Проект работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

1. Цель исследования: Теоретически обосновать и разработать проект по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием традиционных и нетрадиционных методов обучения математике.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития детей.
2. Выделить традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
3
Глава I
Теоретические основы проблемы математического развития детей на современном этапе……………………………………………………..

5
1.1.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития детей дошкольного возраста……………..

5
1.2.
Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике…………………………………………………………………..

10
1.3.
Педагогические условия математического развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..

15

Выводы по I главе………………………………………………………….
21
Глава II
Проект работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..

22
2.1.
Изучение опыта работы воспитателей ДОУ по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста………………………..

22
2.2.
Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..


26

Выводы по II главе…………………………………………………………
31

Заключение………………………………………………………………….
32

Список литературы………………………………………………………..
33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 77.39 Кб (Скачать файл)

1-й этап - до числовая деятельность (3-4,5 года). На данном этапе работы решаются следующие задачи: выделять величину предмета и определять ее словом (длинный - короткий, большой - маленький, тяжелый - легкий и т. д.); сравнивать величину, пользуясь приемами наложения и приложения, и результаты сравнения определять словами (выше - ниже, больше - меньше, равные по количеству и т. д); раскладывать (сериировать) предметы по возрастающей и убывающей величине; группировать (классифицировать) предметы по величине.

2-й этап - введение ребенка  в мир числа на основе выполнения  действий с величинами (4,5-5,5 лет). На данном этапе дети учатся сравнивать величину предметов с помощью «мерки», равной одному из сравниваемых предметов; уравнивать величину предметов, пользуясь условной меркой, определяя результат измерения в предметной форме (мерка уложилась по длине ленты столько раз, сколько у нас кругов), а затем в словесной форме с помощью слов-числительных («Мерка уложилась пять раз»); понимать количественное и порядковое значение числа; понимать независимость величины (непрерывной и дискретной) от других признаков: цвета, пространственного расположения и др.; измерять объем жидких и сыпучих тел, массу (вес) предметов; понимать принцип сохранения величины (протяженности, количества, объема, массы); раскладывать и группировать предметы по величине.

3-й этап — совершенствование  понятия о числе (5,5-6,5 лет). Данный  этап работы включает решение  следующих задач: научить понимать  отношение между числами (5 меньше 6 на 1; 8 больше 7 на 1); производить счет  по разным основаниям (например, дана полоска, разделенная на  восемь квадратов; если производить  счет по одному квадрату, получится  число 8, а если по два, получится число 4); понимать функциональную зависимость между величиной, меркой и числом (при измерении одной и той же величины разными мерками получаются разные числа, и наоборот); освоить принцип сохранения величины (количество, протяженность, объем и др.).

В дальнейшем старшие дошкольники (6,5-7 лет) осваивают выполнение арифметических действий (сложение и вычитание) с числами. Лучшим способом осознанного их усвоения является решение арифметических задач, а затем и решение примеров. [18, с.47]

Программа включает разделы «Геометрические фигуры», «Пространственные отношения» с учетом современных исследований (Н. Г. Белоус, Л. А. Венгер, В. Г. Житомирский, Т. В. Лаврентьева, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, Л. Н. Шеврин и др.). Такое содержание, на наш взгляд, создает целостную систему математического обучения дошкольников, на основе которой будет осуществляться подготовка к усвоению школьной математики.

В процессе работы педагогами МДОУ №23  города Нижний Новгород использовались разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные). Приоритетное место отводилось практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).

В работе с детьми использовались дидактические игры с народными игрушками с помощью этих игр дети упражнялись в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом.

Дидактические игры использовались как для закрепления, так и для сообщения новых знаний.

При отработке предметных действий с величинами (сравнение путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) широко использовались разнообразные упражнения. На начальных этапах обучения чаще практиковались репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действовали по образцу воспитателя, что предупреждало возможные ошибки. Например, угощая зайцев морковкой (сравнение двух групп предметов путем наложения), дети точно копировали действия воспитателя, который угощал кукол конфетами. Несколько позже применялись продуктивные упражнения, в которых дети сами находили способ действия для решения поставленной задачи, используя имеющиеся знания. Например, каждому ребенку давали елочку и предлагали найти на столе воспитателя елочку такой же высоты. Имея опыт сравнения величины предметов путем наложения и приложения, дети путем примеривания находили елочку такой же высоты, как у них.

При выполнении знакомого способа действия педагоги МДОУ №23 использовали словесные инструкции. Посредством ответов на вопросы педагога ребенок повторяет инструкцию, например, говорит, какую полоску надо положить сначала, какую потом. [18, с.47]

Обеспечению принципа наглядности способствует дидактический материал. В средней и старшей группах наряду предметной и иллюстративной наглядностью используются геометрические фигуры, схемы, таблицы. Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Хотелось бы обратить внимание на ряд положений. Обучение должно осуществляться как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

На занятиях обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность (игра является обязательным компонентом занятия; иногда все занятие строится в форме игры).

