Проектная деятельность в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы стала разработка способов реализации проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста при взаимодействии с учащимися начальной школы.
Задачи исследования:
• Определить место экологических проектов в образовательном процессе;
• Определить психологические и психофизические особенности детей дошкольного возраста;
• Определить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста;
• Выявить возможность применения экологического проекта при работе с учащимися начальной школы;
• Дать рекомендации по использованию проектной деятельности в экологическом образовании дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Проектная деятельность и ее роль в образовательном процессе......5
1.1 Сущность проектной деятельности дошкольников…………………….5
1.2 Реализация проектно деятельности в программах экологического образования дошкольников…………………………………………………….11
Глава II. Развитие экологической проектной деятельности дошкольников при взаимодействии с учащимися начальной школы……………………….18
2.1 Подходы к организации взаимодействия ДОУ и начальной школы……18
2.2 Анализ эффективности использования различных форм взаимодействия…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

возникает необходимость экологизации всего образовательного процесса и

налаживания сотрудничества с другими организациями. Кроме того,

координация деятельности дошкольного учреждения с социумом

приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы

экологического образования. Чем разнообразнее внешние связи МБДОУ, тем

эффективнее его работа [16].

Сотрудничество детского сада со школой поможет учреждению и коллективу стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования города.

Несоответствие целей начальной и дошкольной ступеней традиционного образования - это одна из главных проблем взаимодействия. Очень важно выстроить работу между детским садом и школой так, чтобы дети, находящиеся, по словам Д. Б.Эльконина, «в одной эпохе человеческого развития, именуемой детством, с одной стороны, проявляли свои индивидуальные особенности, характер, раскрывали свои личностные качества, а с другой - сохраняли, обогащали и развивали тот потенциал, который был заложен в ДОУ» [12, C.68].

Таким образом, начальная школа должна продолжать начатое в ДОУ, а образовательная деятельность в ДОУ должна быть ориентирована к требованиям плане указываются формы сотрудничества и их содержание, намечаются конкретные сроки и лица, ответственные за их выполнение.

Объем, структура, форма плана могут варьироваться. Школы и детские сады с многолетней традицией сотрудничества планируют, кроме обязательных, и другие мероприятия, которые в прошлом оказались эффективными и интересными.

Мы хочу рассмотреть сотрудничество детей подготовительной к школе группы и учащихся начальной школы в экологической проектной деятельности. Для этого необходимо провести экологический проект «ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ», который можно разбить на несколько мероприятий. Здесь мы сможем наблюдать сразу несколько форм взаимодействий: тесное сотрудничество воспитателей и учителей, взаимодействие с родителями, взаимодействие дошкольников и младших школьников.

 «заказчика» - начальной школы ОУ. В свою очередь, начальная школа - первая ступень реализации образовательной стратегии школы.

Сотрудничество детских садов со школами осуществляется целенаправленно по планам совместной работы, которые составляются в начале учебного года заведующей детского сада и  директором школы. В

Сценарий мероприятия «Люби и охраняй природу».

Цели и задачи:

- закрепить знания детей о живой и неживой природе;

- развивать и углублять  научно-познавательные, эстетические мотивы охраны природы;

- повторить правила поведения в лесу;

- подготовить реферат;

- изготовить поделку из природного материала;

- обогатить словарный запас детей

- подвести итоги наблюдений за природой,

- экологическое воспитание  старших дошкольников и младших школьников.

Дидактическая задача:

- расширить знания детей о природе.

Игровая задача:

- провести игру-предположение «Что было бы, если бы …?»;

- провести игру «Добавь  слово »

Наглядные пособия и оборудование:

- плакаты и рисунки детей «Охраняй природу!»;

- поделки из природного материала;

- музыкальное сопровождение.

На стенах зала висят плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися. Стена украшена цветами, ветками, шарами и гирляндами.

Посередине зала висит плакат с цитатой:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

(А. К. Толстой.)

