Проектный метод как технология обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 05:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности проектного метода как средства развития общетрудовых умений.
Задачи исследования:
Изучить теоретические положения проектной деятельности.
Изучить и продумать систему заданий по созданию проектов для учащихся 8-го класса на уроках технологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проектной деятельности………………………5
Типология методов обучения ……………………………………………..5
Проект в системе уроков…………………………………………………..8
Вывод………………………………………………………………………11
Глава II. Содержание проектной деятельности учащихся 8-го класса на уроках технологии………………………………………………………….……12
2.1. Организация и проведение исследования ………………………………12
2.2. Тематика проектов по технологии в 8-ом классе по программе СимоненкоВ.Д…...………………………………………………………………15
2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………………………....23
2.4. Выводы……………………………………………………………..…..……25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………..……29

Вложенные файлы: 1 файл

педагогикада курсовая.docx

— 82.54 Кб (Скачать файл)

 

Творческие проекты учащихся К.Ай-Суу, О.Аяны и О.Чаяны

(см. Приложение 1, 2)

 

2.3. Анализ и  интерпретация результатов

Заключительный этап содержит анализ результатов опытно-исследовательской работы.

Оценка эффективности применения проектного метода показывает, что в связи с его внедрением происходят качественные изменения процесса обучения в целом.

Учащиеся всегда были готовы к уроку, оставались на дополнительные занятия и были заинтересованы в работе, старались более качественно обработать изделие. В ходе исследовательской работы учащиеся получили определенные знания и умения, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в старших классах. Защита творческого проекта способствовала развитию речи, расширению кругозора.

Изменения были отмечены и в содержании общетрудовых умений: увеличилось количество общетрудовых умений так, например если на начальном уровне были выявлены у 5 учащихся, то после проведения формирующего эксперимента были выявлены у 6 учащихся, это Егозарян Оля, Кулагина Лена, Белова Катя, Борданова Оля, Гаспарина Лена, Мартынцева Аня.

Наиболее значимым для нашего исследования является констатация следующего факта: применение метода проекта, как средства форсирования общетрудовых умений школьников привело к изменению начального (выявленного в ходе констатирующего этапа) уровня сформированности общетрудовых умений у учащихся. Так, например, если высокий исходный уровень сформированности общетрудовых умений был выявлен у 2 учащихся, после формирующего эксперимента их число увеличилось до 4 человек. Количество учащихся с выявленным средним исходным уровнем сформированности общетрудовых умений уменьшилось с 3 до 2 человек (за счет перехода одного учащегося на более высокий уровень развития общетрудовых умений). Число учащихся с низким исходным уровнем сформированности общетрудовых умений снизилось с 2 до 1 человека.

Изменения уровня развития общетрудовых умений учащихся неизменно приводит к изменению характера учебной деятельности. Было установлено, что при непосредственном вовлечении в активную деятельность, учащиеся с интересом воспринимают учебный материал. Активный поиск, приводящий учащегося к собственным «открытиям», которые являются результатом его усилий и напряжённой работы, приносят удовлетворение, прежде всего, ему самому.

Учебная деятельность в этом случае становится более интересной, радостной и желанной.

При использовании метода проекта общетрудовые умения (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество изделия) формируются легче, чем при использовании традиционных методов. Поскольку учебная деятельность более интересная, желанная то и на уроке атмосфера более комфортная и формировать умения легче, когда учащиеся идут на контакт с учителем.

2.4. Вывод: для большей объективности оценивания творческого проекта рекомендую: исходить не только от мнения учителя, но и мнение класса и самооценки самого ученика. В комплексе всех критериев ставиться соответствующая оценка

  1. Использование метода проекта даёт эффективность в формировании общетрудовых умений.

  1. Способствует изменению отношения к предмету технология;

  1. В процессе работы особенно используются межпредметные связи с другими дисциплинами.

  1. Учитель технологии сам должен быть:

  • Знаком с методом проекта, как активизации общетрудовых умений;

  • Уметь строить систему работы по развитию общетрудовых умений;

  • Использовать различные методы и приёмы активизации деятельности учащихся, направленные на формирование у них способов учебно - познавательной деятельности;

  • Использовать метод проекта, как средство формирования общетрудовых умений.

Заключение

Задача трудовой подготовки учащихся в нашей стране может быть осуществлена более успешно, если использовать метод проекта.

Выбор седьмого класса для проведения опытного исследования был обусловлен многими факторами. Особенно важно использовать с учащимися 8 классов. Именно в 12-13 лет можно с уверенностью говорить о том, что проектный метод обучения интересен для данного возраста. Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте, а творческий проект направлен в большей степени на самостоятельность учащихся, а также при выполнении творческого учебного проекта в наибольшей степени удовлетворяются доминирующие потребности данного возраста - потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении.

Опираться же можно на формы организации занятий, которые привлекают подростков - это сложный учебный материал, а также возможность строить самому свою познавательную деятельность за пределами школы.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности, а творческий проект - это и есть исследовательская работа.

Данный метод можно применять не менее успешно на других предметах, но такой предмет, как «Технология» дает наибольшие возможности для развития творческих способностей с помощью творческого проекта. А цель воспитания - всестороннее воспитание личности.

Типология проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.

Школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропуская через себя все, как он убежден, пригодится понадобится в дальнейшей жизни.

Для большей объективности оценивания творческого проекта рекомендую: исходить не только от мнения учителя, но и мнение класса и самооценки самого ученика. В комплексе всех критериев ставиться соответствующая оценка

  1. Использование метода проекта даёт эффективность в формировании общетрудовых умений.

  1. Способствует изменению отношения к предмету технология;

  1. В процессе работы особенно используются межпредметные связи с другими дисциплинами.

  1. Учитель технологии сам должен быть:

  • Знаком с методом проекта, как активизации общетрудовых умений;

  • Уметь строить систему работы по развитию общетрудовых умений;

  • Использовать различные методы и приёмы активизации деятельности учащихся, направленные на формирование у них способов учебно - познавательной деятельности;

  • Использовать метод проекта, как средство формирования общетрудовых умений.

 

Список литературы

  1. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе: кн. для учителей нач. классов/ А.Г.Глущенко – М.: Просвещение,1998. – 160с.

  1. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.- 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение,1999. – 447с., ил.

  1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 288 с.

  1. Крылов А.С. Что такое творческий проект и как над ним работать// Учитель года/ А.С. Крылов – Екатеринбург, 2002. февраль 2002.

  1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Г.И. Кругликов – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.

  1. Методика трудового обучения: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ «Преподавание труда и черчения в 4-8 кл. сред. общеобразоват. шк.»/Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б. Фридман; Под ред. Л.В. Мельниковой.-М.:Просвещение,1985.-224с., ил.

  1. Мухина В.С. Возрастная психология, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов/ В.С. Мухина – М.: «Академия»,1999.-422с.

  1. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик,А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

  1. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование,2006.-432.

  1. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение,1993. – 608с.

  1. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. Заведений/ И.П. Подласый – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.- 426с.:ил.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005. – 240с.

  1. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов пед. уч. заведений / Авт. – сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 1998. – 160С.

  1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.:Мастерство,2001.-272с.

  1. Технология: Учебник для учащихся 7 класса образовательной школы /В.Д. Симоненко , О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф,2000.-240с.:ил.

  1. Титов В.Н. Выбор цели в поисковой деятельности: методы анализа и поиска решения в технике/ В.Н. Титов – М.: 1991.-190с.

  1. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч. – попул. /Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер и др.; Под ред. Г.Г.Аракелова. – М.: Высш. шк., 1990.-304с.: ил.

  1. Чус А.В. Данченко В.Н. «Основы технического творчества», Киев,1997.- 183с

  1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 3 с.
  2. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование,2006.-220.
  3. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
  4. «Учитель года»: лучшее от лучших.№1,февраль 2002.
  5. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.- 319с.:ил.
  6. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 50 с.
  7. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 51 с.
  8. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 56 с.
  9. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 74 с.
  10. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 99 с.
  11. Чус А.В. Данченко В.Н. Основы технического творчества,Киев,1997.- 93с
  12. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 105 с.
  13. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005. – 234с.
  14. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-252с.
  15. Мухина В.С. Возрастная психология, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: «Академия»,1999.-305с.

Информация о работе Проектный метод как технология обучения