Просветители второй половины ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 22:13, реферат

Краткое описание

Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.

Содержание

І. Введение
ІІ. Глава 1 Социально – политические и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века
1.1 Политическое и экономическое положение Казахстана во второй половине Х1Х века.
1.2 Влияние или последствия присоединения Казахстана к России на развитии просветительства
Глава 2. Жизнь и творчество просветителей Казахстана во второй половины Х1Х века
2.1 Творчество Чокана Чингисовича Валиханова.
2.2 Вклад Ибрая Алтынсарина
2.3 Жизнь и творчество Абая Кунанбаева
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Просветители второй половины ХIХ века.docx

— 92.61 Кб (Скачать файл)

Костанайский государственно педагогический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Просветители второй половины ХIХ века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнил: студент 3 курса специальности  физика Жумабаев Тимур

                                                         Проверила: Дайкер А.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

І. Введение

ІІ. Глава 1 Социально – политические и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века

1.1 Политическое и экономическое  положение Казахстана во второй  половине Х1Х века.

1.2 Влияние или последствия присоединения  Казахстана к России на развитии  просветительства

Глава 2. Жизнь и творчество просветителей Казахстана во второй половины Х1Х века

2.1 Творчество Чокана Чингисовича Валиханова.

2.2 Вклад Ибрая Алтынсарина

2.3 Жизнь и творчество Абая  Кунанбаева

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Актуальные проблемы просветительства, а так же интерес к жизни и творчеству исторических личностей, их вклад в развитие государства всегда вызывал интерес.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение.

Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.

Во все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики страны были актуальны.

Примером тому могут служить жизнь, деятельность таких великих исторических личностей, просветителей второй половины XIX в. Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абай Кунанбаева.

Чокан Валиханов, отвергая мусульманское просвещение как религиозный дурман, призывал казахов принять передовую русскую культуру, русское образование. «Мусульманские законы, - писал он, никогда не были приняты казахами и были введены в степь путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов… Что же может ожидать свежая и восприимчивая казахская народность татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства…Вообще казахскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, пока пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский» .

Ч.Валиханов доказывал, что казахи «связаны с русскими исторически, даже кровно».

Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное – научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить русскую культуру…Русские видят мир. Если ты будешь знать русскую культуру, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно… Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче» .

Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе .

В этих высказываниях четко выражена одна мысль: несмотря на варварские, грабительские методы колонизаторской политики царизма, присоединение Казахстана к России, имело, безусловно, прогрессивное значение.

Актуальность проблемы просветительства, а также интерес к жизни и деятельности, вкладу в развитие страны таких исторических личностей как Ч.Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, является основной причиной выбора мною данной темы для дипломной работы.

Историография

Проблема просветительства всегда была актуальна, о чем свидетельствует то, что к нему обращали свои взоры историки, литераторы, экономисты, географы и т.д. В ходе нашего исследования мы ознакомились с работами некоторых исследователей] .Среди этих работ наибольший интерес представляет работа С.Н.Маркова «Идущие к вершинам». В монографии рассказывается о жизни и деятельности выдающегося исследователя Средней Азии Чокана Валиханова. Особое внимание уделяется не только детству и юности Чокана, т.е. жизни, быту, обычаям, нравам, царившим в тот период в Казахстане, но и немало любопытных страниц о путешествии П.П.Семенова на Тянь-Шань, о жизни ссыльного Ф.Достоевского. Автор документально подтверждает ту большую и крепкую дружбу, что связывала их и многих передовых русских людей с казахским народом, с его национальным героем Чоканом Валихановым.

Монография К.Джумагулова «Ибрай Алатынсарин» посвящена анализу и оценке всей творческой деятельности одного и основоположников казахской литературы нового направления И.Алтынсарина, данная на фоне общественно-исторической и культурной жизни казахского народа второй половины XIX века.

В работе К.Джумагулова1 раскрыта социально-экономическая и политическая обстановка, которая обусловила демократические, прогрессивные взгляды Ибрая Алтынсарина, благотворное влияние передовой, прогрессивной культуры и прежде всего русского народа. Безусловно, оказали влияние на его творчество и прогрессивные тенденции культуры и среднеазиатских народов.

В книге показана многогранная деятельность И. Алтынсарина: общественная деятельность неутомимого труженика на ниве просвещения, создателя и организатора первых русско-казахских светских народных школ, специальных отраслевых ремесленных училищ, библиотек, клубов и других культурно-просветительских учреждений; пропагандиста научных знаний; учителя и автора первых учебников на казахском языке, написанных русским алфавитом.

Мукаш Каппасарович Илюсизов в своей книге «Экономические воззрения Чокана Валиханова» показал социально-экономические условия Казахстана после присоединения к России (60-е годы XIX столетия). Краткая биография и общественно-политические взгляды на экономическое развитие казахского народа Ч.Ч.Валиханова. особенно хорошо отражены взгляды Чокана об условиях и значении кочевого скотоводства, о значении земледелия, промышленности и торговли для кочевых народов.

А.С.Сыздыков в своей монографии «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина» детально с использованием большого количества документов отражает основные этапы просветительской деятельности Ибрая Алтынсарина. Отдавая должную дань наследию, оставленному поэтом-просветителем, педагогом-энтузиастом Ибраем Алтынсариным, автор использовал большое количество трудов просветителя.

«Юные мои друзья!.. оглянитесь, -

Ведь, соседи ваши – далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век…

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

Наше благословение вам, -

Творите добрые, святые дела!

В своей книге доктор исторических наук, профессор Беймбет Бабиктеевич Ирмуханов исследует исторические взгляды выдающихся мыслителей, творческое наследие которых, придало важный импульс интернационализации исторических наук. Работа содержит и краткое описание исторических взглядов великого казахского ученого XIX в. Ч.Ч.Валиханова, а также размышления автора о проблемах отечественной истории  .

Ораз Амангалиевич Сегизбаев – автор философских наук, профессор, известный специалист в области истории мировой и казахской философии в 2001 году выпустил книгу «История казахской философии: От первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины ХХ столетия» . В книге показаны исторические предпосылки и закономерности казахского просвещения. А также большой объем посвящен основоположнику казахского просвещения Чокану Чингисовичу Валиханову; Ибраю Алтынсарину и его роли в развитии философской культуры Казахстана; Абаю Кунанбаеву, его творческой биографии. В работе удачно использован историко-генетический метод исследования в сочетании с системно-структурным анализом, что дало автору возможность вполне доступно изложить довольно сложные проблемы.

Источники.

Источниками для написания данной дипломной послужили работы известных историков и философов, в трудах которых, есть сведения о просветителях второй половины XIX в., а также работы самих просветителей, таких как Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев и периодическая печать.

Цели и задачи:

- изучить исторические условия  деятельности просветителей второй  половины XIX века.

- проанализировать социально-политическую  и экономическую обстановку в  Казахстане второй половины XIX века.

- показать влияние исторических  условий на возникновение просветительского  движения.

- раскрыть вклад в развитие  страны отдельных великих личностей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева.

Структура работы: Дипломная работа состоит из Введения, 2-х глав, Заключения и Списка использованной литературы.

Глава I. Социально-политические условия развития Казахстана второй половины XIX века

1.1 Политическое и экономическое положение Казахстана во второй половине XIX века

В период второй половины XIX присоединения Казахстана к России было практически завершено. Этот процесс шел в несколько этапов.

Поначалу создавалось впечатление, что переход Казахстана под покровительство России может произойти мирно и без особых осложнений. Абулхаир-хану (ум. В 748 г.) удалось убедить определенную часть наиболее влиятельных представлений господствующей верхушки Младшего и некоторой части Среднего жузов добровольно перейти в подданство России

В несколько завуалированной и более гибкой форме продолжил политику Абулхаира Аблай-хан (1771-1781 г.г.пр.), при котором завоевательные устремления царизма в Казахстане стали проявляться достаточно открыто. Не успев как следует закрепить свои позиции на границе с Казахстаном, царизм принял ряд указов, уставов и других решений, резко ущемлявших экономические, социальные и политические интересы практически всех слоев казахского общества. Так, 19 октября 1742 г. русским правительством был принят указ, запрещавший рядовым казахам кочевать близ реки Яик, Яицкого городка, и строящихся крепостей; 6 марта 1755 г. – Указ Коллегии иностранных дел, запрещавший рядовым казахам Среднего жуза переходить на правую сторону Иртыша, т.е. в места их постоянных и исторически закрепленных кочевых просторов. В 1822 г. специальным указом правительства России была ликвидирована ханская власть в Младшем жузе, а в 1824 г. та же участь постигла ханскую власть в Среднем жузе и т.д. Словом, началось совершенно открытое и повальное наступление царской России на социально-политическую и экономическую независимость Казахстана. Естественно, это устраивало немногих. Лишь небольшая часть пророссийски настроенной казахской аристократии, явно пытавшаяся использовать влияние Российской империи для укрепления своих экономических позиций в степи, перешла на сторону царизма. Большинство было явно недовольно складывающейся ситуацией. Все чаще стали возникать стихийные протесты, особенно в народной среде, против русской экспансии в Казахстане. Некоторые из них выливались впоследствии в вооруженные выступления против захватнической политики царизма. Наиболее крупными из них были восстания под руководством Срыма Датова в 1783-1797 г.г. и под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в 1836-1838 г.г. Самым мощным антиколониальным движением, оставившим глубокий след в истории русско-казахских отношений, было движение под предводительством Кенесары Касымова в 1837-1847 г.г.

В Казахстане негативные последствия русского колониализма сказались в полном подрыве не только стимулов к экономическому росту (пусть даже стихийному), но и в утрате достигнутых рубежей развития кочевого хозяйства из-за насильственного изъятия царизмом земель, на которых веками закреплялись маршруты кочевания степных номадов

В политике переход казахов в русское подданство сопровождался полной утратой ими даже самых ничтожных элементов самостоятельности, безграничным господством колониальной бюрократии, безудержным произволом властей, открыто обиравших прежде всего трудящиеся слои общества путем обложения их всякого рода пошлинами, наложения повинностей и отработок, взимания ничем не обоснованных податей, да и просто взяток  .Все это, совершенно естественно, вызывало протесты, возмущение и даже стихийные, а подчас и организованные выступления низов против собственных и царских угнетателей.

Однако сказанное вовсе не означает, что русская колонизация Казахстана не имела никаких позитивных последствий. Они, безусловно, были, и были главным образом, в социально-культурной сфере.

Присоединение Казахстана к России во всю ширь открыло ворота для проникновения в Казахскую степь передовой русской, а через нее и прогрессивной европейской культуры. Благодаря именно русскому влиянию в Казахстане культура кочевого быта, всецело связанная с животноводством, стала постепенно видоизменяться за счет внедрения в живую ткань ее функционирования элементов культуры оседлого, городского быта. В разных уголках Степи стали появляться вполне соответствующее городским стандартам тех времен жилые дома, усадьбы и даже отдельные компактно расположенные поселения.

Но не в этом главное. Значительно важнее обратить внимание на то обстоятельство, что вместе с укреплением русско-казахских связей стали усиливаться и приобретать стабильный характер взаимоотношения прогрессивной русской и формирующейся молодой казахской интеллигенции. Это взаимодействие оказалось настолько плодотворным, что дает все основания говорить о превращении Казахстана второй половины XIX в. чуть ли не эпицентр интеллектуального развития общества на евразийском рубеже. Именно на границе Казахстана с Сибирью и восточной частью России разворачивалась историческая деятельность Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А.Кунанбаева, известного сибирского ученого и публициста Г.Потанина. Здесь же в рассматриваемый период прошли плодотворные годы жизни Ф.М. Достоевского, С.Ф. Фурова, Е.П. Михаэлиса, Н.И. Долгопалова и многих других. Чрезвычайно удивительным фактом является то. Что завязалась поистине искренняя и прочная дружба лучших сынов русского народа с наиболее одаренными и образованными представителями казахского общества. Итогом этой бескорыстной дружбы явилось создание богатейшего идейно-теоретического и культурного наследия, оставившего свой глубокий след в истории и оказавшего огромное влияние на интеллектуальное развитие последующих поколений людей.

Информация о работе Просветители второй половины ХIХ века