Фаза разработки, или
составления плана проекта – 2 и 3 этапы
разработки проекта (практический и обобщающий)
– ключевая фаза проектной деятельности.
На стадии планирования важно осознать,
что проект будет успешно реализован при
условии включения социального компонента.
При этом необходимо найти ответы на следующие
вопросы: как будет достигаться результат
проекта? Какие партнеры будут участвовать
в реализации проекта? Какие средства
необходимы для этого? Кто заинтересован
в реализации проекта? Каким образом они
будут вовлечены в проект? Каково разделение
обязанностей7Когда и как будет осуществляться
деятельность?
Фаза реализации –
4 этап разработки проекта – выполнение
основных мероприятий, необходимых для
поставленной цели. Основные виды деятельности
– организация выполнения работ; разработка
необходимых документов; непосредственное
выполнение работ, предусмотренных проектом;
оперативное планирование; контроль и
корректировка планов; включение системы
мотивации и стимулирования участников
проекта.
Фаза завершения –
5 этап разработки проекта (заключительный).Основные
его составляющие – подведение итогов;
оценка результатов; подготовка итогового
документа.
Выделяется следующие
признаки проекта
· наличие цели
· изменения (целенаправленный
перевод образовательного процесса из
существующего в желаемое состояние)
· ограниченность во
времени
· уникальность и неповторимость
· ограниченность требуемых
ресурсов
Несколько советов
педагогам по организации проектной деятельности
в дошкольном учреждении.
1. знакомство с теорией
вопроса и опытом работы по методу проектов.
2. во время подготовки
образовательного проекта, с целью активизации
и включения детей в совместную проектную
деятельность можно провести опрос детей
по теме и зафиксировать ответы детей
с указанием их имен.
3. для моделирования
проектной деятельности, можно использовать
предлагаемую автором таблицу.
4. работу над проектом
рекомендуется осуществлять поэтапно
подготовительный
этап (анализ, диагностика и оценка состояния
объекта, нахождения противоречия, принятие
решения о необходимости, выбор темы, теоретическое,
методическое и временное обеспечение,
целеполагание, разделение цели на веер
задач, формирование проектировочной
группы, распределение прав и обязанностей,
налаживание коммуникаций, инструктирование);
основной этап (работа
над проектом: моделирование, сбор и анализ
материалов, встречи участников для обсуждения
реализации задач, конструирование продукта
проектирования, апробация проекта и его
корректировка, создание проекта и его
оформление);
завершающий этап (представление
проекта, рефлексия, независимая экспертиза,
выявление нерешенных проблем и выявление
новых тем проектов).
На какие бы рекомендации
не опирался педагог при проектировании,
ему важно помнить, что именно он организатор
детской продуктивной деятельности, источник
информации, консультант, эксперт. Он –
основной руководитель проекта, но при
этом – партнер, и помощник ребенка в его
саморазвитии.
Технологии проектирования
необходима соответствующая организация
предметно-развивающего пространства
группы. В группе помещают документы, книги,
различные предметы, энциклопедии доступные
для понимания. Возможен выход детей в
библиотеки, музеи или другие учреждения,
если это необходимо для реализации проекта.
Проект является уникальным
средством обеспечения сотрудничества,
сотворчества детей и взрослых, способом
реализации личностно-ориентированного
подхода.
Заключение
Проектная деятельность
обладает целым рядом характеристик, которые
оказывают положительное влияние на развитие
ребенка-дошкольника.
Прежде всего в ходе
проектной деятельности расширяются знания
детей об окружающем мире. В первую очередь
это связано с выполнением исследовательских
и творческих проектов.
Выполнение проекта
предполагает формирование оригинального
замысла, умение фиксировать его с помощью
доступной системы средств, определять
этапы его реализации, следовать задуманному
плану и т.д.
В ходе проектной деятельности
дошкольники приобретают необходимые
социальные навыки – они становятся внимательнее
друг к другу, начинают руководствоваться
не только собственными мотивами, сколько
установленными нормами.
Проектная деятельность
влияет и на содержание игровой деятельности
детей – она становится более разнообразной,
сложно структурированной, а сами дошкольники
становятся интересны друг другу.
Л.Морозова подчеркивает,
что ей импонирует то, что она позволяет
ребенку наполнить свою деятельность
личностным смыслом, проявить себя активным
субъектом познания, не задает жестких
рамок, а является открытой, так как результат
проекта не может быть заранее предопределен.
Ребенку дается возможность проявить
инициативу, самостоятельность и творчество.
В адаптивном виде
метод проектов может быть полезен и эффективен
в работе дошкольного образовательного
учреждения. в современной методике обучения
детей (как на занятиях, так и вне их) метод
проектов рассматривается как один из
вариантов интеграции (интеграции на основе
единого проекта).
Использование метода
проектов в практике дошкольных учреждений
является подготовкой детей к проектной
деятельности в начальной школе. При этом
педагоги иногда не дифференцируют его
с понятием проблемного обучения и внедряют
в педагогический процесс оба подхода.
Между тем проектное обучение отличается
от проблемного тем, что деятельность
воспитанников и учащихся имеет характер
проектирования, подразумевающего получение
конкретного результата и его публичного
предъявления.
Метод проектной деятельности
можно использовать в работе с дошкольниками.
Этот возрастной этап характеризуется
более устойчивым вниманием, наблюдательностью,
способностью к началам анализа, синтеза,
самооценке, а также стремлением к совместной
деятельности. В проекте можно объединить
содержание образования из различных
областей знаний, кроме того, открываются
большие возможности в организации совместной
познавательно-поисковой деятельности
дошкольников, педагогов и родителей.
Метод проектов актуален
и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные
знания. Развивать творческие способности
и коммуникативные навыки, что позволяет
ему успешно адаптироваться к изменившейся
ситуации школьного обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакина М. Современные
дети, //Дошкольное образование. 2005. № 4.
С.58.
Дыбина О. Игра – путь
к познанию предметного мира // Дошкольное
воспитание. 2005 № 4. С. 14.
Играем? Играем!!! Педагогическое
руководство играми детей дошкольного
возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова.
– М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005
Мищенко О., Никишкина
О., Гоменюк Е., Осипова М. Мы помним героев//
Ребенок в детском саду. 2007. № 2. С.36.
Молева И. Познаем окружающий
мир через игру// Дошкольное воспитание.
2007. № 7. С.24.
Организация сюжетной
игры в детском саду: Пособие для воспитателей
/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд.
Испр – М. Издательство «Гном и Д», 2000 –
96 с.
Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения:
Пособие для руководителей и практических
работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева,
Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.
– 4 – е изд. Испр. И доп. – М. АРК-ТИ,
2006 – 112с.
Проектирование развития
ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова.
И кол. Авт. – М. ТЦ сфера. 2006 – 112 с.
Патранова И. Проектный
метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3.
с81.
Растим играя: Сред.
И ст. дошк. Возраст: Пособие для воспитателей
и родителей / В.А. Недоспадова. 2-е изд.
– М: Просвещение. 2003 – 93с.
Ролевые игры для детей/
Т.Н. Образцова – М: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ
«Лада». 2005 – 192с.
Солнцева О. Играем
в сюжетные игры// Дошкольное воспитание.
2005 № 4 с33.
Технология проектирования
в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М. : ТЦ Сфера. 2006
– 64с.
14.http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm -
Проектная деятельность в детском саду.
Приложение
Проект « Театр для всех.
Тип: практико-ориентированный,
краткосрочный.
Возраст: средняя
группа.
Проблема: Внешний
интерес детей и родителей к театру и театральной
деятельности.
Обоснование
проблемы:
1.
Недостаточное внимание родителей
и детей к театру.
2.
Не сформированы умения детей
в «актёрском мастерстве».
3.
Поверхностные знания родителей
о разных видах театра в
детском саду и применении
для обыгрывания с детьми.
Цель: Формирование
у детей и родителей интереса к театру
и совместной театральной деятельности.
Задачи:
1.
Пробудить интерес детей и
родителей к театру.
2.
Привить детям первичные навыки
в области театрального искусства
(использование мимики, жестов, голоса,
кукловождение).
3.
Заинтенисовать родителей в приобретении,
изготовлении разных видов театра
и дать сведения о способах
обыгрывания дома с детьми.
Выполнение
проекта:
В
начале и в конце проекта воспитателями
был проведён опрос родителей «Играете
ли Вы с ребёнком дома в театр?» и исследовательское
наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная
деятельность детей в детском саду!»
Решение
поставленных задач с детьми:
Просмотр
музыкального, кукольного спектакля: «Путешествие
тигрёнка» (Театр – студия «Сказ») и беседа
об увиденном.
Проведение
экскурсии в Драматический театр с посещением
гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки,
фойе, склада реквизита, музея и т. д.
Презентация
для детей разных видов театра «Путешествие
Колобка!».
Активное
использование в совместной деятельности
с детьми разных видов театра.
Обыгрывание
этюдов, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной
работе.
Создание
игровой среды для самостоятельной театральной
деятельности детей в детском саду (изготовление
театров, билетов; подбор музыки, реквизита).
Репетиции
с детьми для дальнейшего показа в музыкальном
зале настоящим зрителям: детям и родителям.
Решение
поставленных задач с родителями:
Наглядная
информация для родителей: папка «Театр
для всех» с описанием истории театра,
его видов, мастер–класс по изготовлению
театров.
Аншлаг
спектаклей для детей в городе, драматическом
театре с приглашением посетить и сделать
фотографии.
Выставка-презентация
разных видов театра «Поиграйте с нами!»
(рассматривание театров, варианты их
изготовления, кукловождение).
Репетиции
спектакля для детей «Маша и медведь»
с помощью авторского прихваточного театра.
Изготовление
в группу новых видов театра.
Решение
поставленных задач с детьми и родителями:
Дружеская
встреча, посвящённая Всемирному дню театра
27 марта!
(В
ходе встречи были показаны
детьми варианты обыгрывания
разных произведений: сказка «Репка»,
потешка «Сидит белка на тележке…»,
мини – сценка «Петрушка и
ёж», этюд « Молчок». Родители
показали для детей сказку
«Маша и медведь»).
Результат
проекта:
Участие
в проекте 78% семей группы.
Родители
и дети познакомились с историей театра,
его видами, способами изготовления и
обыгрывания.
При
проведении опроса в конце проекта «Играете
ли Вы с ребёнком дома в театр?», возросло
желание родителей заниматься театральной
деятельностью дома с детьми, посещать
театр.
Многие
родители приобрели и изготовили для домашнего
использования театры.
Увлечённое
использование театрального центра детьми
в группе в самостоятельной деятельности
и хорошие показатели «актёрского мастерства»
для детей 4-5 лет.
Фотоотчёт
проекта « Театр для всех!».
Слова
благодарности в тетради отзывов и предложений!