Ученики делятся на 2 группы: ученики 2 класса и дети подготовительной группы детского сада.

1. Ведущий:

Мы живём на замечательной планете Земля. Как красив, очарователен, добр наш дом Природа. Она всегда радушно встречает, щедро дарит здоровье, бодрость, хорошее настроение, угощает удивительными дарами лесов, полей, рек.

Но человек своей неразумной хозяйственной деятельностью, неумеренной охотой, осушением болот, вырубкой леса наносит ей большой вред. Многие растения и животные стали исчезать. И если человек не возьмёт под защиту животных и растения, то в недалёком будущем …

Забота о сохранении и умножении богатств природы – долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность – беречь и охранять леса, обитающих в них животных, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород. Леса – это также дом для многих животных, не будет леса – погибнут и они. Сегодня, ребята, мы с вами поиграем, вспомним песни, стихи о лесе и его жителях, поговорим о том, как мы можем помочь сохранить его богатства. (читаются стихи)

Ведущий (обращается к группам детей): Скажите, как можно назвать это стихотворение? Обоснуйте свой ответ. Обсуждение.

2. Игра-предположение.

«Что было бы, если бы …

- вдруг не стало воды?

- перестали цвести растения?

- исчезли лесные звери ?»

Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? (ответы детей):

- охранять природу,

- не засорять реки,

- сажать деревья,

- создавать заповедники и т.д..

3. Защита рисунков и  плакатов.

Ведущий: Мы оформили выставку ваших работ. О чём вы сообщаете в них нам. Расскажите.

(Дети рассказывают о своих работах.)

Дети, скажите, что значит для нас лес, море, птицы. (Ответы детей.)

Лучшие работы детей награждаются призами в конце праздника.

Ведущий: Давайте, ребята, вспомним с вами народную мудрость: пословицы, поговорки, загадки о лесе.

4. Конкурс «Все о лесе».

В этом конкурсе побеждает тот, кто назовет пословицу, поговорку или загадку о лесе последним.

Кто-нибудь из учеников произносит первую пословицу. Например: «На лес не поднимай руку, он будет служить сыну и внуку». Второй, продолжает: «Нет леса – посади, мало леса – не руби, много леса – береги» и т. д.

 Победителем этого  конкурса оказывается тот, кто  последним назовет пословицу, поговорку или загадку о лесе.

Ведущий: Друзьями леса по праву считают птиц. Как лес не может существовать без птиц, так и многие пернатые не могут жить без него. А знаете ли вы, ребята, птиц наших лесов?

5. Викторина «Птицы – друзья леса»

Победителем становится тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов. Примерные задания:

- Каких птиц называют  солистами наших лесов? – Соловьёв.

- На какое дерево садится  сорока во время дождя? – На мокрое.

- Какое растение можно  использовать вместо мыла? – Мыльнянку.

- Назовите наибольшее  количество растений, используемых  человеком в пищу. – Щавель, кислица, крапива, земляника, черника, голубика, брусника, грибы и др.

- Какие растения могут  служить целебной повязкой? – Подорожник, болотный мох.

- Какие лесные растения  можно использовать для заварки  чая? – Листья земляники, малины, черники, Иван-чая, брусники, побеги чабреца, зверобоя.

- Сколько ног у паука? – 8.

- Сколько крыльев у  жука? – 4.

- Какие грибы названы  именами тех деревьев, под которыми  они растут? – Подберёзовик, осиновый груздь, еловый рыжик, подосиновик.

- Какое животное почти  всё время проводит под землёй? – Крот.

- Почему июнь должен  быть месяцем тишины и покоя  в лесу? – Выводится потомство у большинства животных.

- Каких животных называют  санитарами леса? – Дятла, муравьёв.

- Какие животные своим  поведением могут предсказать  погоду? – Ласточки, воробьи, стрижи, кузнечики, муравьи.