Дифференцированное обучение рассматривалось педагогами МДОУ №23 как создание оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка. Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала, и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием. Такая работа требует специальной организации детей на занятиях. Проводились занятия по подгруппам, чтобы проследить способ выполнения действия каждым ребенком. Не исключались традиционные коллективные занятия со всей группой.

В работе использовались специальные приемы для организации взаимодействия детей в процессе обучения: работа небольшими группами объединенных по желанию детей; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь другу; коллективные просмотры работ, оценка своих работ и работ других детей; специальные задания, требующие коллективного выполнения. [18, с.48]

Использование разнообразных приемов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.

Альтернативной программой изучения математики в детском саду является программа С.Самарцевой, воспитателя детского сада № 257 г. Челябинска, ее основой является использование системы ТРИЗ на занятиях с дошкольниками. С. Самарцева предлагает серию занятий, которая убеждает нас в том что:

¾ ТРИЗ позволяет придавать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности);

¾ ТРИЗ дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;

¾ ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. [27, с.12]

В программу заложены занятия направленные на развитие логического мышления, аналитических способностей; формирование умения группировать элементы по различным признакам; совершенствование навыка ориентироваться в пространстве, на плоскости, во времени. [27, с.13]

В данный момент времени дошкольная педагогика располагает объемным материалом по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Существует масса альтернативных подходов к математическому развитию дошкольников, в связи с этим педагогам дошкольных образовательных учреждений предоставляется право выбора методов и приемов обучения математике по собственному усмотрению.

 

2.2   Использование традиционных  и нетрадиционных форм

обучения в процессе математического развития детей старшего

дошкольного возраста

 

 В МБДОУ № 22 г. Ачинска созданы все необходимые условия для успешного формирования элементарных математических представлений в группах старшего дошкольного возраста. Во всех группах присутствуют уголки занимательной математики, в которых размещены необходимые материалы для работы воспитателей с детьми, а так же для самостоятельной работы детей. Организуются всевозможные мероприятия в рамках образовательного процесса, а так же кружковой и индивидуальной работы. В работе воспитателей используются традиционные (математические игры, дидактические игры, словесные игры и игровые упражнения, решение логических задач), а так же нетрадиционные (математическое моделирование, математические сказки, элементарные опыты и т.д.) педагогические методы и приемы.

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, самой распространенной формой обучения математике в МБДОУ № 22 являются игры (дидактические, словесные, логические и т.д.). Использование дидактических игр позволяет уточнять и закреплять представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных ориентировках. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, формированию логических операций, совершенствованию представлений о сравнении, классификации, символическом изображении и знаках.

Многие игры начинаются с заклички или считалки. Это помогает ребёнку распределить игровые роли, обостряет внимание, настраивает на активность, создает атмосферу предвкушения удовольствия от игры и победы. Современные требования к обучению математике в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Одна из таких форм условно названа игровой проблемно-практической ситуацией. При создании игровых проблемно-практических ситуаций педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами действий, создает особые условия, которые побуждают ребенка применять имеющиеся у него знания в практической деятельности.

В математическом образовании наряду с такими формами работы, как игротека, викторины, праздники, воспитатели эффективно используют новую форму - «Математическая мастерилка», т.е. изготовление детьми (с помощью взрослых или без них) игр, пособий для себя и для малышей. Это позволяет детям применять полученные ранее знания для того, чтобы решать практические задачи.

Педагоги нашего ДОУ активно используют математические сказки, поместив их в папку-передвижку или в групповую познавательную библиотеку для детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребёнка используется для повышения эффективности обучения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательного материала. Роль этого материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, наша главная задача активизировать умственную деятельность, заинтересовать детей математическим материалом, увлечь и развлечь детей, при этом развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом: умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях.

В своей работе педагоги ДОУ № 22 широко используют занимательный материал и развлечения на математическом материале. В нашем методическом блоке представлены головоломки, ребусы, игры-лабиринты (выписанные из сборников занимательной математики и авторские проекты). Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки бывают арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, ребусы). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень его самостоятельности, и характер производимых проб. Пробы свойственны, как правило, детям средней и старшей групп. Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

Используя на занятиях разнообразные головоломки: в старшем дошкольном возрасте наиболее приемлемы головоломки с палочками. В ходе их решения идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки; таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по исследованиям З.А. Михайловой): [22, с.52 ]

¾ Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

¾ Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

¾ Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Организуя эту работу, воспитатели ставят цель — учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. В работе с детьми 6 лет используют простые логические упражнения и задачи,  с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно размышлять. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Последовательность выполнения упражнений.

Информация о работе Проект работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста