Программа развития двигательной активности и оздоро­вительной направленности работы с детьми 4-7 лет.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:01, реферат

Краткое описание

Данная программа является разделом образовательного проекта «Рекорд-Старт». Взамен «ведомственному» подходу к решению проблемы физического воспитания автор предла­гает альтернативный ему комплексный, междисциплинарный.

Вложенные файлы: 1 файл

характеристика программ. по физ.восп..docx

— 28.46 Кб (Скачать файл)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-7 ЛЕТ

(В. Т. Кудрявцев)

Программа развития двигательной активности и оздоро­вительной направленности работы с детьми 4-7 лет.

Данная программа является разделом образовательного проекта  «Рекорд-Старт». Взамен «ведомственному» подходу к решению проблемы физического  воспитания автор предла­гает альтернативный ему комплексный, междисциплинарный.

В программе нашли продолжение  и развитие идеи Э. В. Ильенкова («Здоровый дух сам строит «для себя» здо­ровое тело»), А. В. Запорожца (значение двигательного во­ображения в управлении детскими движениями), Н. А. Бернштейна («Двигательное упражнение — это повторение без повторения»), А. В. Запорожца, Н. А. Бернштейна (значение образа в физическом воспитании: посредством образа у ребен­ка вырабатывается отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому, самостоятельному субъекту), Ю. Ф. Змановского (педагогика оздоровления, ко­торая оформляется на стыке возрастной физиологии, педиат­рии, педагогики, детской психологии).

Автором был рационально  и критически осмыслен опыт нетрадиционных практик развития движения и оздоровле­ния, которые оформились в истории человеческой культуры, в частности восточной психотехнике.

В программе отражены основные приоритеты педагогической работы: развитие двигательной работы и оздоровление детей.

 

^ Цель программы заключается  в формировании двигательной  сферы и создании психолого-педагогических  условий укрепления здоровья  детей на основе их творческой  активности.

 

Автором программы выделены четыре принципа оздоровительной работы с детьми.

^ Главный приоритетный  принцип —развитие воображения через особые формы двигательной активности детей. Развитое воображение становится необходимым внутренними условием при построении и проведении оздоровительной paботы с дошкольниками.

^ Формирование осмысленной  моторики — это второй принцип  оздоровительной работы с детьми. Для реализации этого принципа  предлагается:

 

1) ориентироваться на позу  как выразительную характеристику  положения тела в пространстве  посредством игровым упражнений: «Стоп кадр» (имитация: «лошадка  перед прыжком»);

2) осваивать навыки рационального  дыхания с помощью» специальных  дыхательных упражнений («рисование»  дыханием в воздухе воображаемых  фигур, дыхание в контрастном  ритме с изображением различных  объектов — «паровозик» ит. д.);

3) вводить ребенка в  зону ближайшего развития собственных  двигательных возможностей посредством  диалога с органами собственного  тела как самостоятельно действующими  «лицами».

 

^ Третий принцип оздоровительной  работы — создание и закрепление  целостного позитивного психосоматическо­го состояния при выполнении различных видов деятель­ности. Реализация его происходит благодаря многофункци­ональности развивающих форм оздоровительной работы — игры с элементами массажа с воздействием на биологически активные точки кожи.

^ Формирование у детей  способности к содействию и  со­переживанию — это четвертый принцип оздоровительной работы с детьми.

В программе представлены: краткая характеристика фи­зического и психического развития воспитанников, перечень упражнений, способствующих приобщению к физической культуре, и формы оздоровительной работы.

 

^ Приобщение к физической культуре  происходит посред­ством использования в работе с детьми:

• упражнений и заданий  на развитие основных движе­ний, на принятие и сохранение позы;

• упражнений и заданий  на развитие мелких мышц руки, лица и  мимики;

• спортивных и музыкально-ритмических  упражнений;

• подвижных игр, игр-аттракционов для праздников.

