Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 09:02, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Дать теоретическую характеристику особенностей процессов мышления младших школьников.
2. Определить возрастные особенности развития творческого мышления младших школьников.
3. Осуществить экспериментальное исследование развития творческого мышления учащихся начальных классов средствами сочинения.
Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления.......6
1.1. Творческое мышление как педагогическая проблема..........................................................................................................6
1.2. Особенности развития творческого мышления у младших школьников...................................................................................................12
Глава 2. Опыт диагностики творческого мышления младших школьников..................................................................................................18
2.1. Возможности диагностики творческого мышления младших школьников........................................................................................18
2.2. Характеристика уровней развития творческого мышления младших школьников................................................................................23
Заключение................................................................................................30
Библиография............................................................................................32
Взрослые не должны бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учит ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было затушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.
Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его дело или увлечение - часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.
Важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.
Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности и подсказать взрослым, как лучше понять ребенка и взглянуть на мир чистыми детскими глазами.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения [25, 98].
Глава 2 . Опыт исследования творческого мышления
младших школьников
2.1. Возможности диагностики творческого
мышления младших школьников
В целях решения задач исследования личности мы провели диагностическое исследование, для чего использовали диагностическое сочинение, проведенное 13 февраля и 17 апреля в 3 “В” и 3 «А» классах городской общеобразовательной школы №8.
Новизна опыта заключается в ранней (3 «В» и 3 «А» класс) пропедевтической подготовке учащихся к выполнению творческой работы – сочинения, стимулирующего интеллектуальное творчество ребенка, расширение его лексического запаса, закладывание основ стилистической грамотности, использование средств выразительности языка в письменной речи, высказывание собственного отношения к сюжету сочинения.
«Сочинения, если под
ними разуметь упражнения дара
слова, должны составлять главное
занятие на уроках
Слова К. Д. Ушинского [22, 43] актуальны и значимы по сей день, поскольку отражают не только направленность уроков русского языка, сущность сочинения как «дара слова», но и специфику деятельности учащихся в написании сочинения «...самостоятельными усилиями – выразить свою самостоятельную мысль»[22, 43].
Написание сочинения – это сложный процесс, как для ребенка, так и для взрослого человека, потому что от пишущего требуется не только сформулировать свою мысль и найти средства для ее выражения, но и желание, умение осуществлять этот процесс.
Для работы в 3-их классах в рамках данного опыта предлагаются сочинения, типы которых могут быть классифицированы по следующим признакам:
Все сочинения, проводимые в 3 классе по методам подготовки к написанию являются коллективными, то есть проводятся на одну тему для всего класса и требуют общей подготовки, но при этом индивидуализированы по содержанию, а по целям проведения – обучающими, что связано с освоением третьеклассниками нового и достаточно трудоемкого для них вида работы по развитию речи.
В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть и общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, включает в нее учащихся, добиваясь их максимальной активности и познавательной самостоятельности. Подготовка – это, во-первых, создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-либо; во-вторых, накопление достаточного материала для сочинения; в-третьих, выбор языковых средств к данной теме в соответствии с замыслом ее раскрытия.
Период работы над сочинением можно разделить на три этапа:
1) накопление материала: наблюдения, рассматривание картин, слушание музыки, чтение художественной и иной литературы в зависимости от предложенной темы;
2) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, подготовка лексики и т. п.;
3) словесное, речевое оформление сочинения: составление самого текста, его произнесение или запись, проверка, исправление ошибок, совершенствование.
Предмет сочинения, то, что составляет его содержание – это его тема. Она определяет отбор материала, фактов, явления, признаков, которые отражены в творческой работе.
Знакомство с основными типами текстов, изобразительно-выразительными средствами языка, работа по разграничению стилей речи ведется с начала первого года обучения на уроках литературы, а также русского языка и естествознания.
План – необходимая ступень любого речевого высказывания, его «каркас». Специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений.
Творческие работы могут выполняться учащимися, как в классе, так и дома, так как учитель не опасается того, что соавторами сочинения могут стать взрослые, а даже приветствуют то, что ребенок, сопоставляя свое мнение с мнением родителей, лишний раз учится отстаивать свою точку зрения или признавать допущенные ошибки.
Анализу сочинений, исправлению ошибок (речевых: лексико-стилистических, морфолого-стилистических и синтаксико-стилистических и неречевых: композиционных, логических и фактических) посвящается фрагмент одного из следующих занятий, а иногда и целый урок. На нем зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия –темы, типичные речевые ошибки. В таком фрагменте урока выделяются следующие этапы: 1) четкое выделение типа ошибок (например, «неудачно выбранное слов); 2) анализ литературно-художественных образцов, позволяющих проследить, как выбирает слово писатель; 3) нахождение детьми ошибок в текстах творческих работ; 4) исправление ошибок и объяснение целесообразности проделанной работы.
Таким образом, дети готовятся к самопроверке и редактированию текста собственного сочинения.
Итогом, своеобразным венцом проделанной работы является оформление написанного сочинения для выставки. Желание увидеть свою творческую работу предметом внимания других детей, убедиться в том, что она выполнена на должном уровне, испытать радость и удовлетворение от качественно проделанной работы – все это является мощным стимулом для дальнейшей творческой деятельности учащихся.
К сочинению, представляемому на выставку, предъявляются следующие требования (критерия оценки при написании обучающих работ не рассматриваются): 1) раскрытие темы сочинения; 2) логичность, последовательность; 3) соответствие типу текста и стилю; 4) соответствие лексического и синтаксическим нормам; 5) орфографическая и пунктуационная грамотность; 6) внешнее оформление, каллиграфия.
Подобная работа, проводимая в 3-их классах, стимулирует творческое мышление детей сложных сочинений в последующих классах.
2.2. Характеристика уровней развития творческого мышления младших школьников
Целью нашего исследования является определение уровня сформированности творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Наше исследование заключалось в проведении диагностической работы, которая заключалась в проведении сочинения. Это исследование проходило в 3 «В» и 3 «А» классах общеобразовательной школы №8 города Улан-Удэ, которое состояло из констатирующего эксперимента. Целью, которого является выявить уровень сформированности творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Для отслеживания результативности сравнивались начальный уровень и итоги работы третьеклассников, творческое мышление которых систематически стимулировалось, благодаря технологии, представленной в данном опыте, с результатами контрольного класса, в котором подобная работа велась не в системе. В этих классах были проведены уровни владения устной и письменной речью по следующим пунктам:
Оценка внешней характеристики устной речи учащихся проводилась по следующим показателям.
4 уровень – в норме 4 показателя:
3 уровень – в норме 3 показателя.
2 уровень – в норме 2 показателя.
1 уровень – в норме 1 показатель.
При оценке связности устной речи учащихся (показатели: типичные единицы высказывания, развернутость характеристики объекта, образность) выделялись следующие уровни.
4 уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую, обратную характеристику объекту или явлению.
3 уровень – речь состоит из предложений и отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей, образность скудная.
2 уровень – предложения
почти не используются в речи,
произносятся в основном
1 уровень – речь в
основном состоит из
При составлении и записи предложений из данных слов ставилась цель; выявить способность ребенка к творческому поиску разных вариантов словесного выражения мысли, словарный запас.
Детям предлагалось из данных слов – небо, облака, плыть – составить, как можно больше предложений, при этом разрешалось изменять форму слов и добавлять любые другие слова.
При проверке оценивалось количество, распространенность придуманных предложений, их грамматическая правильность, образность подобранных определений; выделялись следующие уровни.
4 уровень – придумано предложений по крайней мере на одно больше, чем задано слов; хотя бы в одном из них два слова больше, чем задано, не считая служебные слова; все предложения составлены правильно.
3 уровень – количество придуманных предложений равно количеству заданных слов; количество слов хотя бы в одном предложении на одно больше заданных, не считая служебные слова; все предложения составлены правильно.
2 уровень – количество придуманных предложений меньше, чем было задано слов; использованы только заданные слова; большая часть предложений составлена правильно.
1 уровень – результат хуже, чем описан во втором уровне выполнения.
Главным критерием оценки результативности развития творческого мышления на уроках литературного чтения является успешность выполнения детьми такого вида работы, как сочинение. В двух классах учащимся предлагалось написать сочинение-«фантазию» на тему «Летнее утро» по данному началу, завершив рассказ одним из трех возможных способов: морализующе, юмористически, трагически.
Летнее утро
Миша проснулся от жарких лучей солнца. Было прекрасное летнее утро. Он встал, выпил молока и зашел к другу Олегу...
Написанные сочинения оценивались по критериям, указанным выше, но поскольку работа выполнялась в классе в течение одного урока, то из их числа были исключены требования к орфографической и пунктуационной грамотности, а также к каллиграфии. При проверке выделялись уровни:
4 уровень – в норме 4 показателя:
Информация о работе Пропедевтический аспект творческого мышления младших школьников