Программа психологической помощи трудным подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:48, реферат

Краткое описание

Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного поведения в подростковом возрасте. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов.

Вложенные файлы: 1 файл

trudnye_podrostki.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Основное содержание деятельности психолога

 

1. Диагностические процедуры в программе.

Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска» в детском доме является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития учащихся и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.

Программа диагностики личности подростка

Название, автор

Цель

Методика КОС

Коммуникативные и организаторские способности

Рисунок человека (К.Маховер)

Особенности личности

Опросник Леонгарда

Акцентуации характера

ТестАйзенка«Самооценка психических состояний»

Тревожность,фрустрация,агрессивность,ригидность

Шкала тревожности Кондаша

Уровень межличностной, самооценочной, школьной тревожности

Опросник С.Шварца

Ценностные ориентации

Методика «Пословицы» С.М.Петровой

Сформированность нравственных представлений, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе

Опросник Басса-Дарки

Агрессивность, враждебность

Тест Айзенка «Тип темперамента»

Особенности темперамента


 

 

 

 

 

2. Работа с педагогами.

Цель: оптимизация взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник».

Задачи:

    1. Информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований.
    2. Обучение педагогов навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками.

 

Рекомендации по конструктивному общению с подростком.

1. Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.

  • Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения – «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили из школы, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
  • Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
  • Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»)
  • Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).
  • Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!
  • Выставите требования домашней «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).
  • Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
  • Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
  • Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).

3. Выработка  единых правил и требований  к ребёнку.

  • В разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
  • Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.

4. Отказ  от наказания как основного  метода воспитания.

В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

  • Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  • Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.
  • После наказания проступок, плохое поведение должно быть «предано забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о самом наказании.
  • Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.
  • Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка, весь детский коллектив.
  • Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
  • Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

5. Включение  подростка в работу секций, кружков.

6. Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:

Симптомы нарушений

Задачи развития

Методы развития

Нарушение взаимодействия со сверстниками

Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем

Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи

Нарушение взаимодействия с педагогами

Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю

Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств

Несоблюдение социальных и этических норм

Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм

Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм

Неадекватное отношение к себе

Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку

Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики


 

 

3. Коррекционно-развивающая работа с подростками.

Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростков.

1) Групповая деятельность:

Задачи

Содержание

1.

Коррекция агрессивного поведения

Тренинг «Пойми меня»

2.

Формирование положительной нравственной направленности

«Школа доброты»

3.

Развитие коммуникативных и социальных навыков

Тренинг «Мы вместе»


 

Организационные условия проведения групповых форм работы.

  • Возраст участников: с 10 до 14 лет;
  • Численность группы: не более 10 человек;
  • Продолжительность занятий: 40 минут (1 академический час);
  • Периодичность занятий: 1 раз в неделю на протяжении 6 месяцев, с ноября по апрель;
  • Количество занятий: 24;
  • Помещение: достаточно просторное, хорошо проветренное, с преобладанием спокойных, неярких цветов в интерьере;
  • Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, мячи, тихая спокойная музыка;
  • Структура занятий: ритуал приветствия, разминка, основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).
  • Перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методикам Баса-Дарки, КОС, «Пословицы». Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.

 

Задачи тренинговых занятий:

  • помочь детям ощутить единение с другими.

Нередко "плохое" поведение возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся собой, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, какими видят своих друзей.

  • вселить в детей надежду.

Важно укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Надежда – это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.

  • показать детям, что значит уважение.

Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.

  • помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность.

Именно в школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.

  • помочь детям научиться принимать решения – самостоятельно и в группе.

Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения.

  • учить детей сочувствию.

Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой жизненной позиции.

  • помочь расцвету личности ребенка.

Мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.

Информация о работе Программа психологической помощи трудным подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома