Пропедевтический аспект творческого мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Дать теоретическую характеристику особенностей процессов мышления младших школьников.
2. Определить возрастные особенности развития творческого мышления младших школьников.
3. Осуществить экспериментальное исследование развития творческого мышления учащихся начальных классов средствами сочинения.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления.......6
1.1. Творческое мышление как педагогическая проблема..........................................................................................................6
1.2. Особенности развития творческого мышления у младших школьников...................................................................................................12
Глава 2. Опыт диагностики творческого мышления младших школьников..................................................................................................18
2.1. Возможности диагностики творческого мышления младших школьников........................................................................................18
2.2. Характеристика уровней развития творческого мышления младших школьников................................................................................23
Заключение................................................................................................30
Библиография............................................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Взрослые не должны бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учит ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.

В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.

Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было затушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его дело или увлечение - часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.

Важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.

Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности и подсказать взрослым, как лучше понять ребенка и взглянуть на мир чистыми детскими глазами.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения [25, 98].

 

 

 

Глава 2 . Опыт исследования творческого мышления

младших школьников

2.1. Возможности диагностики  творческого 

мышления младших школьников

В целях решения задач исследования личности мы провели диагностическое исследование, для чего использовали диагностическое сочинение, проведенное 13 февраля и 17 апреля в 3 “В” и 3 «А» классах городской общеобразовательной школы №8.

Новизна опыта заключается в ранней (3 «В» и 3 «А» класс) пропедевтической подготовке учащихся к выполнению творческой работы – сочинения, стимулирующего интеллектуальное творчество ребенка, расширение его лексического запаса, закладывание основ стилистической грамотности, использование средств выразительности языка в письменной речи, высказывание собственного отношения к сюжету сочинения.

 «Сочинения, если под  ними разуметь упражнения дара  слова, должны составлять главное  занятие на уроках отечественного  языка, но они должны быть действительно  упражнениями, т. е. по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз».

Слова К. Д. Ушинского [22, 43] актуальны и значимы по сей день, поскольку отражают не только направленность уроков русского языка, сущность сочинения как «дара слова», но и специфику деятельности учащихся  в написании сочинения «...самостоятельными усилиями – выразить свою самостоятельную мысль»[22, 43].

Написание сочинения – это сложный процесс, как для ребенка, так и для взрослого человека, потому что от пишущего требуется не только сформулировать свою мысль и найти средства для ее выражения, но и желание, умение осуществлять этот процесс.

Для работы в 3-их классах в рамках данного опыта предлагаются сочинения, типы которых могут быть классифицированы по следующим признакам:

    • по типу текста (сочинения-описания и сочинения-повествования с элементами рассуждения);
    • по стилю (эмоциональные, образные, приближающиеся к художественным произведениям и сочинения типа деловой статьи);
    • по источникам, из которых почерпнуть материал (сочинения на материале личного опыта, сочинения на книжном материале (отзыв о прочитанном), сочинения по картине или серии картин, с опорой на музыкальные произведения, сочинения – «фантазии» по данным началу или концу с заданием самими придумать сюжет);
    • по форме передачи содержания (устные, письменные).

Все сочинения, проводимые в 3 классе по методам подготовки к написанию являются коллективными, то есть проводятся на одну тему для всего класса и требуют общей подготовки, но при этом индивидуализированы по содержанию, а по целям проведения – обучающими, что связано с освоением третьеклассниками нового и достаточно трудоемкого для них вида работы по развитию речи.

В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть и общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, включает в нее учащихся, добиваясь их максимальной активности и познавательной самостоятельности. Подготовка – это, во-первых, создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-либо; во-вторых, накопление достаточного материала для сочинения; в-третьих, выбор языковых средств к данной теме в соответствии с замыслом ее раскрытия.

Период работы над сочинением можно разделить на три этапа:

1) накопление материала: наблюдения, рассматривание картин, слушание музыки, чтение художественной и иной литературы в зависимости от предложенной темы;

2) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, подготовка лексики и т. п.;

3) словесное, речевое оформление  сочинения: составление самого текста, его произнесение или запись, проверка, исправление ошибок, совершенствование.

Предмет сочинения, то, что составляет его содержание – это его тема. Она определяет отбор материала, фактов, явления, признаков, которые отражены в творческой работе.

Знакомство с основными типами текстов, изобразительно-выразительными средствами языка, работа по разграничению стилей речи ведется с начала первого года обучения на уроках литературы, а также русского языка и естествознания.

План – необходимая ступень любого речевого высказывания, его «каркас». Специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений.

Творческие работы могут выполняться учащимися, как в классе, так и дома, так как учитель не опасается того, что соавторами сочинения могут стать взрослые, а даже приветствуют то, что ребенок, сопоставляя свое мнение с мнением родителей, лишний раз учится отстаивать свою точку зрения или признавать допущенные ошибки.

Анализу сочинений, исправлению ошибок (речевых: лексико-стилистических, морфолого-стилистических и синтаксико-стилистических и неречевых: композиционных, логических и фактических) посвящается фрагмент одного из следующих занятий, а иногда и целый урок. На нем зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия –темы, типичные речевые ошибки. В таком фрагменте урока выделяются следующие этапы: 1) четкое выделение типа ошибок (например, «неудачно выбранное слов); 2) анализ литературно-художественных образцов, позволяющих проследить, как выбирает слово писатель; 3) нахождение детьми ошибок в текстах творческих работ; 4) исправление ошибок и объяснение целесообразности проделанной работы.

Таким образом, дети готовятся к самопроверке и редактированию текста собственного сочинения.

Итогом, своеобразным венцом проделанной работы является оформление написанного сочинения для выставки. Желание увидеть свою творческую работу предметом внимания других детей, убедиться в том, что она выполнена на должном уровне, испытать радость и удовлетворение от качественно проделанной работы – все это является мощным стимулом для дальнейшей творческой деятельности учащихся.

К сочинению, представляемому на выставку, предъявляются следующие требования (критерия оценки при написании обучающих работ не рассматриваются): 1) раскрытие темы сочинения; 2) логичность, последовательность; 3) соответствие типу текста и стилю; 4) соответствие лексического и синтаксическим нормам; 5) орфографическая и пунктуационная грамотность; 6) внешнее оформление, каллиграфия.

Подобная работа, проводимая в 3-их классах, стимулирует творческое мышление детей сложных сочинений в последующих классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика уровней  развития творческого мышления  младших школьников

Целью нашего исследования является определение уровня сформированности творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

Наше исследование заключалось в проведении диагностической работы, которая заключалась в проведении сочинения. Это исследование проходило в 3 «В» и 3 «А» классах  общеобразовательной школы №8 города Улан-Удэ, которое состояло из констатирующего эксперимента. Целью, которого является выявить уровень сформированности творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

Для отслеживания результативности сравнивались начальный уровень и итоги работы третьеклассников, творческое мышление которых систематически стимулировалось, благодаря технологии, представленной в данном опыте, с результатами контрольного класса, в котором подобная работа велась не в системе. В этих классах были проведены уровни владения устной и письменной речью по следующим пунктам:

    1. оценка внешней характеристики устной речи;
    2. оценка связности устной речи учащихся;
    3. составление и запись предложений из данных слов с добавлением любых других слов;
    4. сочинение-«фантазия» по данному началу.

Оценка внешней характеристики устной речи учащихся проводилась по следующим показателям.

4 уровень – в норме 4 показателя:

    1. говорит охотно;
    2. форма общения с учителем и учениками соответствует ситуации;
    3. речь в основном грамматически правильна;
    4. громкость нормативная.

3 уровень – в норме 3 показателя.

2 уровень – в норме 2 показателя.

1 уровень – в норме 1 показатель.

При оценке связности устной речи учащихся (показатели: типичные единицы высказывания, развернутость характеристики объекта, образность) выделялись следующие уровни.

4 уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую, обратную характеристику объекту или явлению.

3 уровень – речь состоит  из предложений и отдельных  слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей, образность скудная.

2 уровень – предложения  почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные  слова; испытывает большие трудности  при характеристике объекта или явления.

1 уровень – речь в  основном состоит из междометий  и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

При составлении и записи предложений из данных слов ставилась цель; выявить способность ребенка к творческому поиску разных вариантов словесного выражения мысли, словарный запас.

Детям предлагалось из данных слов – небо, облака, плыть – составить, как можно больше предложений, при этом разрешалось изменять форму слов и добавлять любые другие слова.

При проверке оценивалось количество, распространенность придуманных предложений, их грамматическая правильность, образность подобранных определений; выделялись следующие уровни.

4 уровень – придумано  предложений по крайней мере  на одно больше, чем задано  слов; хотя бы в одном из  них два слова больше, чем задано, не считая служебные слова; все предложения составлены правильно.

3 уровень – количество придуманных предложений равно количеству заданных слов; количество слов хотя бы в одном предложении на одно больше заданных, не считая служебные слова; все предложения составлены правильно.

2 уровень – количество  придуманных предложений меньше, чем было задано слов; использованы только заданные слова; большая часть предложений составлена правильно.

1 уровень – результат  хуже, чем описан во втором  уровне выполнения.

Главным критерием оценки результативности развития творческого мышления на уроках литературного чтения является успешность выполнения детьми такого вида работы, как сочинение. В двух классах учащимся предлагалось написать сочинение-«фантазию» на тему «Летнее утро» по данному началу, завершив рассказ одним из трех возможных способов: морализующе, юмористически, трагически.

Летнее утро

Миша проснулся от жарких лучей солнца. Было прекрасное летнее утро. Он встал, выпил молока и зашел к другу Олегу...

Написанные сочинения оценивались по критериям, указанным выше, но поскольку работа выполнялась в классе в течение одного урока, то из их числа были исключены требования к орфографической и пунктуационной грамотности, а также к каллиграфии. При проверке выделялись уровни:

4 уровень – в норме 4 показателя:

    1. тема раскрыта достаточно полно;
    2. работа продолжена и завершена логично, соответственно выбранному варианту окончания;
    3. стиль и тип текста соответствуют данному началу;
    4. основные лексические и синтаксические нормы соблюдены.

Информация о работе Пропедевтический аспект творческого мышления младших школьников