- Как ориентироваться  в лесу без компаса? – По  солнцу, по муравейникам, стволам и кронам деревьев.

- У какого травянистого  растения плоды напоминают парашют? – У одуванчика.

- Какие рыбы живут в наших водоёмах?

- Какие вы знаете загадки  о явлениях природы, о животных, о растениях.

(Дети загадывают приготовленные ими загадки.)

Ведущий: Назовите писателей, поэтов, композиторов, художников, посвятивших своё творчество природе.

(Ответы детей).

Ведущий: Что нужно для того, чтобы эта красота нашей природы не исчезла?

(Ответы детей: - Охранять, сажать деревья, бороться с выхлопными газами, не бросать мусор в лесу и т.д..)

6.Физкультпауза.

«Кузнечики»:

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

7. Игра – тест «Покорми животного».

Раздаются листы, на которых в беспорядке нарисованы животные и их любимая еда.

Ведущий: Кто быстрее соединит животное с его «обедом»? Проверим, все ли животные накормлены.

Ведущий: А теперь я предлагаю немного поиграть, и помогут вам в этом ваши родители.

Родители приглашаются в игру «Птица без гнезда».

 Игра "Птица без  гнезда".

Играющие делятся на пары (родитель и ребенок) и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу (ребенок), - гнездо, второй за ним (родитель) - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по домам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры родители и дети меняются ролями (при этом родители сидят на корточках). Птицы вылетают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

8. Итог.

Ведущий: Ну а теперь подведём итог нашим занятиям, посвященным природе.

Что мы знаем о природе?

Что нужно делать, чтобы красота нашего края, нашего общего дома не исчезла? (Ответы детей.)

9. Награждение.

 

2.2 Анализ эффективности  использования различных форм  взаимодействия

С целью определения эффективности работы по обеспечению преемственности между детским садом и начальной школой мной был разработан проект мероприятия экологического характера «Защитники природы».

Из этого проекта следующие выводы: воспитатель, анализируя работу учителя начальных классов по экологии, может в дальнейшем проводить свои занятия в группе более интересно и познавательно(обязательно через игровую деятельность), что поможет детям при переходе в школу учиться немного лучше. А это ведет к более успешной адаптации детей.

Учитель начальных классов, работающий по согласованной программе, стремиться курировать детей подготовительной группы ДОУ, изучает познавательные способности детей, уровень сформированности их экологических знаний. В дальнейшем это поможет ему грамотно спланировать работу в начальных классах, так же обеспечив успешную адаптацию дошкольников к обучению в школе.

Из всего этого следует, что тесное сотрудничество воспитателей и учителей ведет к лучшей подготовленности детей к школе и их успешной адаптации к обучению в школе.

Целевая направленность форм, методов и средств обеспечения преемственности в формировании экологической культуры старших дошкольников и младших школьников как субъектов образования и социального действия непосредственно связаны с дидактическими и игровыми условиями реализации проектной работы. В связи с этим, большое значение в экологическом образовании детей придается внеаудиторной и внеклассной работе. Внеаудиторная работа по экологическому воспитанию включает следующие формы. Массовые формы: экологические тропы, месячник по экологии, экологические линейки, неделя экологии, экологический декадник, различные игры экологической направленности, беседы-дискуссии. Групповые формы внеурочной деятельности: различные экскурсии, походы в лес, изготовление наглядных пособий [18]

Доказано, что система мероприятий, проводимых вне занятий ДОУ, и во внеурочной деятельности в школе органично взаимосвязана с учебной деятельностью учащихся младших классов и старших дошкольников и является одним из ведущих педагогических условий экологического образования детей. Создание на базе ДОУ и школах экологических мини-музеев, экологических троп, самодельных наглядных пособий и т.п. дает возможность детям на практике прикоснуться к природе, сформировать навыки позитивного отношения к окружающей среде.

Информация о работе Проектная деятельность в образовательном процессе