
1 |
6. |
Тропа милосердия. Сила любви. |
1 |
7. |
Как стать счастливым .Жизнь в единстве. |
1 |
8. |
Быть ответственным. Разговор о совести. |
1 |
3 блок. Развитие коммуникативных и социальных навыков.
Задачи:
В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников. Воспитанникам крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других. Проводя занятия, следует особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками. Поддерживая доброжелательное и заинтересованное отношение к другим людям, следует давать понять подросткам, что в жизни они могут быть любимы или вызывать неприязнь, быть понятыми окружающими или не понятыми, признаваемы в своих правах или нет, поэтому не стоит манипулировать другими в попытке обрести их любовь, приходить в негодование от того, что окружающие тебя не понимают или не принимают таким, какой ты есть, что следует признавать за другими ровно столько же прав, сколько считаешь необходимым иметь сам. Желательно время от времени возвращаться к обсуждению этих проблем наряду с текущими темами групповых дискуссий.
Тематический план тренинга коммуникативных и социальных умений «Мы вместе»
№ |
Тема |
Содержание |
Часы |
Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение |
1. |
Осознание себя. Умение вести беседу. |
«Части моего Я» Игра-тренинг «Таможня» Умение вести разговор» |
1 |
Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов |
2. |
Умение слушать. Работа с чувствами. |
«Слушаем молча» «Значимые люди» «Список чувств» |
1 |
Бумага, наборы цветных карандашей |
3. |
Типичные проблемы. Игровой тренинг |
«Мои проблемы» «Ассоциации» |
1 |
Бумага, ручка |
4. |
Осознание своих идеалов. Необычный опыт общения. |
«Спина к спине» «Мои идеалы» «Монстр» |
1 |
Бумага, ручки |
5. |
Осознание проблем в отношениях с людьми |
«Мои проблемы» «Своё пространство» «Крокодил» |
1 |
Бумага, ручки |
6. |
Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств. |
«Мотивы наших поступков» «Чувства без слов» |
1 |
Бумага, ручки |
7. |
Мотивы наших поступков. |
«Мотивы наших поступков»Обратная связь «Горячее место» «Медитация» |
1 |
Бумага, ручки |
8. |
Отношения с людьми. |
«Чувство благодарности» «Телеграммы» «Я в глазах других людей» |
1 |
«Волшебная папка», бланки «телеграмм», ручки. |
2) Индивидуальная работа.
Многолетний опыт психологической работы с детьми в детском доме показывает эффективность индивидуальных форм проведения занятий со всеми возрастными категориями воспитанников. Воспитанники детского дома постоянно находятся в детском коллективе, вследствие чего они испытывают недостаток индивидуального взаимодействия со взрослым. Доверительные отношения и доброжелательная обстановка на индивидуальных занятиях создают благоприятные условия для личностного роста ребёнка, повышения самооценки, коррекции имеющихся негативных личностных отклонений. На индивидуальных занятиях происходит усвоение знаний, приобретённых во время групповых форм работы, а также создаются условия для самопознания, самораскрытия подростка.
Содержание индивидуальной работы с детьми «группы риска»
Цель |
Игры и упражнения |
Формирование положительной устойчивой «Я-концепции». |
«Мой портрет в лучах солнца»; «Я-реальное и я-идеальное». Самоанализ. «Автобиография». Самоанализ «Мой темперамент». Диагностика. «Мой характер». Тест Айзенка. «Тип личности». Тест «Шесть рек» «Мои чувства, мысли и желания»»; «Хочу стать личностью. Мои цели, ценности и установки. Планирование жизни» «Хочу, могу, надо». Самовоспитание «Как стать лучше. Приёмы самовоспитания» «Мои способности, интересы, достижения и успехи» и др. |
Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах. |
«Копилка обид»; «Грустные мысли»; «Лист гнева»; метание дротиков в мишень; «Подушка-колотушка».«Воздушный шар» |
Обучение способам релаксации и саморегуляции. |
«Розовый куст»; «Камень у ручья»; Аутогенная тренировка; «Маяк», «Поплавок»; «Передача энергии» «Ритмичное дыхание», «плавное дыхание». Самовнушение. Позитивные установки и др. |
Список литературы: