Пропедевтический аспект творческого мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Дать теоретическую характеристику особенностей процессов мышления младших школьников.
2. Определить возрастные особенности развития творческого мышления младших школьников.
3. Осуществить экспериментальное исследование развития творческого мышления учащихся начальных классов средствами сочинения.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления.......6
1.1. Творческое мышление как педагогическая проблема..........................................................................................................6
1.2. Особенности развития творческого мышления у младших школьников...................................................................................................12
Глава 2. Опыт диагностики творческого мышления младших школьников..................................................................................................18
2.1. Возможности диагностики творческого мышления младших школьников........................................................................................18
2.2. Характеристика уровней развития творческого мышления младших школьников................................................................................23
Заключение................................................................................................30
Библиография............................................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

 

 

Пропедевтический аспект творческого мышления младших школьников

 

 

 

Оглавление

Введение.......................................................................................................3

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления.......6

    1. Творческое мышление как педагогическая проблема..........................................................................................................6
    2. Особенности развития творческого мышления у младших школьников...................................................................................................12

 

Глава 2. Опыт диагностики творческого мышления младших школьников..................................................................................................18

2.1. Возможности диагностики творческого мышления младших школьников........................................................................................18

2.2. Характеристика уровней развития  творческого мышления младших школьников................................................................................23

 

Заключение................................................................................................30

Библиография............................................................................................32

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наше время – это время перемен. Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Многочисленные исследования показали, что именно в начальной школе закладываются основы творческого мышления. Здесь главная цель работы по развитию творческого мышления состоит в том, чтобы дети научились создавать нечто новое или находить новый путь.

Ученые уже давно пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Ученые пытались анализировать их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия – короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения.

Во второй половине нашего века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены составляющие творческой деятельности, гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Этими исследованиями занимались такие ученые как Библер В. С., Брушлинский А. В., Корнилов Ю. К., Мирошник М. И., Вахтомин Н. К. и другие.

Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются. В настоящей работе мы сформировали следующую проблему: как овладение пропедевтических условий стимулирование развития творческого мышления младших школьников в процессе подготовки и написания сочинения.

Разрешение данной проблемы есть цель нашего исследования.

Объектом исследования является процесс развития творческого мышления.

Предметом исследования является использование сочинений как средства формирования творческого мышления младших школьников.

Задачи исследования:

    1. Дать теоретическую характеристику особенностей процессов мышления младших школьников.
    2. Определить возрастные особенности развития творческого мышления младших школьников.
    3. Осуществить экспериментальное исследование развития творческого мышления учащихся начальных классов средствами сочинения.

В качестве научно-педагогической основы выступают идеи развивающего и опережающего обучения (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, С. Н. Лысенкова), согласно которым общее педагогическое развитие школьников и способствующее ему использование элементов пропедевтики. Ученики не создают понятия, образы, ценности, нормы, а присваивают их посредством учебной деятельности. Но в процессе ее выполнения учащиеся осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически выработались эти продукты духовной культуры. Поэтому процесс развития и обучения строится так, чтобы в сжатой сокращенной форме воспроизвести действительный исторический процесс рождения и развития знаний.

Сказанное выше накладывает отпечаток и на организацию процесса подготовки к написанию творческой работы.

Методологическая основа:

педагогической теоретической базой является основные положения концепций личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманская), основная идея которой состоит в признании культуры – общечеловеческой, национальной, личностной – общечеловеческой, национальной, личностной – решающим фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте культуры.

В качестве научно-педагогической основы выступают идеи развивающего и опережающего обучения (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, С. Н. Лысенкова), согласно которым на первый план выходит общее психологическое развитие школьников и способствующее ему использование элементов пропедевтики. Ученики не создают понятия, образы, ценности, нормы, а присваивают их просредством учебной деятельности. Но в процессе ее выполнения учащиеся осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры.

Научно-методологической базой опыта послужили различные рекомендации по подготовке к написанию сочинений учениками начальной школы М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой, З. И. Романовской, А. В. Аркадьевой, О. В. Прониной, Н. А. Чураковой и других.

Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в ранней пропедевтической подготовке учащихся к выполнению творческой работы. Результаты нашего исследования могут быть использованы на практике.

Методологическая основа:

Методы исследования:

    • изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
    • наблюдение;
    • беседы;
    • опытно-экспериментальная работа;
    • изучение продуктов деятельности учащихся.

Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе городской общеобразовательной школы №8 в 3 «В» и 3 «А» классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления

    1. Творческое мышление как педагогическая проблема

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно,  ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

   Мышление - опосредованное  и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В науке принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

    1. генезису развития;
    2. характеру решаемых задач;
    3. степени развернутости;
    4. степени новизны и оригинальности;
    5. средствами мышления;
    6. функциям мышления и т. д.

1. По генезису развития различают  мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое; практическое.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление: вербальное;  наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление: критическое; творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

В практической мыслительной деятельности человека все виды мышления неразрывно взаимосвязаны. Это взаимосвязь обусловлена уже тем, что фактически мы не совершаем никаких практических действий без того, чтобы у нас не возник соответствующий образ действия, чтобы мы словесно не обозначили то или иное действие. С другой стороны, оперируя самыми отвлеченными понятиями, мы, как правило, опираемся и на более или менее соответствующие им образы и т. д.

Эта взаимосвязь видов мышления находит свое выражение и в постоянных взаимопереходах одного вида мышления в другой.

Мы хотим рассмотреть один из видов мышления – творческое мышление. Под творчеством, по мнению Петровского А. В., понимается деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [23, 315]. А творческое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразования касаются от процессов применение готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Информация о работе Пропедевтический аспект творческого мышления младших школьников