Проектная деятельность в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы стала разработка способов реализации проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста при взаимодействии с учащимися начальной школы.
Задачи исследования:
• Определить место экологических проектов в образовательном процессе;
• Определить психологические и психофизические особенности детей дошкольного возраста;
• Определить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста;
• Выявить возможность применения экологического проекта при работе с учащимися начальной школы;
• Дать рекомендации по использованию проектной деятельности в экологическом образовании дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Проектная деятельность и ее роль в образовательном процессе......5
1.1 Сущность проектной деятельности дошкольников…………………….5
1.2 Реализация проектно деятельности в программах экологического образования дошкольников…………………………………………………….11
Глава II. Развитие экологической проектной деятельности дошкольников при взаимодействии с учащимися начальной школы……………………….18
2.1 Подходы к организации взаимодействия ДОУ и начальной школы……18
2.2 Анализ эффективности использования различных форм взаимодействия…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава I. Проектная деятельность и ее роль в образовательном процессе......5

    1. Сущность проектной деятельности дошкольников…………………….5

 

    1. Реализация проектно деятельности в программах экологического образования дошкольников…………………………………………………….11

Глава II. Развитие экологической проектной деятельности дошкольников при взаимодействии с учащимися начальной школы……………………….18

2.1 Подходы к организации взаимодействия ДОУ и начальной школы……18

2.2 Анализ эффективности использования различных форм взаимодействия…………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………...28

Список литературы……………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектная деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Считается, что проектная деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения, тем более что позитивное отношение к окружающему миру, основы экологического сознания закладываются именно в дошкольном возрасте [4].

Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектной деятельности.

Таким образом, проблема данного исследования заключается в поиске форм организации проектной деятельности дошкольных учреждений при взаимодействии с учащимися начальной школы.

Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста при взаимодействии с учащимися начальной школы.

Объект исследования - экологическая проектная деятельность в детском саду при взаимодействии с учащимися начальной школы.

Предмет исследования - проектная деятельность в экологическом образовании.

Гипотеза исследования: экологическая проектная деятельность дошкольников, если она:

реализуется как через совместную со взрослым деятельность, так и через самостоятельную деятельность дошкольников;

образовательный процесс организуется совместными усилиями различных специалистов (воспитателя, эколога и др.)

Задачи исследования:

  • Определить место экологических проектов в образовательном процессе;
  • Определить психологические и психофизические особенности детей дошкольного возраста;
  • Определить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста;
  • Выявить возможность применения экологического проекта при работе с учащимися начальной школы;
  • Дать рекомендации по использованию проектной деятельности в экологическом образовании дошкольников.

Методы исследования:

  • Методы теоретического исследования: анализ научной литературы по проблемам формирования экологических знаний.
  • Методы эмпирического исследования: обобщение и систематизация педагогического опыта в области формирования экологических представлений детей дошкольного возраста и использования экологической проектной деятельности при взаимодействии с учащимися начальной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать для реализации проектной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста, направленной на экологическое воспитание и образование в дошкольном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Проектная  деятельность и ее роль в образовательном процессе

1.1.Сущность проектной деятельности дошкольников

Трактовка сущности проектной деятельности с учетом расширения сферы применения от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира [4].

Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это - звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [6].

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды, практические полезные дела.

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т.д.), может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисково-исследовательской деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги - энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему [23].

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания  всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений  поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог  помогает ребенку выбрать наиболее  актуальную и посильную для него на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться  за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках  можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами  научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1) исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы);

3) информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно - содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координации проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Вывод:

Одним из ключевых вопросов современного образовательного процесса является синтез обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.

Сам педагогический процесс представляет собой функционирующую педагогическую систему, в состав которой входят компоненты: педагог, учащийся, содержание образования, формы организации педагогического процесса, методы педагогического процесса и т.д.

Одним из методов, приобретающих все большую популярность в современном педагогическом процессе, является исследовательский метод. Разновидностью данного метода является проектная деятельность.

Главным смыслом учебного проекта является развитие личности, приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося. В проектной деятельности нет готовых эталонов знания, явления, увиденные в живой природе они требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации.

Информация о работе Проектная деятельность в образовательном процессе