 

^ Развивающими формами оздоровительной  работы явля­ются:

• закаливание;

• дыхательная и звуковая гимнастика;

• упражнения для формирования и коррекции осанки;

• упражнения для профилактики плоскостопия;

• психогимнастика.

 

^ Формами организации  оздоровительной работы являют­ся:  физкультурные занятия (фронтальные  и индивидуаль­ные), самостоятельная  деятельность детей, подвижные  игры, утренняя гимнастика (традиционная, нетрадиционная — дыхательная, звуковая), двигательно-оздоровительные мо­менты («физкультминутки»), физические упражнения пос­ле дневного сна, физические упражнения в сочетании с зака­ливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион), спортивные праздники, дни здоровья, оз­доровительные процедуры в водной среде (бассейн).

Но в программе не достает  показателей фи­зического развития и уровней овладения детьми программ­ным материалом.

В помощь педагогам ДОУ  вышло программно-методичес­кое  пособие «Развивающая педагогика оздоровления»  в ко­тором дана общая характеристика программы, предложены варианты заданий, упражнений, игр, направленных на при­общение к физической культуре, формы оздоровительно-раз­вивающей работы, описывается организация физкультурно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях, принципы организации оздоровительно-развивающей рабо­ты с ослабленными детьми.

 

Программа рассчитана как  на воспитателей, так и на ин­структоров по физической культуре ДОУ.

 

^ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

(В. Г. Алямовская)

 

Программа представляет комплексную  систему воспита­ния ребенка-дошкольника здорового физически, разносторон­не развитого, инициативного, раскрепощенного.

Программа включает четыре направления:

1. Физическое здоровье—  программа «Группы здоро­вья».

2. Психологическое благополучие—  программа «Ком­форт».

3. Духовное здоровье —  программы «Город мастеров», «Школа  маленького предпринимателя».

4. Нравственное здоровье  — программы «Этикет», «Лич­ность».

Созданию программы «Группы  здоровья» способствова­ли результаты проведенного исследования, которое убедило коллектив в том, что по общепринятой программе физиче­ского воспитания, рекомендованной «Программой воспита­ния и обучения в детском саду», не реализуется потребность детей в движении.

Автор стремилась разработать  та­кую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с дру­гими видами деятельности и просто нравилась детям.

Итогом пятилетней работы с 1985 по 1990 год явилась программа  «Группы здоровья» — это комплексная  система физического воспитания детей, которая рассчитана на все возрастные группы детей.

При разработке новой системы  физического воспитания автор руководствовалась  результатами исследований лабора­тории И. А. Аршавского, опиралась на работы Ю. Ф. Змановского, И. И. Туртова, систему К. Купера, учитывала взгляды Н. М. Амосова.

 

^ Задачи программы:

• укрепление здоровья;

• воспитание потребности  в здоровом образе жизни;

• развитие физических качеств;

• создание условий для  реализации потребности в дви­гательной активности;

• выявление интересов, склонностей, способностей;

• приобщение к традициям  большого спорта.

Содержание программы  раскрывается не в соответствии с  возрастными группами, а по направлениям. Программа включает в себя пять разделов.

^ В первом разделе представлены  организация и методика проведения  разных вариантов физкулътурно-оздоровителъных мероприятий:

 

• утренняя гимнастика (в  виде подвижной игры, танце­вально-ритмической  гимнастики, спортивной трени­ровки смешанного типа, на тренажерах, на полосе пре­пятствий, оздоровительный бег на воздухе);

• физкультурное занятие (обычного типа, сюжетно-игровое, на танцевальном материале, на спортивных тре­нажерах, занятие-прогулка, занятие-зачет, трениров­ка, занятие серии «Забочусь о своем здоровье», игро­вое);

• гимнастика после сна (игровая, на тренажерах, оздо­ровительный бег, лечебно-восстановительная, музы­кально-ритмическая).

