Проектная деятельность в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы стала разработка способов реализации проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста при взаимодействии с учащимися начальной школы.
Задачи исследования:
• Определить место экологических проектов в образовательном процессе;
• Определить психологические и психофизические особенности детей дошкольного возраста;
• Определить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста;
• Выявить возможность применения экологического проекта при работе с учащимися начальной школы;
• Дать рекомендации по использованию проектной деятельности в экологическом образовании дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Проектная деятельность и ее роль в образовательном процессе......5
1.1 Сущность проектной деятельности дошкольников…………………….5
1.2 Реализация проектно деятельности в программах экологического образования дошкольников…………………………………………………….11
Глава II. Развитие экологической проектной деятельности дошкольников при взаимодействии с учащимися начальной школы……………………….18
2.1 Подходы к организации взаимодействия ДОУ и начальной школы……18
2.2 Анализ эффективности использования различных форм взаимодействия…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

Преемственность экологического образования и экологического сознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является стержневым вопросом непрерывного образовательного и воспитательного процесса детей. Она обеспечивает взаимодействие детей с социоприродным окружением; формирует экологические знания, экологическое сознание, экологическую культуру ребенка. Преемственность восполняет недостающие звенья в общей цепи обучения и воспитания детей.

Включенность детей в природоохранную деятельность развивает у них ценностные ориентации и ценностные отношения через формирование когнитивных, эмоционально-ценностных, волевых, деятельностных компонентов экологически развитой личности, прививает опыт общения с окружающей средой и навыки экологически целесообразного поведения старших дошкольников и младших школьников [25]

Совместная работа объединила всех педагогов, она помогла выработать единые подходы к воспитанникам, пополнить методический багаж, способствовала ликвидации сложившегося разрыва обучающей и воспитывающей функции педагогов.

Воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют, анализируют результаты.

Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников будет эффективной при следующих условиях:

Научно-обоснованный отбор содержания экологического воспитания, который представляет последовательно усложняющуюся систему экологических представлений и элементарных понятий с определением их объёма, глубины, степени обобщённости для дошкольной и начальной школьной ступеней образования;

- использование системы значимых для старших дошкольников и первоклассников методов (наблюдение, игра с экологическим содержанием, моделирование, экотренинг, экологическая сказка, экологические проекты и др.), обеспечивающих комплексный подход, постепенность вхождения ребёнка в мир связей и отношений живых организмов, единство познания, переживания и действия;

- экологическая компетентность педагогов;

- сотрудничество с семьёй в решении задач экологического воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экологическая проектная деятельность приобретает в настоящее время все большую популярность в современном педагогическом процессе.

Главной задачей проектной деятельности является активизация личностной позиции. В проектной деятельности нет готовых эталонов знания, явления, увиденные в живой природе, они требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации.

Подобный подход формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

Это особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Данный процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектная деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Считается, что проектная деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения. Однако при организации данной работы с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей.

Дети дошкольного возраста могут также эффективно, как и школьники осуществлять проектную деятельность, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследованию, познанию на основе ощущений, стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых, интерес к той информации, которую можно применять практически, стремление к разнообразию видов деятельности.

Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектной деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно: малый объем накопленных знаний и опыта, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми, неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности, ограниченная возможность самостоятельной работы с источниками информации.

Поэтому проектная деятельность в дошкольном учреждении должна осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.

В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.

При этом проектная деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам, так и в рамках программам экологического направления.

Тематика экологических проектов может быть самой разнообразной.

Однако в любом случае цели проектной деятельности как метода экологического образования будут достигнуты только в случае, если педагоги придерживаются определенных правил, основные из которых следующие:

  • работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу,
  • необходимо предоставить детям свободу выбора.
  • Необходимо избегать назидательности и лозунгов, поскольку экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.

Любая проектная деятельность вне зависимости от темы исследования должна включать такие этапы, как выбор темы и объекта, подготовка материалов и оборудования, получение начальных теоретических знаний об объекте, проведение исследований, обобщение результатов исследований, выводы, представление результатов.

При подготовке проекта и педагогам следует проявлять фантазию. Проекты могут осуществляться по различным темам, включать в себя различные виды деятельности - не только исследовательскую, носить как экологический, как и комплексный характер, осуществляться в рамках ДОУ или совместно со школами и т.д.

Однако в любом случае требуется четкое планирование и организация деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Аксенова З.Ф. Войди в  природу другом. Экологическое воспитание  дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 210 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс. - М., 2009 - 320 с.

3. Белкин А.С. Основы возрастной  педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 192 с.

4. Виноградова Н.А., Панкова  Е.П. Образовательные проекты в  детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2008 - 208 с.

5. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2007 - 192 с.

6. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996 - 480 с.

7. Иванова А.И. Экологические  наблюдения и эксперименты в  детском саду: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 240 с.

8. Кабаян Н.В., Кабаян О.С., Левченко В.Г. "Расти умным, здоровым, смелым, умелым и воспитанным". Комплексная авторская программа непрерывного экологического образования в республике Адыгея" - Майкоп, 2010 - 120 с.

9. Каменева Л.А. Как знакомить  дошкольников с природой - М.: Просвещение, 1983 - 207 с.

10. Киселёва Л.С. Проектный  метод деятельности дошкольного  учреждения, М.: Аркти, 2012 - 96 с.

11. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Станд. и монитор. - 2009. №5 - с.14 - 22.

12. Курносенко В.И. Проектно-исследовательская  деятельность краеведческой направленности  как средство реализации компетентностного подхода в начальной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - 11 января. http://www.eidos.ru/journal/2011/0111-10. htm

13. Левина М.М. Технологии  профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2011 - 272 с.

14. Маркова Т.А. Воспитание  трудолюбия у дошкольников. М. Просвещение, 2009 - 112 с.

15. Методика ознакомления  детей с природой в детском  саду. Под ред. Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 2009 - 240 с.

16. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20

17. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания  дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство - пресс, 2012. - 319 с.

18. МЫ Программа экологического  образования детей /Н.Н. Кондратьева  и др. - СПб: Детство-пресс, 2011. - 240 с.

19. Николаева С.Н. Теория  и методика экологического образования  детей. - М.: Академия, 2005 - 336 с.

20. Николаева С.Н. Юный  эколог. - М.: Мозаика-синтез, 2008

21.Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников.М., 2009. - с.153-159.

22. Огородникова Н.В. Проектная деятельность - достоинства использования технологии и преодоление её недостатков // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. - М., 2009

23. Пахомова Н.Ю. Проектный  метод в арсенале массового  учителя http://schools. keldysh.ru/labmro

24. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр Академия, 2009 - 368 с.

25. Рыжова Н.А. Экологическое  образование в детском саду. М.: Карапуз, 2009 - 112 с.

26. Салеева Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977.

27.Суравегина И. Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988.

28.Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 2008.

29.Педагогика. / Под ред. Харламова И. Ф.-М.: Педагогика, 2007.

30.Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И. Д.,Суравегиной И. Т.- М.: Педагогика, 2009.

 

 

 

 


Информация о работе Проектная деятельность в образовательном процессе