Автор уделяет внимание проведению утренней гимнасти­ки и физкультурных занятий на воздухе (из 4-х занятий одно проводится в зале), что позволяет создать оптимальный дви­гательный режим. Отличительная особенность планирования утренней гимнастики заключается в том, что на месяц составляются 3-4 комплекса, которые используются педагогом в соответствии с погодными условиями.

В приложении описана система  обучения детей группы раннего возраста основным видам движений в течение  года.

 

^ Во втором разделе  раскрывается организация лечебно-про­филактической  работы. Здесь представлены план  лечебно-профилактических процедур  в течение года, система закали­вания в каждой возрастной группе, требования, предъявляе­мые к одежде детей при проведении занятий на воздухе, в группе.

^ В третьем разделе  кратко представлена диагностика  фи­зического развития, поскольку автор ссылается на рекомен­дации программы «Радуга». В приложении дается образец индивидуальной диагностической карты дошкольника.

^ В четвертом разделе  программы уделяется внимание  вос­питанию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. В разделе перечисляются основные направления вос­питания у детей потребности в здоровом образе жизни: при­витие культурно-гигиенических навыков, формирование пред­ставлений о строении тела человека, обучение детей уходу за своим телом.

^ В пятом разделе описываются  особенности совместной работы  ДОУ и семьи по воспитанию  здорового ребенка.

Отличительной особенностью программы является то, что в ней  уделяется внимание организации  групп реабилитации, физическому  развитию и воспитанию часто болеющих детей. В помощь педагогам в работе с такими детьми предлагается программа, которая имеет такое же название, как и вся ком­плексная программа — «Здоровье».

^ Цель программы — создание  оптимального режима, обес­печивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

Организация оптимального комфортного  режима пред­ставлена в программе «Комфорт». Эта программа конкрет­ных действий, направленных на обеспечение психологичес­кого благополучия детей во время их пребывания в детском саду. Автор предлагает варианты режима. Педагог может использовать эти варианты, когда в ДОУ карантин, каникулы, когда отсутствует помощник воспитателя, когда необходимо учитывать желание родителей. Также в программе представ­лен гибкий график работы сотрудников и администрации.

Но работая по программе  «Группы здоровья», педагог будет  испытывать трудности, поскольку отдельные  аспекты представлены, но не раскрыты.

 

ПРОГРАММА

^ «ТЕАТР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

(Н. Н. Ефименко)

 

Отличительной чертой программы  является новый под­ход к физическому  воспитанию с новой идеологией, филосо­фией, методикой.

Театр — это игровая  по форме новая система физическо­го оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Коренные отличия авторской  системы выражаются в де­сяти заповедях двигательного развития дошкольников:

1. «Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной  — постепенное увеличение нагрузки  от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).

2. «Физическое воспитание  дошкольников должно про­исходить по развивающейся спирали».

3. «Педагогический спидометр,  или о так называемых общеразвивающих  упражнениях» (подбирай подгото­вительную часть в соответствии с «эволюционной гим­настикой»).

4. «Деление занятия на  три части должно быть не  фор­мальным, а по физиологической сути».

5. «Театр физического воспитания  дошкольников» (иг­рая — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать).

6. «Положительная светлая  энергия радости и удоволь­ствия» (физическое воспитание должно заряжать де­тей положительными эмоциями).

7. «Двигательный портрет  дошкольника «рисует» мето­дика игрового тестирования».

8. «Создай тренажеры сам».

9. « Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции ».

10. «Через движение и  игру — к воспитанию человека  будущего: комплексная педагогика  жизни».

Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного  развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет  ничего «лишнего», а предыдущий вид  движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выде­лено десять основных двигательных режимов: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.

В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается счи­тать полноценным основным движением, таким же как ходь­ба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н. Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений, как ползание, со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движения­ми в лазании. Из перечня основных движений изъято упраж­нение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, счи­тается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные в жизни ребенка и взрослого человека предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание раз­личных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.).

Информация о работе Программа развития двигательной активности и оздоро­вительной направленности работы с детьми 4-7 лет.